СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восприятие  учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Закрепление понятий «число», «цифра».

Раскрыть  понятия: «система счисления», «алфавит» системы счисления.

Расширить представления учащихся в области истории развития систем счисления  и дать их классификацию.

Изучить двоичную систему счисления: базис, алфавит, представление числа.

Закрепить умения:

представление числа в различных системах счисления;

разложение числа по базису позиционной    системы счисления;

научиться переводить числа из двоичной системы в десятичную и из десятичной в двоичную.

Просмотр содержимого презентации
«системы счмсления»

Система счисления   –  способ записи чисел, а также арифметических действий с ними.  Число  в математике и информатике - это величина, а не символьная запись. Цифры  –  набор символов, участвующих в записи числа. Алфавит  –  совокупность различных цифр, используемых для записи чисел. системы счисления позиционные непозиционные VII, XIX 352 , 23 каждой цифре соответствует величина, не зависящая от ее  места  в  записи числа величина числа зависит  от  номера позиции цифры при его записи

Система счисления

способ записи чисел,

а также арифметических действий с ними.

Число в математике и информатике - это величина, а не символьная запись.

Цифры набор символов, участвующих в записи числа.

Алфавит совокупность различных цифр, используемых для записи чисел.

системы счисления

позиционные

непозиционные

VII, XIX

352 , 23

каждой цифре соответствует величина, не зависящая от ее места в записи числа

величина числа зависит

от номера позиции

цифры при его записи

непозиционные системы счисления Период палеолита. 10-11 тысяч лет до н.э.   Единичная («палочная») или см. пример 2,5 тысяч лет до н.э.   Древнеегипетская  десятичная   непозиционная система = 3 4 5  - сотни - десятки - единицы

непозиционные системы счисления

Период палеолита.

10-11 тысяч лет до н.э.

  • Единичная («палочная»)

или

см. пример

2,5 тысяч лет до н.э.

  • Древнеегипетская

десятичная

непозиционная система

= 3 4 5

- сотни

- десятки

- единицы

непозиционные системы счисления 2 тысячи лет до н.э.   Вавилонская шестидесятеричная цифры: и  ;  …  ; 60 n  ;  60 2  ;  60 3 - десятки - 60 - единицы = 33 = 60 + 20 + 2 = 82 1-ый разряд 2-ой разряд пример

непозиционные системы счисления

2 тысячи лет до н.э.

  • Вавилонская шестидесятеричная

цифры:

и

; ; 60 n

; 60 2

; 60 3

- десятки

- 60

- единицы

= 33

= 60 + 20 + 2 = 82

1-ый

разряд

2-ой

разряд

пример

3 8 4 = = 3600 + 30 + 2 = 3632 пропущенный шестидесятичный разряд Шестидесятеричная вавилонская система –  первая известная нам система счисления,  основанная на позиционном принципе.

3 8 4

=

= 3600 + 30 + 2 = 3632

пропущенный шестидесятичный разряд

Шестидесятеричная вавилонская система –

первая известная нам система счисления,

основанная на позиционном принципе.

непозиционные системы счисления 500 лет до н.э.   Римская система Цифры: I V 1 5 X L 10 50 C D 100 500 M 1000 Число формировалось из цифр , а также с помощью групп: Группа 1-го вида - несколько одинаковых подряд идущих цифр: XX = 20 Группа 2-го вида - разность значений двух цифр, если слева стоит меньшая:  СМ = 1000 – 100 = 900  Величина числа суммируется из значений  цифр и групп 1-го или 2-го вида: X  X  X  I  I D  X  L  I  I = 3 2 = 542

непозиционные системы счисления

500 лет до н.э.

  • Римская система

Цифры:

I

V

1

5

X

L

10

50

C

D

100

500

M

1000

Число формировалось из цифр , а также с помощью групп:

Группа 1-го вида - несколько одинаковых

подряд идущих цифр: XX = 20

Группа 2-го вида - разность значений

двух цифр, если слева стоит меньшая:

СМ = 1000 – 100 = 900

Величина числа суммируется из значений

цифр и групп 1-го или 2-го вида:

X X X I I

D X L I I

= 3 2

= 542

I V 1 5 X L 10 C 50 100 D 500 M 1000 4 4 4 = C D X L I V = 400 + 40 + 4 (D-C) + (L-X) + (V-I) 4 4 4 = CD 400 40 XL IV 4 1 9 7 4 M C M L X X I V = 1000 + (M-C) = 1000 - 100 = 900 + 50 + 20 + 4

I

V

1

5

X

L

10

C

50

100

D

500

M

1000

4 4 4 =

C D X L I V

= 400 + 40 + 4

(D-C)

+ (L-X)

+ (V-I)

4 4 4 =

CD

400

40

XL

IV

4

1 9 7 4

M C M L X X I V =

1000 +

(M-C) = 1000 - 100 = 900 +

50 +

20 +

4

непозиционные системы счисления  Алфавитные системы 2 10 9 7 6 5 4 3 8 1 «И» «Иже» « Земля » «Веди» «Фита» «Аз» «Зело» «Есть» «Добро» «Глаголь»  - титло «… В год 6367. Варяги из заморья взимали дань…» («Повесть временных лет») - тысячи 100 000 - легион - тьма: х10 000 1000 000 - леодр . . . = 10 000 10 50  - колода «более сего несть человеческому уму разумевати»

непозиционные системы счисления

  • Алфавитные системы

2

10

9

7

6

5

4

3

8

1

«И»

«Иже»

« Земля »

«Веди»

«Фита»

«Аз»

«Зело»

«Есть»

«Добро»

«Глаголь»

- титло

«… В год 6367. Варяги из заморья

взимали дань…»

(«Повесть временных лет»)

- тысячи

100 000 - легион

- тьма: х10 000

1000 000 - леодр

. . .

= 10 000

10 50 - колода

«более сего несть человеческому уму разумевати»

непозиционные системы счисления  Какая разница между  понятиями «цифра» и «число»?  Какие следы разных  систем счисления  сохранились в наше  время?

непозиционные системы счисления

  • Какая разница между

понятиями

«цифра» и «число»?

  • Какие следы разных

систем счисления

сохранились в наше

время?

позиционные системы счисления х 1 х 10 х 100 х 1000 Позиционной называют систему счисления, в которой число представляется в виде последовательности цифр, количественное значение которых зависит от места (позиции), которое занимает каждая из них в числе. 1000 100 10 1  (10 3 ) (10 2 ) (10 1 ) (10 0 ) 4  позиция 3  позиция 2  позиция 1 позиция 1 2 3 5 Десятичная система:  1, 10,  10 2 ,  10 3 ,  …  ,  10 n Базис  позиционной системы счисления – это последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» и «вес» каждого разряда. Двоичная система:  1, 2,  2 2 ,  2 3 ,  …  ,  2 n P - ичная система:  …, p - n , …, p -2 ,  p -1 ,  p 0 ,  p 1 , …  ,  p n p – основание системы

позиционные системы счисления

х 1

х 10

х 100

х 1000

Позиционной называют систему счисления, в которой число представляется в виде последовательности цифр, количественное значение которых зависит от места (позиции), которое занимает каждая из них в числе.

1000 100 10 1

(10 3 ) (10 2 ) (10 1 ) (10 0 )

4 позиция

3 позиция

2 позиция

1 позиция

1 2 3 5

Десятичная система: 1, 10, 10 2 , 10 3 , , 10 n

Базис позиционной системы счисления – это последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» и «вес» каждого разряда.

Двоичная система: 1, 2, 2 2 , 2 3 , , 2 n

P - ичная система: …, p - n , …, p -2 , p -1 , p 0 , p 1 , , p n

p основание системы

позиционные системы счисления  Традиционные: P -ичные Базис системы – геометрическая прогрессия с основанием p : … , p -2 , p -1 , p 0 , p 1 , p 2 , p 3 , p 4 , p 5 , … Десятичная система Пример: 253 10 Основание: 10 Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Базис: …, 10 -2 , 10 -1 , 1, 10 1 ,  10 2 ,  10 3 ,  …  ,  10 n  Нетрадиционные  Почему в записи числа в фибоначчиевой системе не могут стоять две единицы подряд? Фибоначчиевая система Базис: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, … 1 , Алфавит: 0, 1 Пример: 10000100 ф  = 3 + 34 = 37 10   Смешанные: P-Q - ичные Каждая цифра числа, заданного в Q - ичной системе, заменяется ее представлением в P - ичной системе. Двоично-десятичная система 35809 10 =  0011 0101 1000 0000 1001 2-10

позиционные системы счисления

  • Традиционные: P -ичные

Базис системы – геометрическая прогрессия с основанием p :

, p -2 , p -1 , p 0 , p 1 , p 2 , p 3 , p 4 , p 5 , …

Десятичная система

Пример: 253 10

Основание: 10

Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Базис: …, 10 -2 , 10 -1 , 1, 10 1 , 10 2 , 10 3 , , 10 n

  • Нетрадиционные
  • Почему в записи числа в фибоначчиевой системе не могут стоять две единицы подряд?

Фибоначчиевая система

Базис: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, …

1 ,

Алфавит: 0, 1

Пример: 10000100 ф = 3 + 34 = 37 10

  • Смешанные: P-Q - ичные

Каждая цифра числа, заданного в Q - ичной системе,

заменяется ее представлением в P - ичной системе.

Двоично-десятичная система

35809 10 = 0011 0101 1000 0000 1001 2-10

позиционные системы счисления В любой традиционной  P -ичной позиционной системе счисления число равно сумме степеней основания: 147,205 14 7,205 10 = 1  10 0 + 4  10 + 7  1 + 2  0,1 + 0  0,01 + 5  0,001 =  = 1  10 2 + 4  10 1 +7  10 0 +2  10 -1 + 0  10 -2 + 5  10 -3 X p = a n …a 1 a 0 , b -1… b - k ... P X = a n P n + a n-1 P n-1 + … + a 1 P + a 0 + b -1 P -1 + b -2 P -2 + … + b -k P -k + … Арифметические действия  над числами во всех P -ичных системах счисления выполняются одинаково. ( +      )

позиционные системы счисления

В любой традиционной P -ичной позиционной системе счисления число равно сумме степеней основания:

147,205

14 7,205 10 = 1 10 0 + 4 10 + 7 1 + 2 0,1 + 0 0,01 + 5 0,001 =

= 1 10 2 + 4 10 1 +7 10 0 +2 10 -1 + 0 10 -2 + 5 10 -3

X p = a n …a 1 a 0 , b -1… b - k ... P

X = a n P n + a n-1 P n-1 + … + a 1 P + a 0 + b -1 P -1 + b -2 P -2 + … + b -k P -k + …

Арифметические действия над числами во всех P -ичных системах счисления выполняются одинаково.

( + )

Двоичная система счисления 0, 1 – алфавит p= 2 – основание системы; … , ¼, ½, 1, 2, 4, 8, 16, 32, …  – базис (…, 2 -2 , 2 -1 , 2 0 , 2 1 , 2 2 , 2 3 , 2 4 , 2 5 , …) Перевод из двоичной системы счисления в десятичную: Лейбниц, изрядное время уделивший двоичной (бинарной) математике, видел в ней «… прообраз творения». Он считал, что «единица представляет божественное начало, а ноль – небытие. Высшее Существо создает все сущее из небытия точно таким же образом, как единица с помощью нуля выражает все числа». 0 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 2 = 1  2 0 + 0  2 1  + 0  2 2 + 1  2 3 + 0  2 4 + 1  2 5 = 1 + 8 + 32 = 41 10 Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646-1716) немецкий философ, математик, физик, языковед 2 5 2 0 2 4 2 1 2 2 2 3 2 0 2 3 2 2 2 5 2 1 2 4 см. слайд С конца ХХ века, века компьютеризации, человечество пользуется двоичной системой ежедневно, так как вся информация, обрабатываемая ЭВМ, хранится в них в двоичном виде. 1 + 0  2 1 + 1  2 2 + 0  2 3 + 0  2 4 + 1  2 5 = 1 + 4 + 32 = 37 10 100101 2 = 101010 2 = 0 + 1  2 1 + 0  2 2 + 1  2 3 + 0  2 4 + 1  2 5 = 2 + 8 + 32 = 42 10 1 2 2 0 4 2 1 8 2 2 16 2 3 32 2 4 64 2 5 128 2 6 2 7

Двоичная система счисления

0, 1 алфавит

p= 2 основание системы;

, ¼, ½, 1, 2, 4, 8, 16, 32, … базис

(…, 2 -2 , 2 -1 , 2 0 , 2 1 , 2 2 , 2 3 , 2 4 , 2 5 , …)

Перевод из двоичной системы счисления в десятичную:

Лейбниц, изрядное время уделивший двоичной (бинарной) математике, видел в ней

«… прообраз творения».

Он считал, что «единица представляет божественное начало, а ноль – небытие. Высшее Существо создает все сущее из небытия точно таким же образом, как единица с помощью нуля выражает все числа».

0

0

1

1

0

1

1 0 1 0 0 1 2 = 1 2 0 + 0 2 1 + 0 2 2 + 1 2 3 + 0 2 4 + 1 2 5 = 1 + 8 + 32 = 41 10

Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм

(1646-1716)

немецкий философ, математик, физик, языковед

2 5

2 0

2 4

2 1

2 2

2 3

2 0

2 3

2 2

2 5

2 1

2 4

см. слайд

С конца ХХ века, века компьютеризации, человечество пользуется двоичной системой ежедневно, так как вся информация, обрабатываемая ЭВМ, хранится в них в двоичном виде.

1 + 0 2 1 + 1 2 2 + 0 2 3 + 0 2 4 + 1 2 5 = 1 + 4 + 32 = 37 10

100101 2 =

101010 2 =

0 + 1 2 1 + 0 2 2 + 1 2 3 + 0 2 4 + 1 2 5 = 2 + 8 + 32 = 42 10

1

2

2 0

4

2 1

8

2 2

16

2 3

32

2 4

64

2 5

128

2 6

2 7

Двоичная система счисления  2   – основание системы 0, 1 – алфавит Перевод из десятичной системы счисления в двоичную: остаток остаток 51 : 2 = 25 0 1 76 1 76 : 2 = 38 0 38 : 2 = 19 0 19 : 2 = 9 1  9 : 2 = 4 1  4 : 2 = 2 0  2 : 2 = 1 0 остаток  77 : 2 = 38 1  38 : 2 = 19 0  19 : 2 = 9  1    9 : 2 = 4  1    4 : 2 = 2  0   2 : 2 = 1 0  168 : 2 = 84 0  84 : 2 = 42 0  42 : 2 = 21 0  21 : 2 = 10 1  10 : 2 = 5 0  5 : 2 = 2 1  2 : 2 = 1 0 241 : 2 = 120 1 120 : 2 = 60 0  60 : 2 = 30 0  30 : 2 = 15 0  15 : 2 = 7 1  7 : 2 = 3 1  3 : 2 = 1 1 25 : 2 = 12 0 1 1 1 0 0 12 : 2 = 6 1  6 : 2 = 3 0 0 0 1 1 1  3 : 2 = 1 0 1 51 10 = 1 1 0 0 1 1 2 76 10 = 2 77 10 = 1001101 2 10101000 2 241 10 = 11110001 2 168 10 = 10101000 2 168 10 = 11110001 2 241 10 = 1001101 2  77 10 =

Двоичная система счисления

2 основание системы

0, 1 алфавит

Перевод из десятичной системы счисления в двоичную:

остаток

остаток

51 : 2 = 25

0

1

76

1

76 : 2 = 38 0

38 : 2 = 19 0

19 : 2 = 9 1

9 : 2 = 4 1

4 : 2 = 2 0

2 : 2 = 1 0

остаток

77 : 2 = 38 1

38 : 2 = 19 0

19 : 2 = 9 1

9 : 2 = 4 1

4 : 2 = 2 0

2 : 2 = 1 0

168 : 2 = 84 0

84 : 2 = 42 0

42 : 2 = 21 0

21 : 2 = 10 1

10 : 2 = 5 0

5 : 2 = 2 1

2 : 2 = 1 0

241 : 2 = 120 1

120 : 2 = 60 0

60 : 2 = 30 0

30 : 2 = 15 0

15 : 2 = 7 1

7 : 2 = 3 1

3 : 2 = 1 1

25 : 2 = 12

0

1

1

1

0

0

12 : 2 = 6

1

6 : 2 = 3

0

0

0

1

1

1

3 : 2 = 1

0

1

51 10 =

1 1 0 0 1 1 2

76 10 =

2

77 10 = 1001101 2

10101000 2

241 10 = 11110001 2

168 10 = 10101000 2

168 10 =

11110001 2

241 10 =

1001101 2

77 10 =

Необыкновенная девочка Ей было тысяча сто лет, ( 1100 ) Она в сто первый класс ходила, ( 101 ) В портфеле по сто книг носила - ( 100 ) Всё это правда, а не бред. ( 10 ) Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок ( 100 ) ( 1 ) С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук ( 10 ) Своими десятью ушами, И десять загорелых рук ( 10 ) Портфель и поводок держали. ( 10 ) И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно… Но станет всё совсем обычным, Когда поймете вы рассказ.

Необыкновенная девочка

Ей было тысяча сто лет,

( 1100 )

Она в сто первый класс ходила,

( 101 )

В портфеле по сто книг носила -

( 100 )

Всё это правда, а не бред.

( 10 )

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

( 100 )

( 1 )

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

( 10 )

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

( 10 )

Портфель и поводок держали.

( 10 )

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет всё совсем обычным,

Когда поймете вы рассказ.

Системы счисления непозиционные позиционные  единичная   древнеегипетская   вавилонская   римская   алфавитная   традиционные   нетрадиционные   смешанные  100010011 2  10001010 Ф  0011 0101 2-10  X  X  X  I  I колода

Системы счисления

непозиционные

позиционные

  • единичная

  • древнеегипетская
  • вавилонская
  • римская
  • алфавитная
  • традиционные

  • нетрадиционные
  • смешанные

100010011 2

10001010 Ф

0011 0101 2-10

X X X I I

колода

Используя римскую систему счисления выпишите числа от 95 до 105  100 = C 95 = XCV 101 = CI 9 6 = XCVI 102 = CII 9 7 = XCVII 103 = CIII 9 8 = XCVIII 104 = CIV 9 9 = XCIX 105 = CV

Используя римскую систему счисления выпишите числа

от 95 до 105

100 = C

95 = XCV

101 = CI

9 6 = XCVI

102 = CII

9 7 = XCVII

103 = CIII

9 8 = XCVIII

104 = CIV

9 9 = XCIX

105 = CV

Можно ли любое целое число  представить в виде суммы степеней  двойки?   Какое максимальное число можно
  • Можно ли любое целое число

представить в виде суммы степеней

двойки?

  • Какое максимальное число можно

записать в двоичной системе счисления

пятью цифрами?

Ответ: да.

Ответ: 11111 2 = 31 10 .

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ. Ответ: да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления:  1 1 2 = 1  2 0 + 1  2 1 =3 10 ;  1 1 0 2 = 0  2 0 + 1  2 1 + 1  2 2 = 2 + 4 = 6 10

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок.

Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ответ: да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления:

1 1 2 = 1 2 0 + 1 2 1 =3 10 ;

1 1 0 2 = 0 2 0 + 1 2 1 + 1 2 2 = 2 + 4 = 6 10

Определите четное число или нечетное:  а) 101 2  б) 110 2  в) 1001 2  г) 100 2   Сформулируйте критерий четности в  двоичной системе. Ответ: четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0, а нечетное – на 1. а) 101 2 = 5 10 ; б) 110 2 = 6 10 ; в) 1001 2 = 9 10 ; г) 100 2 = 4 10

Определите четное число или нечетное:

а) 101 2

б) 110 2

в) 1001 2

г) 100 2

Сформулируйте критерий четности в

двоичной системе.

Ответ: четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0, а нечетное – на 1.

а) 101 2 = 5 10 ; б) 110 2 = 6 10 ; в) 1001 2 = 9 10 ; г) 100 2 = 4 10

Выпишите  алфавит  и  базис  традиционной позиционной пятеричной  системы счисления. Пятеричная система счисления  Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4  Базис: …, 5 -2 , 5 -1 , 1, 5, 5 2 , 5 3 , …

Выпишите алфавит и базис традиционной позиционной пятеричной системы счисления.

Пятеричная система счисления

Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4

Базис: …, 5 -2 , 5 -1 , 1, 5, 5 2 , 5 3 , …

Переведите данные десятичные числа в двоичную систему: 10, 20, 100, 200, 1000 10 10 = 1010 2 20 10 = 10100 2 100 10 = 1100100 2 200 10 = 11001000 2 1000 10 = 1111101000 2

Переведите данные десятичные числа в двоичную систему:

10, 20, 100, 200, 1000

10 10 = 1010 2

20 10 = 10100 2

100 10 = 1100100 2

200 10 = 11001000 2

1000 10 = 1111101000 2