Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Педагогический институт математики и информатики
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Система задач по теме «Системы счисления»
Выполнила студентка
2 курса, группы 2 ИКВ
Климова Екатерина Сергеевна
Москва, 2014 год
Система задач по теме «Система счисления»
Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности заданий варьируется от базового до углубленного.
В результате изучения темы учащиеся должны:
-
уметь решать задачи по данной теме;
-
уметь переводить числа из одной системы счисления в другую;
-
уметь производить арифметические операции в различных системах счисления;
-
уметь выполнять действия над вещественными числами.
Система задач содержит 4 блока:
-
перевод чисел в десятичную систему счисления;
-
перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую;
-
арифметические действия в различных системах счисления;
-
вещественные числа.
Система задач содержит задачи на:
1) представление чисел в произвольных позиционных системах счисления;
2) перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления;
3) перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления;
4) арифметические операции над числами в разных системах счисления.
Блок 1. Перевод чисел в десятичную систему счисления
1.1. Перевести следующие числа в десятичную систему счисления:
а)1101112;
б)563 8;
в)1С16.
1.2. Докажите тождества:
а)225338=100101010110112;
б) 10010101111002 = 12BC16;
в) 101010100111002 = 252348.
1.3. В школе 11 классов. В 8б - 1000q учеников, из них 120q девочек и 110q мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?
1.4. Перевести числа, в десятичную систему счисления прочитав стихи
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
Блок 2. Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую
2.1. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления:
а) 362;
б) 463;
в) 1209.
2.2. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в троичную, пятеричную, двенадцатиричную системы счисления:
а) 89;
б) 356;
в) 1258.
2.3. Заполните пустые клетки таблицы
Двоичная система счисления | Восьмеричная система счисления | Десятичная система счисления | Шестнадцатеричная система счисления |
10100 | 24 | 20 | 14 |
| | 35 | |
| | 55 | |
| | 86 | |
| | 99 | |
| | 116 | |
| | 136 | |
Блок 3. Арифметические действия в различных системах счисления
3.1. Расставьте знаки арифметических операций так, чтобы были верны следующие равенства в двоичной системе:
а) 1100 ? 100 = 10000;
б) 1100 ? 10 ? 101 =1001;
в) 11100 ? 101 ? 11 = 10100.
3.2. Выполните действия над числами:
а) 208-158;
б)1658+378;
в)1916+С16;
г)3116-1А16.
3.3. Найдите Х:
а) Х2=1016+108*102;
б)10112+Х10=1110112.
3.4. Восстановите неизвестные цифры, обозначенные знаком вопроса, в следующих примерах на сложение и вычитание, определив вначале, в какой системе изображены числа.
а) 2?21 +123? ?203 | б ) 5?55 +?327 ?16?4 | в) 21?02 +?1212 ?2?021 | г) 4?5 -136 ?56 | д) 1536 -?42 67? |
Блок 4. Вещественные числа
4.1. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью 5-ти знаков после точки:
а)0.0625;
б)0.345;
в)0.225.
4.2. Сравните:
а)0,1816 и 0,228;
б)35,6310 и 16,С16;
в)1001112 и 2Е16.
4.3. Вычислите:
а)11001.102 + 10110.102;
б)1723,28 * 153,28;
в)AB.C16 * F.F16.
Творческое задание
№1
Подготовить сообщение об одной из предложенных системе счисления (с презентацией).
Древнеегипетская десятичная | Римская пятеричная | Древнегреческая аттическая пятеричная |
Древнегреческая ионийская десятеричная алфавитная | Византийская система счисления | Арабская система счисления |
Древнеиндийские системы счисления | Славянская кириллическая десятеричная алфавитная | Славянская глаголическая десятеричная |
Вавилонская десятеричная / шестидесятеричная | Древнекитайская десятеричная | Двадцатеричная система счисления индейцев Майя или долгий счет |
№2
В таблице 1 приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.
В таблице 2 приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления.
Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.
(Выполнив правильно задания, ученики должны получить рисунок цифры 4 для таблицы 1 и цифры 5 для таблицы 2)
Таблица 1
№ точки | Координаты точки |
X | Y |
1 | 1002 | 102 |
2 | 1012 | 1012 |
3 | 12 | 1012 |
4 | 112 | 10102 |
5 | 1002 | 10102 |
6 | 112 | 1102 |
7 | 1012 | 1102 |
8 | 1102 | 1012+1002 |
9 | 1112 | 10012 |
10 | 1102 | 1102 |
11 | 1002*102 | 1102 |
12 | 10002 | 1012 |
13 | 1102 | 1012 |
14 | 1012 | 102 |
Таблица 2
№ точки | Координаты точки |
X | Y |
1 | 102 | 1002 |
2 | 102 | 102 |
3 | 112 | 12 |
4 | 10002 | 12 |
5 | 1012+1002 | 102 |
6 | 10012 | 1012 |
7 | 10002 | 1002*102 |
8 | 112 | 716 |
9 | 1012 | В16 |
10 | 112*112 | 138 |
11 | 10012 | С16 |
12 | 48 | 100012-1012 |
13 | 102 | 78 |
14 | 24 | 1102 |
15 | 112 | 1102 |
16 | 1112 | 1112 |
17 | 11002-1002 | 68 |
18 | 10002 | 1002 |
19 | 1112 | 102 |
20 | 416 | 28 |
21 | 112 | 34 |
22 | 38 | 1002 |
Ответы и решения
Блок 1
1.1.
а)1101112=5510;
б)5638=37110;
в)1С16=2810.
1.2.
а)100101010110112 = 225338;
225338=100101010110112;
100101010110112=100101010110112
225338=225338.
б) 10010101111002=12BC16;
12BC16=10010101111002;
10010101111002=10010101111002;
12BC16=12BC16.
в) 101010100111002 = 252348;
252348=101010100111002 ;
101010100111002 =101010100111002 ;
252348=252348.
1.3.
1000q=120q+110q;
1000q=1*q3=q3;
120q=1*q2+2*q1=q2+2q;
110q=1*q2+1*q1=q2+q;
q3= q2+2q+ q2+q;
q3=2q2+3q;
q3-2q2-3q=0;
q(q2-2q-3)=0;
q1=0 (не подходит) или q2-2q-3=0;
D=(-2)2-4*1*(-3)=4+12=16 0;
q2=(2+sqrt(16))/2*1=6/2=3;
q3=(2-sqrt(16))/2*1=-2/2=-1(не подходит).
1.4.
12 лет, 5класс, 4 книги, 2 ноги, 4 ноги, 2 уха, 2 руки, 2 темно-синих глаза.
Блок 2
2.1.
а) 36210=1011010102; 36210=5528; 36210=16A16. | б) 46310=1110011112; 46310=7178; 46310=1CF16. | в) 120910=100101110012; 120910=22718; 120910=4B916. |
2.2.
а) 8910=100223; 8910=3245; 8910=7512. | б) 35610=1110123; 35610=24115; 35610=25812. | в) 125810=12011213; 125810=200135; 125810=88A12. |
2.3.
Двоичная система счисления | Восьмеричная система счисления | Десятичная система счисления | Шестнадцатеричная система счисления |
10100 | 24 | 20 | 14 |
100011 | 43 | 35 | 23 |
110111 | 67 | 55 | 37 |
1010110 | 126 | 86 | 56 |
1100011 | 143 | 99 | 63 |
1110100 | 164 | 116 | 74 |
10001110000 | 2160 | 1136 | 470 |
Блок 3
3.1.
а) 1100 + 100 = 10000;
б) 1100 + 10 - 101 =1001;
в) 11100 - 101 - 11 = 10100.
3.2.
а) 208-158=38;
б)1658+378=2248;
в)1916+С16=2516;
г)3116-1А16=1716.
3.3.
а) Х2=1016+108*102; 3210 =1610+810*210; 3210=1000002. | б)10112+Х10=1110112; 1110112-10112=1100002; 1100002=4810. |
3.4.
а) 2421 +1232 4203 5-ричная с/с | б) 5255 +4327 11604 8-ричная с/с | в) 21102 +21212 120021 3-ичная с/с | г) 425 -136 256 7-ричная с/с | д) 1536 -642 674 8-ричная с/с |
Блок 4
4.1.
а) 0.062510 = 0.00012; 0.062510 = 0.048; 0.062510 = 0.116. | б) 0.34510 = 0.010112; 0.34510 = 0.260518; 0.34510 = 0.5851E16. | в) 0.22510 = 0.001112; 0.22510 = 0.163158; 0.22510 = 0.3999916. |
4.2.
а)0,1816 8;
б)35,6310 16,С16;
в)1001112 2Е16.
4.3.
а)11001.102 + 10110.102 =1100002;
б)1723,28 * 153,28=15508;
в)AB.C16 * F.F16= AB1.4416.
Список используемой литературы
-
Занимательные задачи по информатике. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. – 5-е изд. – М.: 2013. – 152 с.
-
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 – 2004.-М.: Образование и Информатика, 2004. – 96 с.
-
Информатика и ИКТ: учебник для девятого класса/ Н.Д. Угринович. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 295 с.: ил.