Номинация: Учитель старшей школы
Хомякова Лилия Григорьевна,
Учитель биологии и химии
МОУ Юговская с.ш. Пермского района
Системный подход к подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии
Концепция модернизации российского образования ставит главную задачу на период 2010 г. обеспечить новое качество образования, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности, общества и государства. Единый государственный экзамен выступает как способ достижения единых требований в области образования, создания объективной стандартизированной оценки достижений выпускников.
В 2010-2011 учебном году, как учитель биологии и химии, в соответствии с приоритетными направлениями работы Пермского района и МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа поставила перед собой следующие задачи
1.Оценить уровень биологической подготовки выпускников с 6-11 класс;
2. Создать систему качественной подготовки к итоговой аттестации учащихся 11 класса по биологии и позитивную динамику результатов этой аттестации.
3.Совместить школьный выпускной и вступительный экзамен в вуз, создать равные условия для поступления в вузы;
4.Повысить мотивацию учащихся при подготовке к ЕГЭ по биологии.
Мои учащиеся сдают единый государственный экзамен по биологии с 2005 года. Необходимо учителю хорошо представлять спецификацию экзаменационной работы, который вложен в содержание КИМов. Хорошо изучается кодификатор элементов проверки основного учебного содержания. Система знаний и умений контролируемых в ЕГЭ, соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) образования по биологии, требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников, примерной программе, возрастным особенностям старшеклассников, современным достижениям биологической науки.
В связи с этим мной была разработана система подготовки выпускников для сдачи ЕГЭ по биологии. Начинается она с 6 класса. Основной упор отводится лабораторному практикуму, на основе теоретического материала. Для этого используется фолии, с применением кодоскопа, дидактический, раздаточный материал, который есть в полном наличии. Основным этапом подготовки учащихся на уроках и во внеурочное время отводиться на повторение терминов и основных понятий. Это позволяет сформировать крепкую теоретическую базу знаний, что очень важно для выполнения заданий первой части ЕГЭ. Для освоения терминов можно использовать различные методы: словарная работа, терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов. Разбор на каждом уроке биологических терминов применяется в форме загадок, проблемных ситуаций, немых схем или рисунков. Для закрепления отдельных тем, используются различные варианты тестовых работ. В конце 7 класса учащиеся конкретно определяются в выборе моего предмета в промежуточной аттестации. Эти же учащиеся в большинстве, сдавая из года в год биологию, готовятся к сдаче ЕГЭ в будущем.
Одна их форм работы, используемой на уроках является дифференцированная работа. Учащимся предлагаются индивидуальные карточки—задания с разным уровнем сложности с использованием материалов ЕГЭ. Эффективным средством является тематический контроль, выполнение практикума по решению биологических задач 8-11 классах, лабораторный практикум в 9—11 классах. Для повышения мотивации у учащихся для этой цели задействованы все средства ТСО( телевизор, видеопроектор, кодоскоп с фолиями, компьютер, проектор).
Внеурочная подготовка учащихся проходит в несколько этапов:
1. Начальная подготовка индивидуальная и групповая работа с учащимися 7-8 классов. Оценка учащимися своих знаний, умений и навыков по предмету.
Проведение Факультативных занятий для учащимися7—11 классов. Это «Основы гигиены и санитарии» в 7-8 классах, «Решение биологических задач» в 10-11классах. Основной итог занятий научиться моделировать биологические задачи учащимися 10-11 классов, с помощью компьютера, и создавать тематические проекты в виде схем, таблиц, используя метод Шаталова,и уметь их защищать учащимися 7-8 классов.
Диагностика уровня биологической подготовки выпускников начиная с 6 класса. Проводиться мониторинг выполненных тестовых тематических работ.
Анализируются допущенные ошибки, индивидуально определяются темы и типы заданий, требующих доработки каждого выпускника.
Составляются индивидуальные систематически образовательные маршруты по каждому выпускнику.
Проводятся групповые занятия в форме лекций, практических работ. Для этого используется всегда дополнительная литература. Это справочные материалы, энциклопедии, материалы интернета.
Для индивидуальной работы использую учебно- методические пособия, пособия для поступающих в вузы контрольно -измерительные материалы с 2005 года.
Анализ ЕГЭ учащихся за прошлый учебный год По биологии.
В 2007-08 учебном году наша школа проходила аттестацию. Учащиеся 9 класса на 66.7% справились с тестами по биологии.
С увлечением работаю со способными детьми. Уровень знаний учащихся, показывающих на районных олимпиадах, стал намного выше, в отличие от предыдущих лет:
2005-06г. 10 кл. Грубова Елена Vl место
2006-07г. 10 кл. Носкова Вероника Vl место
11 кл. Грубова Елена V место
2007-08г. 10 кл. Желтякова Вероника lll-Vl место
2009-2010г.11 кл. Нечяева Надежда III место
Учебный год | % учащихся в классе, сдававших ЕГЭ | Учащиеся, получившие за ЕГЭ «4-5» | % учащихся, получившие за ЕГЭ, «4-5» | Средний балл по ЕГЭ в школе |
2006-2007г. | 35,71 | 2 | 40 | 51 |
2007-2008 | 5,5 | 1 | 100 | 62 |
2008-2009 | 8,3 | | | 49 |
2009-2010 | 16,6 | 2 | 100 | 50,5 |
Мониторинг отслеживания учебного процесса у учащихся с 6-11 класс, с целью выявления пробелов в знаниях выпускников при подготовке к ЕГЭ по биологии
Класс/ тестовый контроль | Бердникова Марина Михайловна | Брусницына Наталья Николаевна | Грубова Елена Олеговна | Лалаян Нуне Камоевна | Мишурова Юлия Сергеевна | Носкова Вероника Васильевна | Мартынов Андрей Александрович | Левенко Ольга Владиславовна | Нечаева Надежда Константиновна |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | |
Итоговый контроль | | | | | | | | | |
Поступление выпускников в вузы Перми по биологическому профилю
Год выпуска | Фамилия Имя Отчество выпускника | Вузы Перми |
2006-2007 | Бердникова Марина Михайловна Грубова Елена Олеговна | Медакадемия Медакадемия |
2007-2008 | Носкова Вероника Васильевна | Медколледж |
2008-2009 | Мартынов Андрей Александрович | ПГПУ |
2009-2010 | Нечаева Надежда Константиновна | |
В этом 2010-2011 году ЕГЭ по биологии будут сдавать 2 учащихся 11 класса. Это 12,5% от количества учащихся в классе. Отследив ситуацию сдачи ЕГЭ на будущее, количество сдающих будет увеличиваться: 2011-12г.-2 человека, 2013-14г.-5 человек, 2014-15г.-5 человек. Эти учащиеся 7,8,10 классов в этом году выбрали промежуточную аттестацию по биологии, и намерены в будущем сдавать мой предмет.
Конкурсы:
Молодежный чемпионат по биологии2009-2010г.-принимало участие 18 человек Победитель: Катаев Алексей ученик 7 класса — 2 место в районе, 6 место в регионе( диплом регионального победителя 2 степени
Экология. Творчество. Молодежь Листопад2009-2010г. Оксана 10кл.- номинация Экологическая реклама(сертификат)
«Юные таланты Прикамья»-2008-2009гУчастие в заочном туре 9 учащихся; очный тур Лалаян Лиана9кл, Левенко Ольга 10кл., Нечаева Надежда10 кл.(сертификаты); 2009-2010-заочный тур-участие 5 учащихся 10-11кл.(сертификаты)
-