Система воспитательной работы в классе.
Воспитание – великое дело, им решается участь человека».
В.Г.Белинский
Основная тенденция современной школы- личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка .
Система воспитательной работы в нашем коллективе формируется по следующим направлениям:
нравственное воспитание,
воспитание моральных устоев личности, взаимоотношений в коллективе,
художественно-эстетическое и трудовое воспитание,
формируется художественный вкус, знание и понимание,
культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни,
занятие спортом, правильное питание, проведение дней здоровья,
профилактические осмотры и диспансеризации,
гражданско-патриотическое воспитание – воспитание, гражданина России,
ученического самоуправления,
системы работы классного руководителя, общешкольных дел.
Система воспитательной работы в классе
Я убеждена в том, что только системное воспитание успешно.
Систему воспитательной работы с классом строю с учетом особенностей класса, индивидуально-личностных характеристик каждого ребенка, позиции родителей, возможностей классного руководителя.
Генеральные цели воспитательной системы работы с классом:
раскрыть и развить индивидуальность ребенка;
научить его жить в классном коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы, взаимоподдержки;
задачи:
-научить детей приемам самопознания и самореализации;
-научить общению в разных сферах многогранного мира: с другими людьми, со словом, со знаниями, накопленными предшествующими поколениями, с природой, с миром материальных вещей;
-воспитать в детях качества делового человека, умеющего организовать себя, других, дело.
Каждый из четырех лет общения с детьми тематически направлен мною.
1, 2 класс.
Цикл классных часов “Познай себя сам”, цель которых – дать каждому воспитаннику информацию о том, кто он, какой он, кто его окружает, сформировать чувство собственной значимости, умение ценить тех, кто рядом. Семейные реликвии, родословные детей, значение имен и фамилий, знаменитые однофамильцы, интервью с самим собой, словесные автопортреты. А родители детей тем временем исследуют характер и темперамент своего ребенка, составляют на него характеристику, помогают ему подготовиться к классным часам.
3 класс.
“Диагностика личности, коллектива, класса и группы”, давшая возможность каждому воспитаннику увидеть его положение в системе межличностных отношений. Тематика классных часов здесь такова:
Личностно-ориентированный классный час"С чего начинается Родина"
"Я – Сургут – Югра – Россия"
"Мой путь к доброте".
"Все работы хороши. Защита профессий".
В 4 классе предлагаю блок классных часов “Воспитай себя сам”, цель которого сформировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, развить в детях чувство собственного достоинства, научить их видеть свои сильные и слабые стороны, преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях. В этом блоке такие темы классных часов:
“Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении”;
“Что я хочу рассказать другим о себе”;
“Мы очень разные и этим интересны друг другу”;
“Мои права и права других людей”;
“Просьба. Умение ее высказать, принять согласие или отказ в ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу”;
“Я в своих глазах и в глазах других людей”.
Воспитательная система составлялась и корректировалась, исходя из пожеланий родителей учеников класса. Можно говорить о некоторых результатах данной системы работы с классом:
в классе не было отсева, второгодничества, отторгнутых детей;
высокая удовлетворенность детей школой, классным коллективом;
сплоченность классного коллектива;
низкий уровень тревожности у детей;
большая активность учеников в классе, школе, во внешкольных мероприятиях;
способность адаптироваться в новых обстоятельствах: хорошо себя чувствуют в новом социуме.
Наш девиз:
Кем мы станем - неизвестно,
Наши цели далеки.
Но дружны, как ноты в песне,
В классе все ученики!
Законы жизни в классе:
Каждый человек имеет право на
ошибку и ее исправление.
Человек не имеет право унижать,
оскорблять, обижать другого
человека.
Человек должен научиться
признавать свою неправоту и
отстаивать свою правоту.
Человек должен учиться дружить и
иметь друзей.
Человек должен уметь помогать
другому человеку и не бояться
просить помощи.
Человек должен учиться быть
терпеливым и настойчивым в
достижении своих целей.
4