Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры в условиях введения в ФГОС
Введение ФГОС требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода, который ориентирован на достижение основного результата – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Одна из важнейших задач учителя физической культуры в школе – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.
Уже с 1 класса на своих уроках я учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы и работы одноклассников на уроке. Затем обсуждаем, анализируем, составляем новую цель.
Например: научиться садиться на шпагат.
1. Ставим цель – научиться садиться на шпагат;
2. Составляем план достижения (разучиваем и выполняем комплекс упражнений на гибкость, правила посадки, технику безопасности и т.д.);
3. Оцениваем результаты своей деятельности (научился или нет, в какой срок, сколько усилий приложил);
4. Совместно оцениваем результаты работы одноклассников (у всех ли получилось, кто не смог научиться, почему, причины удачи или неудачи);
5. Составляем новую цель.
Таким образом, дети на основе системно–деятельностного подхода должны учиться учить и оценивать самого себя.
Раньше физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность была нацелена на формирование у учащихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учащихся школы оздоровительными мероприятиями. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. Перед учебным заведением возникла задача – создать здоровьесберегающую среду.
С чем же сталкивается в данное время школьник:
1) отсутствие достаточной двигательной активности;
2) постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;
3)нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса;
4)недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов.
Выход – организация и проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе.
В своей работе я выделяю четыре направления физического воспитания:
1. Урочное.
2. Физкультурно-оздоровительное.
3. Внеклассное.
4. Общешкольное.
Вся спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время (за исключение физкультминуток) и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся. В школе функционируют различные кружки в рамках ФГОС, на которых ученики более успешно закрепляют полученные на уроках теоретические и практические знания, а также получают новые. Организована группа общей физической подготовки. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часу.
Программа занятий включает теоретические и практические занятия,
В теоретическом блоке рассматриваются следующие вопросы:
Физическая культура и спорт в России.
Физическая культура и спорт – средства всестороннего развития личности.
Выступление российских спортсменов на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх.
Гигиена, предупреждение травм.
Врачебный контроль, самоконтроль.
Оказание первой помощи.
Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм.
В практической части за основу взято несколько видов спорта:
Комплексные занятия по гимнастике и играм;
Комплексные занятия по легкой атлетике и играм;
Лыжи;
Баскетбол, футбол, волейбол;
Спортивные игры.
Все упражнения направлены на развитие физических способностей: скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости.
Таким образом, дети во внеурочное время активно занимаются физической культурой, играют в спортивные игры, участвуют в спортивных мероприятиях.