Система работы с детьми «группы риска»
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ГДН, учреждений дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений деятельности школы по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Проблемы
1. Ухудшение социального положения семей .
2. Растет процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
4. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
Цель деятельности школы в данном направлении
1. Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.
2. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
3. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
4. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
5.Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.
Задачи деятельности школы в данном направлении
1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.
2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
3. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
4. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
5. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
6. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
7.Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
8. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
9. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
10. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
11. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Отличительные особенности нашей деятельности
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
1 этап. Разработан рабочий план для реализации деятельности. Затем, в течении сентября-октября, проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования выявлены отклонения в поведении, установлен тип семейного воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская работа, как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта работа проводится и дома, и при посещении на дому. Проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная работа: беседы (8 бесед с участием родителей), диспут (с участием учащихся), деловая игра
(с участием 25 учащихся), спортивные игры с участием учащихся и родителей, а также тренинги. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.
(соответственно комплексной школьной программе ВР)
Комплексная коррекционная работа в школе направлена, прежде всего на:
1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
2. Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
3. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
4. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
2 этап Ожидаемые результаты деятельности
1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
6. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
7. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
8. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
Социально –психологическая школа школы выработала свой аргумент работы по данному направлению . ежемесячно или по факту проводится сбор:
1. Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
2. Информация о семьях (сбор сведений, акты)
3. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
4. Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
5. Списки состоящих на учете
6. Списки уклоняющихся от учебы
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
2. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
1. снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
2. вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
3. организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
4. демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
В данном направлении реализируются следующие
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей
Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
.
Формы работы:
- просветительская работа ( беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа- семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ГДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки (ярмарка)
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;(кл .часы)
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
3. Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
4. Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)
Профилактика правонарушений
1. Беседы по факту
2. Операция "Внимание, дети"
3. Акция "Детям - заботу взрослых"
4. Лекции специалистов, классные часы
5. Конференция "Знаешь ли ты закон?"
6. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
7. Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений"
8. Кинофильмы "Вредные привычки"
9. Родительские собрания
10. Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
11. Выступления с информацией о состоянии преступности
12. Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
13. Профилактика употребления ПАВ
14. Организация летнего отдыха
15. Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
16. Работа родительского комитета
17. Рейды в семьи
18. Работа органов ученического самоуправления
Контроль
1. Индивидуальные карточки учета
2. Рейды в семьи повторные
3. Рейды в вечернее время
4. Подготовка материалов на неблагополучные семьи в ГДН
5. Совместная работа с инспектором по охране прав детства
6. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
7. Проверка занятости после уроков
8. Анализ социального паспорта семей школы
9. Совещания при директоре
10. Административные совещания
11. Методические семинары
Психологическое сопровождение
1. Специально - коррекционные занятия
2. Индивидуальные консультации
3. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками
4. Диагностические методики:
- Опросник "СОП"
- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения
- Методика диагностики эгоцентризма у подростков
- Цветовой тест М. Люшера
- Социометрия
- Карта психологической характеристики личностного развития подростка
- Карта наблюдений
Организация педагогической помощи
1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
2. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
3. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
4. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
1. Проведение систематического диспансерного осмотра врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, и т.д.
3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания
Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
1. Изучение интересов и способностей детей.
2. Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
4. Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми асоциального поведения.
7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
Перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения
1. Выявление детей асоциального поведения.
2. Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
3. Ведение картотеки этих детей.
4. Встречи с работниками ГДН.
5. Правовое просвещение подростков (внеклассные мероприятия, уроки)
6. Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
7. Совет по профилактике правонарушений .
8. Педагогические совет "Работа с семьями педагогически запущенных детей".
9. Психологические консультации для детей и родителей.
10. Организация психолого-педагогических консилиумов
11. Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
12. Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения
13. Организация индивидуального наставничества (социальный педагог, старшеклассники)