СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система задач "Системы счисления"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система задач "Системы счисления"»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Педагогический институт математики и информатики







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Система задач по теме «Системы счисления»











Выполнила студентка

2 курса, группы 2 ИКВ

Климова Екатерина Сергеевна











Москва, 2014 год

Система задач по теме «Система счисления»

Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности заданий варьируется от базового до углубленного.

В результате изучения темы учащиеся должны:

  • уметь решать задачи по данной теме;

  • уметь переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • уметь производить арифметические операции в различных системах счисления;

  • уметь выполнять действия над вещественными числами.

Система задач содержит 4 блока:

  1. перевод чисел в десятичную систему счисления;

  2. перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую;

  3. арифметические действия в различных системах счисления;

  4. вещественные числа.

Система задач содержит задачи на:

1) представление чисел в произвольных позиционных системах счисления;

2) перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления;

3) перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления;

4) арифметические операции над числами в разных системах счисления.

Блок 1. Перевод чисел в десятичную систему счисления

1.1. Перевести следующие числа в десятичную систему счисления:

а)1101112;

б)563 8;

в)1С16.

1.2. Докажите тождества:

а)225338=100101010110112;

б) 10010101111002 = 12BC16;

в) 101010100111002 = 252348.

1.3. В школе 11 классов. В 8б - 1000q учеников, из них 120q девочек и 110q мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?

1.4. Перевести числа, в десятичную систему счисления прочитав стихи

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ



Блок 2. Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую

2.1. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления:

а) 362;
б) 463;
в) 1209.

2.2. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в троичную, пятеричную, двенадцатиричную системы счисления:

а) 89;
б) 356;
в) 1258.

2.3. Заполните пустые клетки таблицы

Двоичная система счисления


Восьмеричная система счисления

Десятичная система счисления

Шестнадцатеричная система счисления

10100

24

20

14



35




55




86




99




116




136


Блок 3. Арифметические действия в различных системах счисления

3.1. Расставьте знаки арифметических операций так, чтобы были верны следующие равенства в двоичной системе:

а) 1100 ? 100 = 10000;
б) 1100 ? 10 ? 101 =1001;
в) 11100 ? 101 ? 11 = 10100.

3.2. Выполните действия над числами:

а) 208-158;
б)1658+378;
в)191616;
г)3116-1А16.

3.3. Найдите Х:

а) Х2=1016+108*102;
б)1011210=1110112.

3.4. Восстановите неизвестные цифры, обозначенные знаком вопроса, в следующих примерах на сложение и вычитание, определив вначале, в какой системе изображены числа.

а) 2?21

+123?

?203

б ) 5?55
+?327
?16?4


в) 21?02

+?1212

?2?021


г) 4?5

-136

?56


д) 1536

-?42

67?


Блок 4. Вещественные числа

4.1. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью 5-ти знаков после точки:

а)0.0625;
б)0.345;
в)0.225.

4.2. Сравните:

а)0,1816 и 0,228;
б)35,6310 и 16,С16;
в)1001112 и 2Е16.

4.3. Вычислите:

а)11001.102 + 10110.102;
б)1723,28 * 153,28;
в)AB.C16 * F.F16.




Творческое задание

1

Подготовить сообщение об одной из предложенных системе счисления (с презентацией).

Древнеегипетская десятичная

Римская пятеричная

Древнегреческая аттическая пятеричная

Древнегреческая ионийская десятеричная алфавитная

Византийская система счисления

Арабская система счисления

Древнеиндийские системы счисления

Славянская кириллическая десятеричная алфавитная

Славянская глаголическая десятеричная

Вавилонская десятеричная / шестидесятеричная

Древнекитайская десятеричная

Двадцатеричная система счисления индейцев Майя или долгий счет

2

В таблице 1 приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.

В таблице 2 приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления.

Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления.

Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.

(Выполнив правильно задания, ученики должны получить рисунок цифры 4 для таблицы 1 и цифры 5 для таблицы 2)

Таблица 1

точки

Координаты точки

X

Y

1

1002

102

2

1012

1012

3

12

1012

4

112

10102

5

1002

10102

6

112

1102

7

1012

1102

8

1102

1012+1002

9

1112

10012

10

1102

1102

11

1002*102

1102

12

10002

1012

13

1102

1012

14

1012

102

Таблица 2

точки

Координаты точки

X

Y

1

102

1002

2

102

102

3

112

12

4

10002

12

5

1012+1002

102

6

10012

1012

7

10002

1002*102

8

112

716

9

1012

В16

10

112*112

138

11

10012

С16

12

48

100012-1012

13

102

78

14

24

1102

15

112

1102

16

1112

1112

17

11002-1002

68

18

10002

1002

19

1112

102

20

416

28

21

112

34

22

38

1002



Ответы и решения

Блок 1

1.1.

а)1101112=5510;

б)5638=37110;

в)1С16=2810.

1.2.

а)100101010110112 = 225338;

225338=100101010110112;

100101010110112=100101010110112

225338=225338.

б) 10010101111002=12BC16;

12BC16=10010101111002;

10010101111002=10010101111002;

12BC16=12BC16.



в) 101010100111002 = 252348;

252348=101010100111002 ;

101010100111002 =101010100111002 ;

252348=252348.

1.3.

1000q=120q+110q;

1000q=1*q3=q3;

120q=1*q2+2*q1=q2+2q;

110q=1*q2+1*q1=q2+q;

q3= q2+2q+ q2+q;

q3=2q2+3q;

q3-2q2-3q=0;

q(q2-2q-3)=0;

q1=0 (не подходит) или q2-2q-3=0;

D=(-2)2-4*1*(-3)=4+12=16 0;

q2=(2+sqrt(16))/2*1=6/2=3;

q3=(2-sqrt(16))/2*1=-2/2=-1(не подходит).

1.4.

12 лет, 5класс, 4 книги, 2 ноги, 4 ноги, 2 уха, 2 руки, 2 темно-синих глаза.

Блок 2

2.1.

а) 36210=1011010102;

36210=5528;

36210=16A16.

б) 46310=1110011112;

46310=7178;

46310=1CF16.

в) 120910=100101110012;

120910=22718;

120910=4B916.

2.2.

а) 8910=100223;

8910=3245;

8910=7512.

б) 35610=1110123;

35610=24115;

35610=25812.

в) 125810=12011213;

125810=200135;

125810=88A12.

2.3.

Двоичная система счисления


Восьмеричная система счисления

Десятичная система счисления

Шестнадцатеричная система счисления

10100

24

20

14

100011

43

35

23

110111

67

55

37

1010110

126

86

56

1100011

143

99

63

1110100

164

116

74

10001110000

2160

1136

470

Блок 3

3.1.

а) 1100 + 100 = 10000;
б) 1100 + 10 - 101 =1001;
в) 11100 - 101 - 11 = 10100.

3.2.

а) 208-158=38;
б)1658+378=2248;
в)191616=2516;
г)3116-1А16=1716.

3.3.

а) Х2=1016+108*102;

3210 =1610+810*210;

3210=1000002.

б)1011210=1110112;

1110112-10112=1100002;

1100002=4810.

3.4.

а) 2421

+1232

4203

5-ричная с/с


б) 5255

+4327

11604

8-ричная с/с


в) 21102

+21212

120021

3-ичная с/с


г) 425

-136

256

7-ричная с/с


д) 1536

-642

674

8-ричная с/с

Блок 4

4.1.

а) 0.062510 = 0.00012;

0.062510 = 0.048;

0.062510 = 0.116.

б) 0.34510 = 0.010112;

0.34510 = 0.260518;

0.34510 = 0.5851E16.

в) 0.22510 = 0.001112;

0.22510 = 0.163158;

0.22510 = 0.3999916.


4.2.

а)0,1816 8;

б)35,6310 16,С16;

в)100111216.


4.3.

а)11001.102 + 10110.102 =1100002;
б)1723,28 * 153,28=15508;
в)AB.C16 * F.F16= AB1.4416.

Список используемой литературы

  1. Занимательные задачи по информатике. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. – 5-е изд. – М.: 2013. – 152 с.

  2. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 – 2004.-М.: Образование и Информатика, 2004. – 96 с.

  3. Информатика и ИКТ: учебник для девятого класса/ Н.Д. Угринович. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 295 с.: ил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!