Содержание
Системы счисления 2
История развития систем счисления 2
Двоичная система счисления 3
Вычитание в двоичной системе счисления 3
Умножение в двоичной системе счисления 4
Контрольная работа. 5
Деление в двоичной системе счисления 6
Решение примеров на умножение и деление 7
Перевод чисел из 10-ой системы счисления в двоичную 7
Перевод чисел из 10-ой системы счисления в двоичную 8
Перевод чисел из любой системы счисления в 10-ую 9
Рейтинг-олимпиада (решение задач повышенной трудности) 10
Восьмеричная система счисления. 10
Арифметические операции в 8-ой системе счисления 11
Шестнадцатеричная система счисления 11
Самостоятельная работа 12
Перевод чисел из 2-ой системы счисления в 8-ную и 16-ную 12
Перевод чисел из 8-ой, 16-ой систем счисления в 2-ую. 13
Решение примеров на перевод. 13
Контрольная работа. 14
Системы счисления Каждый день мы с вами используем слова «число» и «цифра». А что означают эти слова?
Определение: Цифра – это символ, участвующий в записи числа.
Под числом будем понимать его величину, а не его символьную запись. Число изображается несколькими символами (цифрами) некоторого алфавита.
Определение: Система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел; способ представления числа символами некоторого алфавита (цифрами).
Системы счисления делятся на:
непозиционные
позиционные
Определение: Непозиционной называется такая система счисления, в которой величина числа не зависит от положения цифры в числе, т.е. число определяется как сумма или разность цифр в числе.
Например: римская система счисления.
Определение: Система счисления называется позиционной, если значение цифры зависит от ее места (позиции) в записи числа.
Например: десятичная система счисления.
История развития систем счисления Группы систем счисления
I. Анатомического происхождения:
10-ная
5-ная
12-ная
20-ная
II. Алфавитные:
славянская
древнеармянская
древнегрузинская
древнегреческая (ионическая)
III. Машинные:
9-ная
8-ная
16-ная
IV. Прочие:
вавилонская (60-ная)
римская
египетская
Домашнее задание: написать реферат.
Для подготовки реферата – литература:
Мир чисел
Энциклопедии
История математики в России
«За страницами учебника математики»
Я познаю мир
План реферата:
Где была распространена, как развивалась и где сохранилась.
Алфавит.
Примеры записи чисел.
Использованная литература.
Двоичная система счисления Алфавит: 0,1.
Свойства сложения: 0+0=0
0+1=1
1+0=1
1+1=10
При сложении необходимо учитывать возможные переносы единиц из младших разрядов в старшие.
Примеры:
А) +10101 б) +1001 в) +1101 г) +110111
1010 1010 1011 11010
11111 10011 11000 1010001
д) +101011 е) +100001
11101 110010
1001000 1010011
Примеры для самостоятельного решения раздаются на карточках. Отдельно записаны ответы. Необходимо решить примеры и найти соответствие между номерами примеров и номерами ответов.
10010011+1011011=11101110 7
10110111+10011011=101010010 2
10011101+11101101=110001010 9
10010111+1011100=11110011 15
11101001+10011101=110000110 1
11010011+11011011=110101110 11=6
11001011+11011011=110100110 8
11101111+10111111=110101110 6=11
10101010+11001100=101110110 12
10) 10110011+1010101=100001000 4
11) 110011001+111011101=1101110110 14
12) 100110011+101110111=1010101010 3
13) 110111011+101010101=1100010000 16
14) 110111011+110110110=1101110001 10
15) 11011101+100110011=1000010000 5
16) 101110110+101100111=1011011101 13
Записать на полях тетради: 1+1=10
1+1+1=11
1+1+1+1=100
1+1+1+1+1=101
1+1+1+1+1+1=110
Домашнее задание: Те примеры, которые не успели решить в классе. Часть примеров проверяется у доски, остальные по номерам ответов.
Вычитание в двоичной системе счисления Повторить свойства сложения.
Свойства вычитания: 1-0=1
0-0=0
1-1=0
10-1=1
Примеры разбираются у доски учителем:
А) -100010 б) -100001 в) –1010001 г) - 1010100
101 110 101 1011
11101 11011 1001100 1001001
д) -100111 е) - 100100 ж) - 110011 з) - 101110
10111 10111 11101 11010
10000 1101 10110 10100
и) - 10011101 к) - 10111011
1101101 1011101
110000 1011110
Примеры для самостоятельного решения.
Примеры раздаются на карточках. Варианты возможных ответов записываются на доске.
Нужно найти соответствие между множеством примеров и множеством ответов.
К доске для решения примеров вызываются слабые ученики.
! Вычитание всегда можно проверить сложением.
10110011-10001000=101011 3
11001100-10111011=10001 8
110101110-10111111=11101111 11
110100110-11001011=11011011 4
110101110-11011011=11010011 6
110000110-10011101=11101001 1
11110011-10010111=1011100 7
101001010-11101101=1011101 10
101010010-10011011=10110111 5
10) 11101110-1011011=10010011 9
11) 1010111001-11101110=111001011 12
12) 111110101-10110111=100111110 2
Домашнее задание: примеры, которые не успели в классе.
Умножение в двоичной системе счисления I.Опрос.
Что такое система счисления?
Назовите системы счисления анатомического происхождения?
Объясните анатомическое происхождение 5-ой, 10-ой, 12-ой, 20-ой систем счисления?
Где и как сегодня используются 12-ая, 60-ая, 20-ая системы счисления?
Почему возникновение 10-ой системы счисления считается одним из важнейших достижений человеческой мысли?
Какова причина того, что 10-ая система счисления стала общепринятой?
Правильно ли называть цифры 10-ой системы счисления арабскими?
Какие системы счисления называются позиционными и непозиционными?
Римская система счисления: чем она удобна, правила записи чисел, где используется?
II.Повторение сложения и вычитания:
10101+101=11010 5) 1010100-11=1010001
11010+1011=100101 6) 1010001-101=1001100
10101+1011=100000 7) 100000-1011=10101
1010100+111=1011011 8) 100010-101=11101
III. Свойства умножения: 0*0=0
0*1=0
1*0=0
1*1=1
Примеры:
А) *1011 б) *10001 в) *11010 г) *11001
11 11 101 1101
1011 10001 11010 11001
1011 10001 11010 11001
100001 110011 10000010 11001
101000101
д) *111101
1011
111101
111101
111101
1010011111
IV. Примеры для самостоятельного решения.
111101*111101=111010001001 2
100001*111111=100000011111 11
111110*100010=100000111100 12
100011*111101=100001010111 6
111100*100100=100001110000 3
100101*11011=1111100111 7
111010*100110=100010011100 10
100111*111011=100010101111 4
111000*101000=100011000000 8
10) 101001*110111=100011001111 5
11) 110110*101010=100011011100 9
12) 101011*110101=100011100111 1
Контрольная работа. Проверить примеры №10-12 из домашнего задания.
I-в.
10010011+1011011=11101110
11101001+10011101=110000110
10010111+1011100=11110011
11001011+11011011=110100110
10101010+11001100=101110110
100001000-10110011=1010101
110101110-10111111=11101111
11011011-1101011=1110000
11110011-10010111=1011100
10) 101010010-10011011=10110111
11) 100001*111111=100000011111
12) 100011*111101=100001010111
13) 100101*111011=100010000111
14) 100111*111001=100010101111
15) 101001*110111=100011001111
II-в.
1011101+11101101=101001010
10110111+10011011=101010010
11010011+11011011=110101110
11101111+10111111=110101110
10110011+1010101=100001000
11001100-1011101=1101111
11001011-1101001=1100010
110000110-10011101=11101001
101001010-10011011=10101111
11101110-1011011=10010011
111110*100010=100000111100
111100*100100=100001110000
111010*100100=100000101000
111000*101000=100011000000
110110*101010=100011011100
Домашнее задание: повторить все правила.
Деление в двоичной системе счисления I. Повторить свойства и правила сложения и вычитания.
У доски: 1101011+11011=
1011101+1011=
1110100-11=1110001
1010001-101=
111100*111110=111010001000
101111*110001=100011111111
II. Сначала разбираем у доски.
А) 100001/11 б) 10000010/11010
11 1011 1101 101
100 1101
11 1101
11 0
11
0
в) 11001100/110
11 100010
00011
11
0
III.Примеры для самостоятельного решения:
11100110101:101101=101001 9
100011111100:110010=101110 10
100011001111:110111=101001 9
100001110000:111100=100100 11
111010000101:111111=111011 6
101000100101:110101=110001 2
100011110111:101101=110011 1
111010001001:111101=111101 8
11111100101:101011=101111 4
10) 100011011100:110110=101010 5
11) 1110100001000:111100=111110 3
12) 101111001101:110101=111001 12
13) 100011111111:101111=110001 2
14) 100010000111:111011=100101 7
15) 101011110101:110111=110011 1
IV. Домашнее задание: примеры №9-12.
Решение примеров на умножение и деление Опрос
Проверить домашнее задание
Решение примеров:
101001*101101=11100110101
101110*110010=100011111100
110111*101001=100011001111
100100*111100=100001110000
111111*111011=111010000101
111110*100010=100000111100
111010*100110=100010011100
111000*10100=10001100000
И примеры №13-15 (предыдущего урока)
Перевод чисел из 10-ой системы счисления в двоичную Опрос.
Повторить правила операций сложения, умножения в двоичной системе счисления.
Объяснить, что все системы счисления связаны между собой. Существуют правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Записать в словари алгоритмы и примеры.
Алгоритм перевода целого числа:
Делить данное число и получаемые неполные частные на 2 до тех пор, пока не получили неполное частное равное 0
Составить число в двоичной системе счисления, записывая остатки от деления, начиная с последнего остатка.
Примеры:
11/2
10 5/2
1 4 2/2
1 2 1/2
0 0 0
1
1110 =10112
Алгоритм перевода дробной части:
Дробную часть умножаем на 2 до тех пор, пока в правой части не получим 0, или не будет достигнута необходимая точность вычислений.
Составить число, записывая его начиная с первой целой части.
Примеры:
*0,5625
2
* 1,1250
2
* 0,250
2
* 0,50
2
1,0
0,562510 = 0,10012
Алгоритм перевода смешанных чисел
Отдельно перевести целую и дробную части
Записать результат.
Примеры:
17,2510 = 10001,012 12,2410= 1100,00112
1710 = 100012 1210 =11002
Решение примеров:
51310 =10000000012
60010=10010110002
60210=10010110102
100010 =111110100012
Перевод чисел из 10-ой системы счисления в двоичную Опрос.
Алгоритмы перевода целых, дробных, смешанных чисел из 10-ой системы счисления в двоичную.
Решение примеров.
А) 1) 230410 = 1001000000002
2) 500110 = 10011100010012
3) 700010 = 11011010110002
4) 819210 = 100000000000002
б) 5) 0,462210 =0,0111012
6) 0,519810 = 0,1000012
7) 0,580310 = 0,1001012
8) 0,612410 = 0,1001112
9) 0,735110 = 0,1011112
10) 0,798210 = 0,1100112
11) 0,854410 = 0,1101102
12) 0,932110 = 0,1110112
В) III. Домашнее задание
13) 40,510 = 101000,12
14) 31,7510 = 11111,112
15) 124,2510 = 1111100,012
16) 173,210 = 10101101,00110
17)33,2810 = 100001,0100012
Перевод чисел из любой системы счисления в 10-ую Опрос.
Правила перевода чисел из 10-ой системы счисления в любую другую.
Что такое основание системы счисления?
Перевод в 10-ую систему счисления осуществляется по степенному ряду.
Любое число в 10-ой системе счисления можно представить в следующем виде:
28410 = 2*100+8*10+4*1= 2*102 +8*101+4*100=28410
Это и есть представление числа в виде степенного ряда.
Все цифры числа умножаем на степень десятки, так как число в 10-ой системе счисления.
Давайте представим в этом виде число 21023, оно записано в 3-ой системе счисления, значит будем каждую цифру числа умножать на степень числа 3:
1) 21023 = 2*33+1*32+0*31+2*30=54+9+0+2=6510
Алгоритм: само число представляем в виде суммы произведений степеней основания системы счисления на цифры числа.
Решение примеров:
6 5 4 3 2 1 0
1) 11010112 = 26*1+25*1+24*0+23*1+22*0+21*1+20=10710
2) 61048 = 83*6+82*1+81*0+80*4=314010
3) 2916=161*2+160*9=4110
4) 12816= 162*1+161*2+160*8=29610
5) 42268 = 219810
6) 1010112 = 4310
7) 100016 =
8) 3428 =
9)111112 = 3110
10)623416 = 2514010
Повторение:
1) 24010=
2)12,2510=
3) 384210=
4) 57310=
5) 97510=
Рейтинг-олимпиада (решение задач повышенной трудности) Условия 10 задач разложены на партах. Ребята самостоятельно решают задачи. В конце урока подводим итоги, проверяем решение у доски.
Восьмеричная система счисления. Вспомнить особенности 2-ой системы счисления.
Записать в словари алфавит: 0,1,2,3,4,5,6,7
Заполнить таблицу:
10-ая | 2-ая | 8-ая | 16-ая |
0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 10 | 2 | 2 |
3 | 11 | 3 | 3 |
4 | 100 | 4 | 4 |
5 | 101 | 5 | 5 |
6 | 110 | 6 | 6 |
7 | 111 | 7 | 7 |
8 | 1000 | 10 | 8 |
9 | 1001 | 11 | 9 |
10 | 1010 | 12 | A |
11 | 1011 | 13 | B |
12 | 1100 | 14 | C |
13 | 1101 | 15 | D |
14 | 1110 | 16 | E |
15 | 1111 | 17 | F |
16 | 10000 | 20 | 10 |
17 | 10001 | 21 | 11 |
18 | 10010 | 22 | 12 |
19 | 10011 | 23 | 13 |
Перевести числа из 10-ой системы счисления в 8-ую.
39510 = 6138
14910 = 2258
102310 = 17778
150010 = 27348
177710 = 33618
Сформулировать правила арифметических операций в 8-ой системе счисления и решить примеры.
1) 7708 + 2368 = 12268
2) 7158 + 3738=13108
3) 5248 + 578=6038
4) 7128+7638=16758
5) 32178+7658=42048
Самостоятельная работа. 8) 72138-5378=64548
6)57318+13768=73278 9) 71258-7568=61578
7) 63518+7378=73108 10) 5318-4528=578
Арифметические операции в 8-ой системе счисления Повторить алфавит 8-ой системы счисления.
Правила перевода чисел из 10-ой системы счисления в 8-ую.
Правила арифметических операций.
Решение примеров.
776472+ 763342=1762034
532661+257721=1012602
354243+467566=1044031
432077+645662=1277761
273462-156777=114463
700056-365762=312074
300064-212373=65471
2101,01-735,4567=1143,3311
Шестнадцатеричная система счисления Опрос:
Правила перевода, правила арифметических операций.
II. Записать в словарь алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F.
III. Заполнить таблицу.
IV. Перевести числа в 16-ую систему счисления.
39510 = 18B16
14910 = 9516
102310 = 3FF16
150010 = 5DC16
177710 = 6F116
Решить примеры
20716+3d416=5db
11816+da16=1f2
a2516+b9df16=c404
b3bc+ae1=be9d
e47d+bf2=f06f
d58+ec0e=f966
Домашнее задание
1) 5110=3316
2) 391410=f4a16
3) 9610=6016
4) 640310=190316
5) 1a3+67=20a
6) 2bc+907=bc3
7) d2c+9797=a4c3
8) 2ca9+b62f=e2d8
1b33-fad=b86
VII. Перевести числа из одной системы счисления в другую
1) 2b16 = 4310
2) 623e16 =2515010
3) 100016 = 409610
4) 12f16 = 30310
5) 384210=18216
6) 57310=23d16
7) 97510=6f16
Самостоятельная работа I вариант.
Перевести:
1) 31,510=11111,12
2) 124,2510=1111100,012
3) 48910=7518
4) 227710=8e516
5) 1100112=5110
6) 110102=2610
7) 75128=391410
8) fad16=401310
9) 274910=52758
10) 1148=7610
II вариант.
Перевести:
1) 40,7510=101000,112
2) 173,510=10101101,12
3) 14110=2158
4) 237710=94916
5) 100112=1910
6) 1101012=5310
7) 53278=277510
8) abc16=274810
9) 275010=52768
10) 1158=7710
11) f2c716-bcb16=e6fc16
12) a4c316-d2c16=979716
13) 7f1016-5fac16=1f6416
14) abc16+e5716=191316
15) a3916+19bc16=23f516
11) ae5316-cf816=a15b16
12) e2d816-2ca916=b62f16
13) a2fd16-fda16=932316
14) fad16+b8616=1b3316
15) 9e616+b16f16=bb5516
Перевод чисел из 2-ой системы счисления в 8-ную и 16-ную I Работа над ошибками
1) 391510=f4b16
2) 623e16=25150110
3) 4510=1011012
4) 42268=219810
5) 1011002=4410
6)1102*11012=10011102
Правила перевода целой и дробной части из 10-ой системы счисления в 2-ую
Правила перевода чисел из 8-ой, 2-ой, 16-ой в 10-ую систему счисления.
II Алгоритм:
Для того, чтобы любое двоичное число перевести в систему счисления с основанием q=2n , нужно:
данное двоичное число разбить слева и справа от запятой на группы по n цифр в каждой.
если в последних правой и левой группах окажется меньше n цифр, то их надо дополнить справа и слева нулями до нужного числа цифр
рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2n .
III Решение примеров:
101000100101102=242268
101100110110112=263338
111001101010012=346518
11110111101002=173648
1100010001111102=610768
1101010112=6538
11001110000102=147028
11001110111110012=
Перевод чисел из 8-ой, 16-ой систем счисления в 2-ую. I Опрос.
Все правила перевода!
II Алгоритм:
Для того, чтобы произвольное число, записанное в системе счисления с основанием q=2n перевести в двоичную систему счисления, нужно каждую цифру этого числа заменить ее n-значным эквивалентом в 2-ой системе счисления.
Например:
4ac3516=010010101100001101012
410358=1000010111012
III Решение примеров:
e69fd1d16=11100110100111111101000111012
f7a016=11110111101000002
ae5d73b16=10101110010111010111001110112
2a1016=101010000100002
12348=0010100111002
123416=00010010001101002
f1f7216=111100011111011100102
285616=00101000010101102
Решение примеров на перевод. I Опрос:
алгоритм перевода из 10-ой системы счисления в любую другую
алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в 10-ую
алгоритм перевода из 8-ой и 16-ой систем счисления в 2-ную
алгоритм перевода из 2-ой в 8-ую и 16-ую системы счисления
сформулировать правила сложения в 16-ой системе счисления
сформулировать правила вычитания в 8-ой системе счисления.
II Решение примеров:
2510=110012
482010=113248
482010=12d416
2358=15710
3da16=98610
111001101012:1010012=1011012
111002*101102=10011010002
1100112*10112=10001100012
1110100001012:1111112=1110112
10)f1a516=11110001101001012=1706458
Контрольная работа. I вариант.
252510=9dd16
274810=52748
29310=1001001012
1148=7610
1111001101012=74658=f3516
b26a16=10110010011010102=1311528
a15b16+cf816=ae5316
932316+fda16=a2fd16
1101012*1100012=1010001001012
10) 1000110111002:1010102=1101102
11) 42048-7658=32178
12) 13108-7158=3738
II вариант.
243110=97f16
404310=77138
10710=11010112
1408=9610
1000111111002=43748=8fc16
f7ce16=11110111110011102=1737168
e6fc16+bcb16=f2c716
1f6416+5fac16=7f1016
1100112*1011012=1000111101112
10) 1000100111002:1110102=1001102
11) 16758-7128=7638
12) 12268-7368=2708
15