СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетно ролевые игры - как деятельность детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для родителей

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно ролевые игры - как деятельность детей дошкольного возраста.»

Сюжетно – ролевые игры- как деятельность детей дошкольного возраста.

На протяжении всего дошкольного возраста сюжетно ролевая с/р игра остается наиболее характерным видом деятельности ребенка. Основой с\р игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность в с/р игре одна из характерных ее черт. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Сюжетно – ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Игровые действия – одно из средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны, их делят на бытовые, производственные, общественные. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной жизни. Содержание игр детей младшего д/в связано с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. К концу 3го года жизни игры становятся более содержательными, что связано с представлением детей об окружающем мире, они начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта, книг, мультфильмов. На 4- ом и 5ом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что – то свое, индивидуальное. Дети старшего д/в обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями почерпнутыми из жизни. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль появляется в игре на границе раннего и д/в. На протяжении дошкольного детства развитие роли в с/р игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть. Затем появляются и ролевые обозначения связанные с теми или иными действиями: я – мама, я – врач. Дети предпочитают исполнять те роли взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики. В среднем д/в выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности, у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры заключается в отношениях между персонажами и ребенок берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны. В распределении ролей необходима помощь педагога, т.к. дети данного возраста эмоциональны. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются игровые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Старшие дошкольники неохотно исполняют роли, которые не соответствуют их полу. Этапы с/р игры. 1 этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия – манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослыми, обследуя свойства и качества предмета. 2 этап – отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявления специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение. 3 этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Формируется сюжетно – отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Вос – ль учит отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту. Уровни становления взаимоотношений. 1 уровень – неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (мл. д\в). 2 уровень – одиночных игр, ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. 3 уровень – проявляется в том, что двое – трое детей не могут играть за одним столом, на ковре, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. 4 уровень – кратковременногообщения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое – то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. 5 уровень – длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок этого уровня обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. 6 уровень – постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Обучение сговору. С целью обучения малышей сговору на игру воспитатель выступает в роли главного действующего лица. Вначале обучения он берет на себя главную роль, а потом по мере усвоения детьми навыков включается в качестве второстепенного героя. Детей среднего д/в необходимо учить при сговоре на игру вспоминать что – то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем вносить в игру. При обсуждении содержания предстоящей игры воспитатель репликой, советом актуализирует их опыт, вводят дополнительные роли, а постоянные разыгрывают по другому. В старшем д/в сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети в ней объединяются на основе общности интересов, личных симпатий, лучше понимают друг друга, более устойчивы по отношениям к партнерам. Проблема – появление в игре детей «звезд», став лидером, он по своему усмотрению направляет развитие сюжета, распределяет роли, оценивает правильность игры. Задача воспитателя – недопущение подобной ситуации.