ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Х. АНДРУХАЕВА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По предмету: «Информатика» Методические рекомендации по теме: «Системы счисления»
Составитель: Шишхова З.Р.
2017 г.
Примеры решения к ЕГЭ по темам "Системы счисления"
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для студентов любой формы обучения по предмету: Информатика. Может использована педагогами для проведения уроков по данной теме, для организации самостоятельной работы учащихся, а также для подготовке к ЕГЭ по информатике.
Учебно-методическая разработка содержит весь необходимый материал для проведения уроков информатики по теме “Системы счисления”: теоретический материал, разбор решения типовых задач, задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Также содержит примеры заданий из ЕГЭ.
Для подготовки студента к ЕГЭ по информатике у преподавателя всегда должны быть под руками соответствующие электронные продукты – обучающие, контролирующие, моделирующие. Моя разработка – продукт, представляющий примеры решения задач по темам “Системы счисления” (см. Приложение1.)
Цель работы: закрепление навыков решения заданий ЕГЭ по информатике с использованием систем счисления.
Опираясь на необходимость самостоятельной работы студентов при подготовке к ЕГЭ, примеры задач с решениями рекомендую скопировать на домашний компьютер и, тогда каждый студент, используя их для самоконтроля, решает задачи в необходимом ему темпе, порядке и объеме. При этом регулирует сам нагрузку при подготовке к итоговой аттестации (здоровьесберегающий аспект).
Актуальность и значимость ресурсов:
Хотя экзамен по информатике и ИКТ в форме единого государственного экзамена выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору, большинство выпускников нацелены на поступление в ВУЗы технического профиля, где сертификат с результатами ЕГЭ обязателен. Поэтому свою разработку в первую очередь адресую ученикам, чтобы дать им востребованный инструмент подготовки к ЕГЭ, обеспечив большим объемом задач, а работу учителя в аудитории – интерактивными задачниками, которые с применением проектора, экрана или интерактивной доски использую для разбора решения типичных задач.
Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса.
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.
Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.
Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.
Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа изображается символом или группой символов (словом) некоторого алфавита. Будем называть такие символы цифрами. Числа записываются с использование особых знаковых систем, которые называют системами счисления.
Система счисления – совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные.
Система счисления называется непозиционной, когда значения цифры не зависит от её положения в числе.
Системы счисления, в которых значение каждой цифры зависит от её положения (позиции) в записи числа, называются позиционными системами счисления.
Непозиционные системы счисления.
Непозиционные системы счисления первичны по своему происхождению; но поскольку они имеют ряд недостатков по сравнению с позиционными системами счисления, то постепенно они потеряли свое значение. Хотя до настоящего времени еще используется римская система счисления, где для обозначения цифр используются латинские буквы:
I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000
Числа в римской системе счисления записываются по следующим правилам.
1) если большая цифра стоит перед меньшей, они складываются, например: VI=6;
2) если меньшая цифра стоит перед большей, то из большей вычитается меньшая, причем в этом случае меньшая цифра уже повторяться не может, например: XL=40, XXL-нельзя;
3) цифры M,C,X,I могут повторяться в записи числа не более трех раз подряд;
4) цифры D,L,V могут использоваться в записи числа только по одному разу.
Например число 1996 будет записано в римской система счисления как MCMXCVI.
Самое большое число, которое можно записать в этой системе счисления, это число 3999 (MMMCMXCIX). Для записи еще больших чисел пришлось бы вводить еще новые обозначения.
А теперь попробуйте выполнить простую арифметическую операцию, не переводя числа в привычную систему счисления: умножить число CLVI на число LXXIV. Вряд ли вам это удастся.
Таким образом, можно констатировать следующие основные недостатки непозиционных система счисления:
а) Необходимость использования большого количества символов для записи больших чисел. б) неудобство выполнения арифметических операций.
1.2. Позиционные системы счисления.
Позиционной называется такая система счисления, в которой величина цифры зависит от позиции (места), занимаемой этой цифрой в записи числа. Примером позиционной системы счисления служит арабская система счисления, которой мы обычно пользуемся. Если взять два числа 102 и 21, то цифра 1 в первом числе в 100 раз "тяжелее" той же цифры во втором числе. А вот цифра 2 в первом числе в 10 раз "легче" этой же цифры во втором числе.
Рассмотрим числа 13, 5234 и 351
В числе 13 тройка обозначает три единицы. В числе 5234 – три десятка, В числе 351 – три сотни.
Запишем эти числа в десятичной системе счисления.
13=1*10+3=1*101+3*100
351=3*100+5*10+1=3*102+5*101+1*100
5
294=5*1000+2*100+3*10+4=5*103+2*102+9*101+4*100
Разряд - позиция цифры в числе.
В позиционной системе счисления любое число может быть представлено в развернутом виде.
Пусть q - основание системы счисления, n - число разрядов целой части числа, ai - цифра числа, Aq - само число.
Тогда развернутую форму для числа представленного в любой системе счисления можно записать в общем виде следующим образом:
Aq = an-1*qn-1 + an-2*qn-2 + ... + a0*q0
Алфавит системы счисления – совокупность символов, используемых в данной системе счисления. Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления.
Таблица 1.
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Десятичная | 10 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Двоичная | 2 | 0, 1 |
Восьмеричная | 8 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F |
Практическая часть.
Проверьте, правильно ли записаны числа в соответствующих системах счисления:
а) А10=6783 б) А4=6023 в) А3=10021 г) А2=2222
2. Двоичная система счисления.
В двоичной системе счисления основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр 0 и 1.
Числа в двоичной системе счисления в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают 0 и 1.
Например, 1102=1*22+1*21+0*20=610
Перевод из десятичной системы счисления в двоичную осуществляется по следующему алгоритму.
Последовательно выполняется деление исходного целого числа и получаемых целых частных на основание системы счисления (на 2) до тех пор, пока не получится частное меньше делителя.
Записываем остатки в обратной последовательности.
Пример . 1510 → ?2
1 - 5 | 2 | | |
1 - 4 | 7 | 2 | |
1 | 6 - | 3 | 2 |
| 1 | 2 | 1 |
| | 1 | |
1510 = 11112
Перевод из двоичной системы счисления в десятичную. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки:
n (степень) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 |
Пример . Число
перевести в десятичную систему счисления.
Практическая часть.
Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления:
13; 55; 459; 112; 66; 78; 653; 35; 43; 65
2) Перевести числа в десятичную систему счисления:
1101
110111
101010
1101101
10101110
111011
101011
101011110
1011101
3.Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую
Можно сформулировать алгоритм перевода целых чисел из системы с основанием p в систему с основанием q:
1. Основание новой системы счисления выразить цифрами исходной системы счисления и все последующие действия производить в исходной системе счисления.
2. Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.
3. Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления.
4. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.
Пример 1. Перевести десятичное число 17310 в восьмеричную систему счисления:
Получаем: 17310=2558
Пример 2. Перевести десятичное число 17310 в шестнадцатеричную систему счисления:
Получаем: 17310=AD16.
Пример 3. Перевести десятичное число 1110 в двоичную систему счисления. Рассмотренную выше последовательность действий (алгоритм перевода) удобнее изобразить так:
Получаем: 1110=10112.
Пример 4. Иногда более удобно записать алгоритм перевода в форме таблицы. Переведем десятичное число 36310 в двоичное число.
Делимое | 363 | 181 | 90 | 45 | 22 | 11 | 5 | 2 | 1 |
Делитель | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Остаток | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Получаем: 36310=1011010112
Практическая часть.
Перевести числа из десятичной системы счисления в другую.
24510=?4
8710=?8
7910=?5
Перевести числа из системы счисления в десятичную.
368=?10
234=?10
56А16=?10
Проверить равенства:
2510=348
4710=1011112
10810=6С16
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Из всех позиционных систем особенно проста двоичная система счисления. Рассмотрим выполнение основных арифметических действий над двоичными числами.
Во всех позиционных системах счисления арифметические операции выполняются по одним и тем же правилам:
справедливы правила сложения, вычитания и умножения столбиком;
правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.
Сложение.
Таблица сложения |
0 + 0 = 0 |
0 + 1 = 1 |
1 + 0 = 1 |
1 + 1 = 10 |
Первые три строчки таблицы нам привычны, в четвертой 1 + 1 = 10, так как если мы рассмотрим сложение двух единиц в десятичной системе счисления то 1 + 1 = 2 и 2 переведем в двоичную систему счисления, то получим 102.
Пример: 1101+110=10011
| 1 | | | |
+ | 1 | 1 | 0 | 1 |
| | 1 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Самостоятельно:
1011101+1100110 = 11000011
Умножение.
Таблица умножения |
0 . 0 = 0 |
0 . 1 = 0 |
1 . 0 = 0 |
1 . 1 = 1 |
Пример:
X | | 1 | 1 | 0 |
| | 1 | 0 | 1 |
+ | | 1 | 1 | 0 |
+ | 0 | 0 | 0 | |
1 | 1 | 0 | | |
1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
| | | | |
Самостоятельно:
101*110 = 11110
Вычитание:
Таблица вычитания |
0-0=0 |
1-0=1 |
1-1=0 |
0-1=11 |
| . | . | | |
- | 1 | 1 | 0 | 1 |
| | 1 | 1 | 0 |
| | 1 | 1 | 1 |
Самостоятельно:
111101-1001 = 110100
Практическая часть.
Выполнить сложение над заданными числами.
110; 11 (1001)
111, 101 (1100)
101010; 11001 (1000011)
111011; 101011 (1100110)
1110; 1111 (11101)
Выполнить вычитание над заданными числами:
100; 10 (10)
110; 11 (11)
100; 11 (1)
1000; 101 (11)
Выполнить указанные действия в заданной системе счисления.
111011+1001 (1000100; 59; 9)
11101- 1111 (1110; 29; 15)
Заданные числа и полученные результаты арифметических операций перевести в десятичную систему счисления и выполнить проверку полученных результатов в десятичной системе счисления.
Для закрепления темы предлагается тест. (Приложение 1)
ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Одним из способов использования ЦОР является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала учителем в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний учащихся. Применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие в индивидуальное, т.к. задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим местом. К достоинствам данного подхода можно отнести и информирование преподавателя наглядным способом (с использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных ответов как у одного ученика, так и группы, выполняющей тестирование, упрощается процесс сбора и анализа информации об успеваемости, исключается возможное негативное отношение преподавателя к конкретному ученику, т.е. психологический фактор.
Использование интерактивных тестов – это помощь учителю в подготовке, проведении урока и оценивании знаний учащихся, а для ученика – это автоматизированный самоконтроль, как на уроке, так и в любое удобное время.
Приложение 1.
Тест по теме: «Системы счисления».
В электронном виде
http://www.openclass.ru/node/432462
Вопросы теста:
1 вариант
Проверить равенство:
10010112=3005
Проверить равенство:
4568=3467
Вычислить сумму чисел и результат представить в двоичной системе счисления:
354+678
Вычислить разность чисел и результат представить в десятичной системе счисления:
657 - 346
2 вариант
Проверить равенство:
0011012=1158
Проверить равенство:
254=368
Вычислить сумму чисел и результат представить в двоичной системе счисления:
223+348
Вычислить разность чисел и результат представить в десятичной системе счисления:
258 -102
Литература:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информатика и ИКТ, 10-11 класс, 2012.
М.С. Цветкова, Л.С. Великович, «Информатика и ИКТ», Москва, 2013
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. 2015 г.