СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящен обобщению и закреплению темы "Система счисления".Выполняются задания на перевод чисел из одной системы в другую.

Просмотр содержимого документа
«Система счисления»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 »





ОТКРЫТЫЙ УРОК

в 6 классе по Информатике



на тему:

«Системы счисления .»









Учитель Информатики:

Гусейнова А.М.













Избербаш 2019

Конспект урока

по информатике и ИКТ

Тема урока: «Системы счисления»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Количество часов, отводимое на урок: 45 мин.

Класс: 8

Цель: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий Задачи:

Образовательные:

    • актуализация знаний по теме «Системы счисления»;

    • дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;

    • стимулирование интереса к изучаемой теме;


Развивающие:

    • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

    • развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

    • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

    • развитие мышления учащихся при решении логических задач;


Воспитательные:

    • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;

    • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

    • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

    • формирование навыков самоорганизации и инициативы.


Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование: : компьютерная презентация «Итоговый урок по теме «Системы счисления», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.



План урока


  1. Организационный момент

(2 мин)

  1. Проверка изученного материала

(10 мин)

  1. Самостоятельная работа «Художники»

(13 мин)

  1. Практическая работа

(10 мин)

  1. Тест «Системы счисления»

(8 мин)

  1. Домашнее задание

(1 мин)

  1. Итог урока

(1 мин)




Ход урока


  1. Организационный момент. (Учитель приветствует учеников, проверяет наличие учебника, тетради и др.).

Учитель:

Не из учебника задача,

А по трудней открылся шифр.

Ребята поняли, что значат

Простые с виду десять цифр.

Да, путь познания не гладок,

Но знайте вы со школьных лет:

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!


Сегодня заключительный урок по теме «Системы счисления», на уроке повторим и обобщим изученный материал. Ваша задача показать теоретические знания темы, умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Урок наш будет разделен на 4 этапа. На каждом этапе вы можете заработать баллы. В конце урока оценим ваши знания по количеству набранных баллов.


  1. Разминка «Раз-вопрос, два - вопрос» (проверка изученного материала)

Правила: за каждый верный ответ – 1 балл, если отвечающий не смог ответить на вопрос, есть возможность заработать дополнительный балл.

На экране проектора изображено задание, учащиеся по очереди у доски выбирают номер, за которым закреплен вопрос и отвечают на него.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

  1. Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? (нет)

  2. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»? (да)

  3. Верно ли, что число 34263 может быть записано в пятеричной системе счисления? (нет)

  4. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета? (да)

  5. Верно ли, что в Древнем Египте пользовались клинописью? (да)

  6. Какие виды систем счисления вы знаете? (Позиционные, непозиционные)

  7. В какой системе счисления в качестве цифр используются некоторые буквы? (Римская система счисления)

  8. В какой системе счисления кодируется информация в компьютере? (Двоичной системе счисления)

  9. Верно ли, что арабские цифры удобны для сложных арифметических расчетов? (да)

  10. Какая система счисления – десятичная, двоичная, восьмеричная, римская - позиционная? (10-я, 2-я, 8-ричная)

  11. Укажите алфавит двоичной системы счисления? (0,1)

  12. Сравните числа: V V V * 555? (VVV)

  13. Какая система счисления использована в четверостишии?

«На кресле толстый кот Мартын сидел,

Своими 10 глазами он смотрел.

Вдруг на 100 своих он лап вскочил,

На подоконник быстро тело приземлил» (Двоичная с.с)

  1. Назовите наибольшее двузначное число в 8-ричной системе счисления? (778 )

  2. Как в 2-ичной системе счисления будет записано число «3»? (112)

  3. Какой латинской буквой обозначается число 10 в 16-ричной системе

  1. Самостоятельная работа «Художники».

Задание: отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в различных системах счисления.

Учитель. Вспомните алфавит систем счисления, правила перевода из одной системы счисления в другую. Задание выполняется на листах.

точки

Координаты

Ответы

1

(12,1012)

(1;5)

2

(28,1102)

(2;6)

3

(1012,1102)

(5;6)

4

(78,10012)

(7;9)

5

(10012,10012)

(9;9)

6

(1112,68)

(7;6)

7

(10102,616)

(10;6)

8

16,108)

(11;8)

9

16,108)

(12;8)

10

16,1002)

(10;4)

11

(1112,1002)

(7;4)

12

(10012,12)

(9;1)

13

(78,18)

(7;1)

14

(1012,1002)

(5;4)

15

(102,1002)

(2;4)

16

(12,1012)

(1;5)


После выполнения задания учитель показывает на проекторе получившийся правильный рисунок. Учащиеся сравнивают свои рисунки с образцом. Те, у кого совпал рисунок, получают 3 балла.


  1. Практическая работа.

Учитель: Главным помощником у нас является компьютер. Поэтому выполним перевод чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления с помощью программы калькулятор.

10-я

2-я

8-я

16-я

+/-

207

11001111

317

CF


58

111010

72

3A


73

1001001

111

49


40

101000

50

28


29

11101

35

1D


13

1101

15

D


328

101001000

510

148



После выполнения задания учащиеся обмениваются своими работами и выполняют самопроверку (на доске открывается правильно выполненное задание), отмечая верно выполненные задания. Правильно выполненное задание – 5 баллов.




  1. Тест «Системы счисления»


Ученикам раздаются листы с тестом, время выполнения 6 мин.

1. Что такое система счисления?

А) это набор цифр;

В) правила выполнения арифметических операций;

С) совокупность знаков и цифр, а также правила их записи.

2. В какой системе счисления представлена информация, хранящаяся в компьютере?

А) троичной;

В) в десятичной;

С) в двоичной;

Д) в восьмеричной.



3. Какое количество цифр используется в восьмеричной системе счисления?

А) 6;

В) 8;

С) 5;

Д) 7.

4. Может ли число 10 быть основанием системы счисления?

А) да;

В) нет.

5. Восьмеричная система счисления отличается от 16-ричной системы счисления…

А) количеством операций над числом в секунду;

В) глубиной вложенности операции;

С) количеством цифр, используемых для записи чисел;

Д) скоростью передачи информации.


После выполнения теста учащиеся выполняют самопроверку (на доске открывается правильные ответы). На листах учащиеся отмечают верно, указанные вопросы.

  1. Домашнее задание. Создать кроссворд, состоящий из 10 слов по теме «Системы счисления»

  2. Итог урока.

Учитель подводит итог урока (анализ тестовых листов, листов с практической работой, выставление оценки).

Критерии оценивания:

Оценка 5 = 30-36 баллов;

Оценка 4 = 29 -25 баллов;

Оценка 3= 24-15 баллов;

Выигравшая команда получает 5 дополнительных баллов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!