Система работы «Формирование нравственно-правовой культуры младших школьников»
Учитель
начальных классов Стеценко Виктория Викторовна
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
При анализе нравственного опыта второклассников (2012 год), проведенном в начале учебного года, опрошенные (24 человека) разделились на три группы – дети с низким (34%), средним (55%) и высоким (11%) уровнем нравственно-правового опыта
Нравственно-правовое воспитание - это планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов.
Цель системы работы - это формирование в сознании учащихся глубоких и устойчивых нравственно-правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек правомерного поведения.
Новизна данной системы заключается в комбинировании различных форм и методов работы, адаптированных к конкретным условиям школы, конкретному классу, конкретной теме, предполагающих включение учащихся в активную познавательную и социальную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.
Современные образовательные технологии:
• проблемного обучения;
• технологию продуктивного чтения;
• технологию проектов;
• технологию оценивания;
• информационно-коммуникационные технологии.
Мой опыт работы представляет собой образовательное единство
Система уроков в начальной школе
Внеклассная работа
Просвещение родителей
Внешкольная работа
Воспитательная система МБОУ СОШ № 26 «Школа правовой культуры»
Цель программы:
создание воспитательного пространства школы, способствующего формированию правовой культуры обучающихся.
Главная цель «Школы 2100» -
развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Функционально грамотная личность
Человек самостоятельный
Человек познающий
Человек, умеющий жить среди людей
Концептуальные подходы программы развития школы, воспитательной системы и образовательной системы «Школа 2100» позволяют организовать управляемый, систематический и целенаправленный процесс по формированию нравственно-правовой культуры.
Особое внимание формированию нравственно-правовой культуре младших школьников уделяю на уроках окружающего мира образовательной системы «Школа 2100» под редакцией А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова.
Каковы цели предмета
«Окружающий мир»?
Две главные линии развития (цели)
Окружающий мир
ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ
ОБЪЯСНЯТЬ МИР
Обществознание
Биология
История
ОБЪЯСНЯТЬ МНОГООБРАЗИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ЕГО ИСТОРИЧЕСКУЮ КАРТИНУ
ОБЪЯСНЯТЬ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕ-ЛЕНИЕ
КУЛЬТУРНОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей?
Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира.
Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира?
Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт . Человек должен научиться понимать окружающий мир.
круговорот
круговорот
прошлое
будущее
моей страны
организм
"душа"
Картина окружающего мира – система понятий
1 класс
живая природа
карта природных зон
2 класс
человечество
карта стран
государство
мое отечество Россия
семья
друзья
хозяйство человека
карта форм земной поверхности
3 класс
4 класс
неживая природа
Как организовать воспитание нравственного чувства , этического сознания и готовности совершать добрые поступки на уроках окружающего мира в начальной школе?
Через изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития. Однако эту роль могут выполнять далеко не всякие задания, а лишь продуктивные (творческие)
Вот примеры таких заданий
Учебник для 1-го класса, ч. 2. На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь.
Учебник для 3-го класса, ч. 2 . Объясни, что означают для тебя слова «Моя Родина – Россия!».
Учебник для 4-го класса, ч. 1 . Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.
Для достижения поставленной цели по формированию нравственно-правовой культуры использую на уроках технологию проблемного диалога.
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками
Следующая технология, которую я применяю на уроках – это технология продуктивного чтения.
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания.
Результаты :
- активизирован учебный процесс;
- сформированы устойчивые познавательные интересы;
- выработаны умение и навыки правильного поведения учащихся;
- повысился нравственный и интеллектуальный уровень обучающихся.
В конце 2012-2013 учебного года динамика роста нравственности у учащихся была очевидна. На низком уровне оказались 14%, на среднем уровне – 23%, на высоком уровне стало 63%.
Спасибо за внимание!