СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». Урок русского языка в 7 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». Урок русского языка в 7 классе.»

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»

Тип урока: повторение - обобщение

Цели:

  1. учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, выделять причастный оборот;

  2. осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом;

  3. употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.

Оборудование:

картина И. И. Левитана «Золотая осень», фрагменты из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, перфокарты, карточки-информаторы.

Ход урока

  1. Учитель читает строки :

Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. (М.В.Ломоносов.)

- О какой части речи говорит М.В.Ломоносов?

- Почему? (В причастии заложены признаки и глагола, и прилагательного, что делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными.)

2. Объявляется тема и цель урока.

- Сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о причастии, его роли в речи, выполним ряд практических заданий .

3. Связный рассказ на тему: «Что я знаю о причастии как особой форме глагола». (1-2 человека.)

- Рецензирование выступлений товарищей.

4. На доске записано предложение.

Задание: расставить знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия.

Гроза грохочущая вдали надвигалась и огромная лиловая туча медленно выползала из-за леса.

5. Учитель.

Но мало только знать и понимать причастия, их надо правильно писать. Чтобы правильно писать причастия, необходимо знать много правил и уметь применять их, не испытывая затруднений в этих действиях. Грамотное написание – это форма вежливости во взаимоотношениях людей. Кроме того это возможность самому испытать и доставить читающему чувство удовлетворения, радости.

6. Работа с перфокартой.

Цель: проверка умения правильно писать «не» с причастием.

! Рассказать о правописании «НЕ» с причастием.

(Не) поставленная на место книга.

(Не) греющее солнце.

Улица (не) освещена.

(Не) нарушаемая ничем тишина …

7. Группа учащихся приготовила слайды с таблицами и воспроизводит их с примерами (домашнее задание ): «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание гласных в суффиксах причастий» .

Решение грамматической задачи для всего класса.

Комментированное письмо.

  1. Усыпа(НН/ Н)ые листьями дорожки.

  2. Роща обнаже(НН/Н)а.

  3. Развеш(Е/А)нные картины.

  4. Выто(ЕНН/АНН)ая деталь.

  5. Лома(Н/НН)ая линия.

  6. Развея(Н/НН)ые листья.

8. Синтаксическая пятиминутка.

Составление предложений по схемам.

  1. /~~~~~~~~~~~~~~/х… Летающая над костром бабочка была необычайно красива.

  2. Х,/~~~~~~~~~~/, ….. Листва, сорванная с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

  3. … х, /~~~~~~~~~~~/. Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца.

Дополнительное задание.

Заменить причастный оборот придаточным определительным (устно).

9. Объяснительная работа (обозначить условия выбора гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени) . Работа с карточками-информаторами.

ТаЮщий ( на-ять, 1спр.) на солнце снег, шепч…щие на ветру берёзы, прерыва…мый выстрелами, едва слыш…мый голос, весело таратор…щих сорок, служ…щий солдатом брат.

10. Работа по развитию речи. Сочинение-миниатюра об осени.

Учитель. Предлагаю вам прямо на уроке проверить свой словарный запас причастий. В помощь вам : - репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;

- музыка П.И. Чайковского, которая поможет понять общее настроение картины; услышать звуки осенней природы, активизировать воображение, передаст восхищение умиротворённой осени.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна (слайды картин Левитана , подготовленные группой учащихся). Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. Левитан оставил около 100 «осенних картин», не считая ЭТЮДОВ (рисунки, картины, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения).

На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальныхдней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и прелесть зимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

Войдите в этот лес и напишите, что вы там увидели, услышали и почувствовали. Желаю удачи!

Слабоуспевающим учащимся оказывается помощь : карточки с лексикой об осени.

  1. Необыкновенно красивы, начинает желтеть, расстилающиеся пёстрым ковром.лучи осеннего солнца. бесшумно скользит по земле, словно в сказке…

  2. Розовеющие стволы, берёзка красиво рисуется на бледно-голубом небе, к осени стали багряными и золотыми, оборвётся с ветки….

11. В это время учитель проверяет перфокарты, подводит итоги урока. Выставляет оценки за предыдущие виды работ, затем объявляет их.

Чтение 2-3 миниатюр. – Рецензирование сочинений.

Подведение итогов урока.

- Чьи выступления показались самыми интересными и почему?

- Какие вопросы и задания требуют ещё дополнительной работы?

12. Домашнее задание по группам.

1. Сообщения о роли причастий в нашей речи.

1 группа. Проанализировать учебники физики, химии .

2группа. Проанализировать газетные статьи.

3 группа. Сделать запись устной монологической и диалогической речи.