СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематика и эволюция

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Систематика и эволюция»

Многообразие живого и наука систематика

Многообразие живого и наука систематика

Что такое живое? Жизнь – это …

Что такое живое?

Жизнь – это …

Что такое живое? Жизнь – это активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление.

Что такое живое?

Жизнь – это активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования;

совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление.

Уровни живого Клеточный (клетка – это структурная и функциональная единица всего живого). Тканевой и органный (ткань – это группа клеток сходных по строения, происхождения ю и выполняемым функциям, орган – это часть тела, занимающий определённое положение и выполняющий определённую функцию). Организменный (согласованное взаимодействие клеток, тканей, органов образуют целостный организм ).

Уровни живого

  • Клеточный (клетка – это структурная и функциональная единица всего живого).
  • Тканевой и органный (ткань – это группа клеток сходных по строения, происхождения ю и выполняемым функциям, орган – это часть тела, занимающий определённое положение и выполняющий определённую функцию).
  • Организменный (согласованное взаимодействие клеток, тканей, органов образуют целостный организм ).
Уровни живого Видовой (вид – это сходные по строению и своим физиологическим особенностям особи ). Популяционный (популяция – совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных ). Экосистемный, биоценотический (биоценоз – совокупность всех живых организмов живущих на одной территории и взаимосвязанных между собой). Биосферный (биосфера – это оболочка Земли, населённая живыми организмами).

Уровни живого

  • Видовой (вид – это сходные по строению и своим физиологическим особенностям особи ).
  • Популяционный (популяция – совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных ).
  • Экосистемный, биоценотический (биоценоз – совокупность всех живых организмов живущих на одной территории и взаимосвязанных между собой).
  • Биосферный (биосфера – это оболочка Земли, населённая живыми организмами).
Вещества биосферы живое вещество — совокупность живых организмов Земли; косное вещество — вещество неживой природы (песок, глина, гранит, базальт); биокосное вещество — результат взаимодействия живых организмов с неживой природой (вода, почва, ил); биогенное вещество  — вещества, создаваемые в результате жизнедеятельности организмов (осадочные породы, каменный уголь, нефть). живое вещество — совокупность живых организмов Земли; косное вещество — вещество неживой природы (песок, глина, гранит, базальт); биокосное вещество — результат взаимодействия живых организмов с неживой природой (вода, почва, ил); биогенное вещество  — вещества, создаваемые в результате жизнедеятельности организмов (осадочные породы, каменный уголь, нефть).

Вещества биосферы

  • живое вещество — совокупность живых организмов Земли; косное вещество — вещество неживой природы (песок, глина, гранит, базальт); биокосное вещество — результат взаимодействия живых организмов с неживой природой (вода, почва, ил); биогенное вещество — вещества, создаваемые в результате жизнедеятельности организмов (осадочные породы, каменный уголь, нефть).
  • живое вещество — совокупность живых организмов Земли;
  • косное вещество — вещество неживой природы (песок, глина, гранит, базальт);
  • биокосное вещество — результат взаимодействия живых организмов с неживой природой (вода, почва, ил);
  • биогенное вещество — вещества, создаваемые в результате жизнедеятельности организмов (осадочные породы, каменный уголь, нефть).
Многообразие биосферы Всего 2000000 живых существ

Многообразие биосферы

Всего 2000000 живых существ

2000000 живых существ - это 350 000 видов растений, Более 100 000 видов грибов, Более 1 550 000 видов животных, Более 10 000 видов известных бактерий, предполагают что их около 100 000 видов Но может быть их гораздо больше, как вы думаете почему? Какое слово встречается во все данных примерах?

2000000 живых существ - это

  • 350 000 видов растений,
  • Более 100 000 видов грибов,
  • Более 1 550 000 видов животных,
  • Более 10 000 видов известных бактерий, предполагают что их около 100 000 видов

Но может быть их гораздо больше,

как вы думаете почему?

Какое слово встречается во все данных примерах?

Самая маленькая систематическая единица - вид Вид – это сходные по строению и своим физиологическим особенностям особи. Гриб белый, Дифтерийная палочка, Ромашка лекарственная, Медведь бурый.

Самая маленькая систематическая единица - вид

Вид – это сходные по строению и своим физиологическим особенностям особи.

  • Гриб белый,
  • Дифтерийная палочка,
  • Ромашка лекарственная,
  • Медведь бурый.
Систематика (классификация) Это наука о разделении живых организмов на группы по отличительным признакам. Первые попытки классифицировать Вредные и полезные Ядовитые и неядовитые Деление по алфавиту

Систематика (классификация)

Это наука о разделении живых организмов на группы по отличительным признакам.

Первые попытки классифицировать

Вредные и полезные

Ядовитые и неядовитые

Деление по алфавиту

Первая научная теория систематики Карл Линней (1707 - 1778) создал первую научную систематику. ввёл бинарную номенклатуру, установил чёткое соподчинение между систематическими (таксономическими) категориями.

Первая научная теория систематики

Карл Линней (1707 - 1778) создал первую научную систематику.

  • ввёл бинарную номенклатуру,
  • установил чёткое соподчинение между систематическими (таксономическими) категориями.
Рассуждения Карла Линнея:  прочитайте и решите прав ли он, так рассуждая Чтобы «разложить по полочкам» огромное количество описаний растений и животных, необходима была какая-то единица систематики. Видом Линней назвал группу особей сходных между собой, как дети одних родителей и их дети. Вид состоит из множества похожих особей, дающих плодовитое потомство. Например, лесная малина - это один вид, костяника другой, морошка третий вид растений. Все кошки домашние составляют один вид, тигры - другой, львы - третий вид животных. Следовательно, весь органический мир состоит из различных видов растений и животных. Вся живая природа состоит как бы из отдельных звеньев - видов.

Рассуждения Карла Линнея: прочитайте и решите прав ли он, так рассуждая

Чтобы «разложить по полочкам» огромное количество описаний растений и животных, необходима была какая-то единица систематики. Видом Линней назвал группу особей сходных между собой, как дети одних родителей и их дети. Вид состоит из множества похожих особей, дающих плодовитое потомство. Например, лесная малина - это один вид, костяника другой, морошка третий вид растений. Все кошки домашние составляют один вид, тигры - другой, львы - третий вид животных. Следовательно, весь органический мир состоит из различных видов растений и животных. Вся живая природа состоит как бы из отдельных звеньев - видов.

Систематика животных по  Линнею Классы: 1. Млекопитающие 2. Птицы 3. Амфибии (в этот класс он поместил земноводных и пресмыкающихся) 4. Рыбы 5. Насекомые 6. Черви. В число «червей» попали и моллюски, и медузы, и разнообразные черви, и все микроорганизмы (последних Линней объединил в один-единственный род — Хаос инфузориум).

Систематика животных по Линнею

Классы:

1. Млекопитающие

2. Птицы

3. Амфибии (в этот класс он поместил земноводных и пресмыкающихся)

4. Рыбы

5. Насекомые

6. Черви. В число «червей» попали и моллюски, и медузы, и разнообразные черви, и все микроорганизмы (последних Линней объединил в один-единственный род — Хаос инфузориум).

Систематика растений по Линнею: Среди растений он выделил 24 класса. Линней понимал, что самая существенная и характерная часть растения — цветок. К 1-му классу он отнёс растения с одной тычинкой в цветке, ко 2-му — с двумя, к 3-му — с тремя и т.д. Грибы, лишайники, водоросли, хвощи, папоротники — в общем все, лишённые цветков, оказались в 24-м классе («тайнобрачных»).

Систематика растений по Линнею:

Среди растений он выделил 24 класса. Линней понимал, что самая существенная и характерная часть растения — цветок.

  • К 1-му классу он отнёс растения с одной тычинкой в цветке,
  • ко 2-му — с двумя,
  • к 3-му — с тремя и т.д.
  • Грибы, лишайники, водоросли, хвощи, папоротники — в общем все, лишённые цветков, оказались в 24-м классе («тайнобрачных»).
Современная систематика:

Современная систематика:

Соподчинение среди систематических единиц растений: Царство - растения Отдел - покрытосеменные Класс - двудольные Семейство - сложноцветные Род - ромашка Вид - лекарственная

Соподчинение среди систематических единиц растений:

  • Царство - растения
  • Отдел - покрытосеменные
  • Класс - двудольные
  • Семейство - сложноцветные
  • Род - ромашка
  • Вид - лекарственная
Соподчинение среди систематических единиц животных Царство – животные Тип - хордовые Класс – млекопитающие Отряд - хищные Семейство - кошачьи Род - тигр Вид - амурский

Соподчинение среди систематических единиц животных

  • Царство – животные
  • Тип - хордовые
  • Класс – млекопитающие
  • Отряд - хищные
  • Семейство - кошачьи
  • Род - тигр
  • Вид - амурский
Проверь себя Перечислите уровни организации живой материи. Перечислите систематические категории растений. Перечислите систематические категории животных. Перечислите вещества биосферы. Основные понятия урока: клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, систематика.

Проверь себя

  • Перечислите уровни организации живой материи.
  • Перечислите систематические категории растений.
  • Перечислите систематические категории животных.
  • Перечислите вещества биосферы.
  • Основные понятия урока: клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, систематика.