СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Системы счисления»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

Институт информационных технологий и физико-математического образования

Кафедра теоретических основ информатики



Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование»

Программа подготовки: Математика и Информатика




Конспект

по теме: «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления»









Выполнила студентка 5 курса

3642д группы: Клепинина Неля

Евгеньевна

__________________________

(подпись)

Учитель: Пожарский Кирилл шоагсэугаощуоащэуаощэуоаушаоуоауоа Александрович

__________________________

(подпись)аепоооо

Методист: Петракова Ольга лосэвосовщуовщуовсщуосщуосщуосщуосащоВикторовна


__________________________

(подпись)


Отметка: ___________________




Барнаул – 2020


Класс: 10;

УМК: Информатика. Углубленный уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Ч. 1 / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 184 с.

Данная тема рассматривается в 3 главе «Системы счисления». На изучение темы «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления» отводится 2 часа. Данный урок первый. На уроках будут рассмотрены правило перевода целого числа и правило перевода десятичной дроби. Изложение нового материала ведётся с использованием презентации «Системы счисления».

Цели урока:

Образовательная: обучение учащихся переводу десятичных чисел в произвольную (p-ичную) систему счисления.

Развивающие:

  • создание условий для развития аналитических способностей;

  • создание условий для развития внимания и операционного мышления;

  • поддерживать внимание учащихся посредством элементов погружения в ситуацию;

Воспитательная:

  • воспитывать умение выслушивать мнение одноклассника и отстаивать свою точку зрения;

  • соблюдать эстетические нормы при записи в рабочем листе и на доске.

Решаемые учебные задачи:

  • изучить алгоритм перевода целой части десятичного числа в произвольную (p-ичную) систему счисления;

  • изучить алгоритм перевода дробной части десятичного числа в произвольную (p-ичную) систему счисления;

  • закрепить изученный материал на примерах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: навыки перевода десятичных чисел в системы счисления с произвольным основанием.

Метапредметные: умение анализировать любую систему счисления как знаковую систему.

Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Тип занятия: комбинированный;

Ведущие формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах;

Средства ИКТ, используемые на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

План занятия:

  1. Организационный момент (2 минуты);

  2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний (8 минут);

  3. Изучение нового материала (15 минут);

  4. Закрепление изученного материала (10 минут);

  5. Домашнее задание (2 минуты);

  6. Рефлексия (3 минуты).

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Проверка отсутствующих на уроке.

Приветствуют учителя.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

организация своей учебной деятельности;

Личностные: мотивация обучения.

  1. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Проверим решение задач, которые были заданы вам в качестве домашнего задания.








Определите, какое из чисел больше: 10012 или 128?

Как можно сравнить эти числа?









Найдите основания системы счисления, если известно, что

а) 23Х = 1510;

б) 203Х = 3510

А как можно проверить правильность выполнения заданий? Существуют ли способы выполнять подобное задание более эффективно?















Именно этим мы сегодня и займёмся. Запишите тему урока «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления».

Два ученика выходят к доске и объясняют решение домашних задач. Остальные ребята проверяют правильность выполненного ими задания.

Нужно оба числа перевести в десятичную систему счисления и получившиеся числа сравнить.

10012 = 910

128 = 1010

92 8.

а) 2*Х + 3 = 15, Х=6;

б) 2*Х2 + 3 = 35, Х=4

Записывают в тетради решение.

Предполагают, что решение уравнений можно проверить, если перевести числа в систему счисления с основанием Х. Учащиеся подходят к выводу, что на данном этапе обучения предстоит освоить алгоритмы перевода чисел из 10-ой системы счисления в произвольную (p-ичную) систему счисления.

Записывают тему урока.

Коммуникативные:
умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности; структурирование знаний;
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено.

  1. Изучение нового материала

Предлагает учащимся просмотреть и прослушать учебный модуль.

Обсуждает алгоритм с учащимися, фиксирует внимание школьников на ключевых моментах.










Сейчас рассмотрим несколько примеров.

Задача 1. Перевести число 5810 в троичную систему счисления.

Как будем осуществлять перевод?

Верно.

58 : 3 = 19 (1)

19 : 3 = 6 (1)

6 : 3 = 2 (0)

2 : 3 = 0 (2)

После знака равенства записывается целая часть частного, а в скобках указывается остаток.

И каким будет окончательный результат?

Задача 2. Перевести десятичную дробь 0, 625 в двоичную систему счисления.

Будем последовательно умножать это число на 2, выделяя целую часть произведения:

0, 625*2=1, 25

1-первая цифра

0, 25*2=0, 5

0-вторая цифра

0, 5*2=1, 0

1-третья цифра

Дальше нули

В итоге получили:

0,62510 = 0, 1012

Вторая ситуация – получение периодической дробной части. В таком случае последовательные умножения надо продолжать до выделения периода.

Задача 3. Перевести число 0, 24610 в пятеричную систему счисления.

0, 246*5=1, 23

1

0, 23*5=1, 15

1

0, 15*5=0, 75

0

0, 75*5=3, 75

3

0, 75*5=3, 75

3

Далее пойдет периодическое повторение цифры 3. Результат получился таким:

0, 24610 = 0,110(3)5.

Чаще всего при переводе десятичной дроби в другую систему счисления получают приближенный результат с заданной точностью. Например, требуется перевести число 0,21 в восьмеричную систему счисления с точностью до 7 цифр. Выполняется перевод числа до 8 цифр после запятой: 0,21=0,15341217…8. Затем производится округление до 7-й цифры: 0,2110≈0,15341228. Заметим, что в этом случае к последней цифре нужно прибавлять единицу, если первая отбрасываемая цифра ≥4, т.к. 8/2=4.

Если требуется перевести смешанное десятичное число, то отдельно переводится целая часть числа путем последовательных делений и дробная часть путем умножений. Затем два эти результата записываются через запятую одним смешанным числом.

Воспринимают информацию, передаваемую с помощью озвученного учебного модуля.

Принимают участие в беседе с учителем, задают уточняющие вопросы.

Делают записи в тетради.




Перевод производим путем последовательных делений на 3.


Фиксируют решение в тетради.


5810 = 20113.



Фиксируют решение в тетради. Задают уточняющие вопросы.































Слушают объяснение учителя.

Личностные: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие речевого аппарата;

Познавательные: формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий;

Регулятивные: планирование, определение последовательности действий;

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе.

  1. Закрепление изученного материала

Сейчас потренируемся переводить целые и дробные десятичные числа в другие системы счисления.

Я предлагаю вам выполнять работу в парах.

Раздаёт карточки с заданиями ученикам.

Выполнить перевод следующих десятичных чисел в другие системы счисления:

а) 2134→X5; 2134→X2; 2134→X16;

б) 0,12→X5; 0,12→X2; 0,12→X16 (дробные числа переводить с сохранением 5 цифр после запятой).

Во время выполнения учениками задания учитель оказывает консультационную помощь тем учащимся, которым это необходимо.

После завершения работы учитель выводит на слайде решение, ученики проверяют работы. Учитель выставляет оценки.

Слушают задание.







Учащиеся выполняют задание по карточкам.










Личностные: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие речевого аппарата;

Познавательные: формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий;

Регулятивные: планирование, определение последовательности действий;

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе.

  1. Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома: § 1.3.2 (стр. 36-39), стр. 39 № 3 письменно.

Записывают домашнее задание.



Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности.

  1. Рефлексия

Приём «Корзина» - передаёт нарисованную (можно реальную) корзину ученику.

Вы должны зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

Я научился …

Я разобрался …

Я запомнил…

Спасибо всем за урок. До свидания!

Каждый учащийся не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.

Прощаются с учителем.

Познавательные:

структурирование знаний; действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности;

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!