СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Государственная  аттестация  -  дело  очень  ответственное,  по  ее  итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и даже школы  в  целом, поэтому  так  понятно  желание  педагога  подстраховаться,  больше  времени  на  уроке  уделить непосредственной  подготовке  к  экзамену.  Но  тут  кроется  серьезная  опасность.  Нельзя    считать  сдачу экзамена целью обучения и подчинять  ей весь сложный и разнообразный учебный процесс. Мы учим детей русскому языку и для  того, чтобы они поняли, как он устроен, и для того, чтобы они осознанно пользовались  богатыми возможностями выражения чувств  и мыслей, которые он нам предоставляет, и для того, чтобы писали  грамотно, и для того, чтобы адекватно понимали чужую речь, устную  и письменную. Научим хорошо -  и экзамен будет сдан хорошо (если  грамотно и внятно будут составлены экзаменационные материалы).  То, что на экзамене  будет проверен широкий круг знаний и умений, только на руку учителям, убежденным в том, что преподавание русского языка нельзя  ограничивать орфографией и пунктуацией 

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы)»











Зачетная работа





Система подготовки учащихся к ГИА

по русскому языку

(из опыта работы)













Выполнила: Сердюкова И.А,

Учитель МОУ Новомарковской сош

Проверила: ВасильеваЕ. В.








Государственная аттестация - дело очень ответственное, по ее итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и даже школы в целом, поэтому так понятно желание педагога подстраховаться, больше времени на уроке уделить непосредственной подготовке к экзамену. Но тут кроется серьезная опасность. Нельзя считать сдачу экзамена целью обучения и подчинять ей весь сложный и разнообразный учебный процесс. Мы учим детей русскому языку и для того, чтобы они поняли, как он устроен, и для того, чтобы они осознанно пользовались богатыми возможностями выражения чувств и мыслей, которые он нам предоставляет, и для того, чтобы писали грамотно, и для того, чтобы адекватно понимали чужую речь, устную и письменную. Научим хорошо - и экзамен будет сдан хорошо (если грамотно и внятно будут составлены экзаменационные материалы). То, что на экзамене будет проверен широкий круг знаний и умений, только на руку учителям, убежденным в том, что преподавание русского языка нельзя ограничивать орфографией и пунктуацией

Таким образом, можно считать, что все, что мы делаем на уроках русского - языка послужит успешной сдаче экзамена.

Итак, задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Первая часть экзамена состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту и требует от школьника мобилизации памяти, владения норм правописания, навыков информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства). Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что в наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию - это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.

В своей работе я использую следующие упражнения:

Упражнения на освоение приемов сжатия текста

Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых, перед тем как написать сжатое изложение текста, сначала надо:

o восстановить смысловую связь между предложениями или абзацами;

o правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;

o исправить нарушенную логику;

o подобрать вступление или заключение.

Подобные задания составляю исходя из задач конкретного урока, лучше всего начать с небольших и простых упражнений, потом перейти к более сложным, а работу с текстами, которые распечатаны на отдельных карточках, постепенно заменяю работой на слух.

Известно, что характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и эквивалентные им синтаксические конструкции. Предложим ученикам такой текст, в котором они отсутствуют.

Упражнение

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни - искусные обработчики металлов - приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь. (По Н.Гранту)

Содержание высказывания в общих чертах понятно, но смысл его можно сделать более ясным, если подчеркнуть, что:

1) первое и второе предложения, а также два последних связаны между собой причинно-следственными отношениями: когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег, потому что они обменивали одни товары на другие. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото, так как на него можно было выменять любую вещь;

2) третье предложение иллюстрирует предыдущий тезис: когда-то купцы… обменивали одни товары на другие. Например, жители пустыни - искусные обработчики металлов - приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину;

3) первый и второй тезисы противопоставлены друг другу: когда-то … Но постепенно. Прояснить логическую структуру текста помогают специальные слова - сочинительный (но) и подчинительные союзы (потому что, так как) и вводное слово например, - которые в исходном варианте упражнения отсутствовали.

Предлагаю ученикам такое задание:

1. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.

2. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово, например.

3. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если.

4. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе "логические" слова.

Такие упражнения использую и для работы на слух. Ученики, разделив страницу пополам, во время чтения текста в одну колонку кратко запишут тезисы, а в другую - примеры и доказательства, а потом графически - с помощью стрелок или скобок - покажут, как связаны между собой тезисы: какие из них можно объединить, какие - противопоставить, какой тезис проиллюстрирован. В получившейся схеме стоит указать слова, которые помогают выразить эти отношения.

В сильном классе предлагаю упражнение, в котором исходный текст разбит на отдельные фрагменты - к каждому даны свои вопросы и задания. В ходе работы надо воссоздать первоначальный текст, а затем кратко пересказать его содержание в соответствии с заданной логической схемой.

Упражнения на освоение приемов сжатия текста

Пересказывая тексты из предыдущих упражнений, ученики сокращали содержание, либо исключая слишком подробную информацию, либо обобщая частную. Знакомлю школьников с основными приемами сжатия и тренирую их, предложив для этого специальные упражнения.

Основных приемов сжатия информации - два:

o обобщение частной информации;

o исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним - более общим по смыслу - словом, словосочетанием или предложением.

Обобщить можно однородные по содержанию элементы - однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца.

Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании - к основной сюжетной линии то - когда - где - как - что сделал; в рассуждении - к основной проблеме.

Разумеется, на экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приемах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Выработать его можно только регулярными упражнениями: сначала простыми - потом все более сложными.

Упражнения на исключение второстепенной информации.

Исключением ученики занимаются уже на начальном этапе работы с изложением: во время первого чтения они, слушая текст, мысленно исключают из него доказательства и примеры, а в тетрадь записывают только тезисы. Однако полностью исключать примеры из рассуждения нельзя - они важный элемент логической структуры. Поэтому нужно тренироваться сокращать их, опуская частные подробности, или ссылаться на них.

Упражнение

Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем - зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? кто такой пластун? оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун - не отрывая тело от земли. (С.Волков)

Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

Когда говорят _____________________________________, то сравнивают человека _______________________________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. ____________________________________? Пластунами называли казаков- разведчиков, которые, _____________________________________, были способны ___________________________, а передвигаясь, __________________________________.

Заполняя пропуски, обратим внимание учеников на то, что из нескольких однородных примеров к первому тезису (прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки - зайца, волка, турка), в сжатом изложении лучше оставить один (так как они равноценны, то - любой); а сложное вопросительное предложение можно превратить в утверждение. Детали (во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в течение длительного времени) в краткий пересказ, разумеется, попасть не должны.

Ответ

Когда говорят прыгать по-заячьи, то сравнивают человека с зайцем. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. Кто такой пластун? Пластунами называли казаков - разведчиков, которые, наблюдая за противником, были способны долго лежать на одном месте, распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли.

Почти во всех предложениях однородные члены могут быть заменены местоимениями или наречиями со значением все, всякий, везде (никто, ничто, никакой, нигде). Но лучше, если ученики потренируются в подборе таких обобщающих слов, которые передают смысл фразы более точно и не противоречат контексту.

Если осознать, что этой формой письменной работы проверяется умение точно понимать смысл и принцип построения текста, мы станем целенаправленно обучать детей пониманию текста, предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема - в том числе и сжатые изложения, когда необходимые для их написания навыки уже будут выработаны.

Серьезно отношусь к заданиям более привычным - например, по синтаксису. Материал по этому разделу изучается в 8-9-м классах, то есть незадолго до экзамена, и как будто бы специальной подготовки здесь не требуется - только обучи детей правильно понимать формулировку задания. Но формулировки по синтаксису довольно однообразные - в основном предлагается найти предложение с той или иной конструкцией.

Сохраняю в своем арсенале все известные виды работы - и разбор предложения, и составление предложений по заданной схеме, и запоминание определений, и составление таблиц, и преобразование предложений - и среди прочих заданий предложим найти предложение с заданными признакам, здесь правильная подготовка к экзамену будет заключаться в том, чтобы на время об экзамене забыть.

Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания содержания текста, выявляет уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий: понимание его основной проблемы или её аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, выявление авторского отношения к героям, опознавание изученных средств выразительности. Анализ содержания текста требуется от учеников не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, иностранного языка и в других сферах учебной деятельности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.

Содержание экзаменационных заданий группы В

Задание группы В для ГИА включает в себя 14 вопросов по орфографии, пунктуации, синтаксису и стилистике.

Цель этих вопросов - проверить, как учащиеся за время обучения в 5-9-м классах овладели основами грамматики, пунктуационными, орфографическими и речевыми нормами русского языка.


Задания А1-А6 контролируют умение понимать прочитанный текст и использовать полученную информацию при ответах на вопросы, которые касаются как содержания текста, так и его идейно-стилистической структуры.

Текст для чтения может относиться к художественному или публицистическому стилю. Обычно это небольшой рассказ, эпизод или эссе с размышлениями на морально-этическую тему. Отчетливо выраженная авторская позиция подтверждается аргументами, которые необходимо увидеть, чтобы разобраться в финальной фразе, которая станет основой третьей части работы. Вначале учащийся должен сосредоточенно прочитать текст, затем ознакомиться с предложенными вопросами и вариантами ответов. После этого текст следует прочитать снова, отмечая важные мысли каждого абзаца. Героев эпизода, если таковые имеются, можно мысленно представить. Стоит ответить на вопрос, в чём главная идея текста, какую мысль хотел донести до читателя автор. Времени мало, так что всё это надо проделать быстро.

Задания А1-А3 связаны с пониманием смысла текста, поэтому они требуют навыков текстологического анализа. Возможно, некоторым помогут карандашные пометки, отмечающие ключевые слова текста. Можно составить устный план текста, проследить логику авторской мысли. Нужно найти предложения, в которых обозначена тема текста, определить, что является отправной точкой размышлений автора, и проследить развитие сюжета или раскрытие проблемы. Нужно обнаружить образные или логические аргументы, подтверждающие авторскую позицию. Особое внимание стоит уделить финальному абзацу, где обычно подводится итог размышлениям и делается вывод. Если учащийся сумеет прочувствовать текст, проникнется его мыслями, ему не составит большого труда ответить на поставленные вопросы.

Таким образом, важно хорошо представлять себе смысловую структуру текста, чувствовать не только то, что "написано пером", но и воспринимать ту информацию, которая заключена между строк.

Основная подготовка к экзамену проводится в 8-9-м классах, где изучается материал по синтаксису и где мы обязательно должны поддерживать орфографические навыки.

Но при этом стоит иметь в виду некоторые общие методические принципы.

Во-первых, повторение орфографических правил должно проводиться на новом уровне: правила, которые изучались раньше по отдельности, например в разделах, посвященных разным частям речи, теперь можно обобщить, свести в большие таблицы.

Во-вторых, планируя работу, важно продумать целесообразные сочетания синтаксических и орфографических тем.

В-третьих, к одним и тем же орфограммам, особенно к трудным, надо обращаться регулярно, в том числе и после того как тема была обстоятельно повторена.

Я планирую изучение нового и повторение в 8-м классе, например, так:

1. Типы связи слов в словосочетании и чередование гласных в корне.

2. Типы сказуемых и НЕ с разными частями речи.

3. предложения с однородными членами и правописание НЕ и Ни.

4. односоставные предложения и правописание личных окончаний глаголов.

5. знаки препинания при вводных словах и правописание наречий.

6. обособленные определения и правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий, а также других частей речи; правописание гласных в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени и т.д.

Повторяя правила, не будем упускать из виду и словарные слова, поскольку перед нами стоит задача поддержания практической грамотности, тоже проверяемой на экзамене. Полезно даже составить список "трудных" (словарных) слов, в которых наиболее часто допускаются ошибки. (К этим словам нужно систематически обращаться на уроках, например, предлагаю ученикам в качестве словарных диктантов).

Рассмотрим, какие виды работы можно использовать, на примере первого из названных нами сочетаний тем: "Типы связи слов в словосочетании" и "Чередование гласных в корне". После того как, не отвлекаясь на трудные случаи орфографии, ученики в основном усвоят, что такое словосочетание и что такое согласование, управление и примыкание, даю им распечатанное упражнение.

Прежде всего обнаружим среди записанного грамматические основы, т.е. подлежащие со сказуемыми, разумеется, не являющиеся словосочетаниями (они подрастут, капли блестят). Затем определим виды связи в словосочетаниях, обратив внимание на распространенные словосочетания, которые нужно разделить на пары знаменательных слов: макать хлеб, макать в молоко; не касаясь веток, мокрых веток и т.д.

А потом выделяем все корни с чередованием и обозначаем условия выбора гласных. Когда в результате тщательной проверки все корни записаны правильно, переходим к обобщению.

Если при изучении орфографии использовать такой эффективный прием, как составление текстов на определенные правила правописания, то эти ученические сочинения могут стать хорошим подспорьем при организации повторения.

Стоит, приучая учащихся держать в поле зрения разные разделы науки о языке, предложить школьникам самим составить задания и по орфографии (на нахождение орфограмм в приставке, корне, суффиксе), и по синтаксису, и по пунктуации.

Как показывает практика, в реальных условиях работы в 8-9-м классах наиболее эффективными оказываются именно комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие знания учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет отрабатывать навыки по новому материалу и повторять уже изученные правила.

Эффективным бывает упражнение по формулированию заданий с последующим обсуждением. Заранее нужно условиться, что в формулировке должна называться морфема, в которой содержится орфограмма; для суффикса указывается часть речи; обязательно называется условие выбора нужной буквы. Например, учащиеся так "загадали" слово замереть: 1) выпишите глагол в неопределенной форме с приставкой; 2) выпишите глагол в неопределенной форме с чередованием гласных в корне; 3) выпишите слово с чередованием е//и в корне. Ясно, что первая формулировка вообще не имеет отношения к орфографии, вторая в целом верна, но в ней содержится избыточная информация, а третья отвечает всем необходимым условиям. Можно видоизменить задание и предложить ученикам сформулировать все возможные орфографические загадки для данного слова.

Необходимо повторять такие разделы науки о языке, как лексика и стилистика. Предложим упражнение, к которому легко подобрать и орфографические задания (преображенный, мужественно, выражаетесь; оставьте, навсегда; все-таки), и синтаксические (виды сказуемого, неполные предложения), и пунктуационные (вводные слова, пунктуация при диалоге).

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом уделяется особое внимание умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере. К тому же умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Хоть работа по написанию сочинения и считается творческой, нужно четко объяснить ученикам, что при написании сочинения проверяется, прежде всего, умение построить связный, логичный, последовательный текст. Неспроста тематика заданий не отличается особой проблемностью. Многие ученики удивляются тому, что главная мысль работы не вызывает споров и представляет собой традиционную нравственную истину или грамматическое правило.

Для успешного выполнения задания понадобится не творческое воображение, а научная логика, умение структурировать текст. В обоих случаях пишется сочинение-рассуждение, в котором следует привести два примера из прочитанного текста. Можно процитировать нужное предложение, а можно просто указать его номер.

К девятому классу все ученики уже твердо знают, что такое рассуждение как тип речи, наверняка выполняли упражнения по определению типов речи в тексте, писали сочинения-рассуждения с составлением плана, помнят, что текст-рассуждение подчинён определённой схеме: тезис - аргументы - вывод. Помнят они и о том, что существуют специальные слова для введения аргументов, указывающие на порядок мыслей и их связь: во-первых, во-вторых, предположим, допустим, так, например, вот один из примеров, рассмотрим пример и др. Последний абзац - итоговая часть сочинения - может начинаться вводными словами: таким образом, следовательно,

Но до того как первая фраза будет написана, ученику предстоит сделать нелегкий выбор: С2.1 или С2.2? Для того чтобы выбор между двумя вариантами сочинения был максимально правильным, следует внимательно прочитать, как сформулированы оба задания, и подумать, в каком случае ответ будет более глубоким, интересным, аргументированным. Замкнутому и рационалистичному ученику вопрос по морально-этическим проблемам может показаться нечетким или лишенным в тексте тех самых необходимых аргументов. Такой ученик не захочет рассуждать о "прописных истинах" в области морали, а вот доказать очевидную пользу известных лингвистических правил сможет с лёгкостью.

Поклонники уроков литературы обычно охотно размышляют о финале прочитанного текста. А вот те, кто на литературе предпочитает промолчать, склонны рассуждать о роли знаков препинания или о пользе правописания. Впрочем, предоставленная возможность выбора девятиклассникам нравится. Но какая тема прельстит - неизвестно. Поэтому учителю нужно готовить класс к двум типам заданий. Поупражняться в написании сочинений-рассуждений типа С2.2

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Тема сочинения на лингвистическую тему может быть связана с необходимостью доказать важность орфографических стандартов. Прежде всего, следует сказать о коммуникативной функции орфографии. Единые правила дают людям возможность понимать друг друга при письменном общении. Текст, написанный с ошибками, читается с трудом, а может быть и неправильно понят. Приходится лишь догадываться о том, что хотел сказать автор.

Зачем нужны знаки препинания?

Теоретические знания о роли знаков препинания дети усваивают с начальной школы. Но отвечать на теоретические вопросы ученики привыкли устно, а не письменно. Однако уже с 5-го класса можно предложить мини-сочинение на лингвистическую тему. В учебнике русского языка для 5-го класса при изучении пунктуации рассказано о том, что по своей роли знаки препинания делятся на знаки завершения, разделения и выделения. Даны упражнения, демонстрирующие необходимость комментировать, а затем написать в классе небольшое сочинение - рассуждение. В § 90 "Доказательства в рассуждении" приводится размышление С.Я. Маршака о необходимости знания грамматики. Такой текст нужно разобрать подробно, найдя в нём тезис, доказательство и вывод. А затем дать задание написать свою работу на тему "зачем нужны правила грамматики?". В качестве доказательства попросить ребят привести примеры из текста упражнения. Уже в 5-м классе следует рассказать об истории знаков препинания, дать доклады по этой теме. Можно использовать "Энциклопедию для детей" издательства "Аванта+", том 10 "Языкознание.", стр. 232-240. Важно отметить, что препинание в церковнославянском языке означало задержка. Знак задерживает нас, препятствует, мешает торопливому, бездумному чтению. Знак помогает осмыслить прочитанное. От правильного понимания текста зависит иногда жизнь человека. Пятиклассники обязательно вспомнят известную сцену из мультфильма "В стране невыученных уроков". Двоечник Виктор быстро сообразил, куда поставить запятую во фразе "казнить нельзя помиловать", чтобы избежать неприятностей.

В учебнике для 6-го класса в § 9 повторяется роль знаков препинания при прямой речи и диалоге. Предлагаю детям записать диалог из трех-четырех реплик в строчку без знаков препинания. А потом, поменявшись тетрадью с соседом по парте, ученик должен восстановить правильную пунктуацию. Дети сами скажут, какой вариант удобнее для чтения и понимания. Ученики знакомы с правилом постановки тире, если подлежащее и сказуемое выражено существительным. Повторяем известные детям случаи использования тире, приведем примеры. Итогом работы станет сочинение на тему: "зачем нужно использовать тире?"

Повторяя правила использования кавычек при прямой речи, особое внимание стоит обращать на те случаи, когда от постановки знаков препинания меняется смысл высказывания. Это возможно, в частности, при разделении запятыми однородных членов предложения, частей сложносочинённого предложения, обособлении приложений и при вводных словах. Вот классический пример из пособия Д.Э. Розенталя: "за тем лесом видно озеро. - за тем лесом, видно, озеро".

В качестве итоговой работы по подготовке к сочинению можно предложить несколько тем :.

1. зачем нужны запятые?

2. зачем нужны кавычки?

3. зачем нужно использовать тире?

4. зачем нужно соблюдать правила орфографии?

5. Для чего используются знаки препинания в конце предложения?

Композиция сочинения должна быть строго продумана. Очевидно, что в любом сочинении можно выделить, по меньшей мере, три части: определение темы и проблемы, раскрытие и аргументация своей позиции с примерами из текста и вывод, включающий в себя четкую формулировку собственного мнения по заданной теме.

Чтобы избежать грамматических и речевых ошибок, слишком длинные предложения лучше разделить на несколько коротких и точных фраз. Надо постараться убрать повторяющиеся слова, если их возможно заменить синонимами, местоимениями, образными выражениями. После внимательного прочтения ученик перепишет сочинение на чистовик, соблюдая красную строку. Проверит чистовик, при первой проверке обращая внимание на орфографию, при второй - на пунктуацию, особенно на грамотное оформление цитат. И, будем надеяться, сдаст работу, которая принесет успех и ему, и учителю.

Как видим, все три части работы связаны между собой и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.






























Литература



1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. русский язык. Теория. 5-9-е классы. Бабайцева В.В., Купалова А.Ю., Лидманорлова Г.к., Никитина Е.и. 5-9-е классы. М.: Дрофа.


2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. 5-7-е классы. Научный редактор акад. рАо Н.М. Шанский. М.: просвещение.


3. Тростенцова Л.А., Ладыженская ТА., Дейкина А.Д. и др. 8-9-е классы. М.: просвещение.


4. Львова С.И., Львов В.В. 5-9-е классы. М.: Мнемозина.


5. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. 5-9-е классы // под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа.


6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. // под ред.

А.А. Леонтьева. 5-9-е классы. Баласс.


7. Панов М.В., Ильинская И.С., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н., Ильина Н.Е. и др. 5-9-й классы. Русское слово.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!