СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и
поведенческие затруднения, и средств развития доброжелательных
отношений является сказкотерапия, этот метод приобрёл популярность в последнее время является наиболее универсальным методом воздействия. Как известно, сказка для любого ребенка является увлекательным приключением. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает жизнь через переживания героев.
В работе педагога- психолога применение элементов сказкотерапии помогает решать следующие задачи:
1.Коррекционно-образовательные: развитие всех компонентов речи.
2.Коррекционно-развиваю-щие: развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.
восприятия, воображения, общей и мелкой моторики.
3.Коррекционно-воспитательные: развитие доброты, любви к природе,
ответственности, сопереживания.
Сказкотерапия способствует:
Коррекции речевых нарушений, развитию творческого и образного мышления, развитию фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, установлению причинно-следственных связей.
Сказка может не только научить чему-то, но вылечить, снять тревогу и напряжение. Главное, чтобы это происходило в доверительной, а не нравоучительной форме.
Виды сказок, использующихся в сказкотерапии: дидактическая, диагностическая, художественная, психологическая, медитативные я хотела бы рассказать о наиболее распространенных и те которые я чаще использую на своих занятиях.
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых
понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме
чему-то новому. Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может
быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра)..
Вы сами тоже можете придумывать сказки, которые помогут ребенку
усвоить названия цветов, выучить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Сказки можно сочинять, о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно.
Чтобы научиться сочинять сказки, в качестве основы, для начала, можно использовать знакомые сюжеты (сказки «Колобок», «Теремок» и т.п.), «подстраивать» под них свои темы и «наполнять» необходимым содержанием. Сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка.
Психологическая сказка- предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения.
Художественная сказка- знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества. Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.
Диагностическая сказка - помогает определить характер ребенка и
выявляет его отношение к миру. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем
тревожности. Диагностическая сказка может способствовать
выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может
говорить в слух.
Занятия с элементами сказкотерапии – деятельность необыкновенно
эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она
приносит ребенку радость и удивления, в ней заложены истоки творчества,
дети принимают руководство взрослого не замечая его. На занятие можно использовать определенный элемент сказки или какой-то интересный сюжет или провести как игру-путешествие главное придерживаться определенной структуры.
Занятие по сказкотерапии я провожу обычно в следующей последовательности:
Ритуал «погружения» в сказку. Это может быть любой ритуал, который поможет поймать необходимое настроение. (прослушивание музыки, рассматривание картинки и др.).
Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание
аудиозаписи
Беседа об услышанном. На этом этапе с ребенком обсуждаются поступки героев, их связь с происходящими событиями, а также чувства и эмоции, которые вызвала сказка. Педагог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки,
чему она может научить ребенка. Сказки можно повторять через
определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме
того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с
большим интересом. Сказки лишь условно можно поделить на простые
и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к
сложному»
Арт-терапевтические методики. Отражение героев и сказочного мира в любимом виде деятельности (рисование, игра в песке, инсценирование и др.).
Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х,
на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.
Подведение итогов.
Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:
используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например:
«Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «
Заюшкина
избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д.
сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал, сказка может предварять восприятие музыки или пения, прослушивание программного произведения и помогает заинтересовать детей, настроиться на нужный лад.
Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся: (экран)
- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;
-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;
- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.