СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для педагогов: "Сказкотерапия. Что это?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация для педагогов: "Сказкотерапия. Что это?"»

Сказкотерапия Автор: Попкова Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Место работы: МКДОУ «Д/с № 4»

Сказкотерапия

Автор:

Попкова Татьяна Сергеевна

Должность: воспитатель

Место работы: МКДОУ «Д/с № 4»

                            Сказкотерапия  - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий.

Сказкотерапия  - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий.

Сказкотерапия  - означает «лечение сказкой».  Как пишет И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Этот метод восходит к давним временам – еще наши прапрабабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».

Этот метод восходит к давним временам – еще наши прапрабабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».

     Жанры, используемые в сказкотерапии:             - былины - сказки - саги - притчи - легенды - мифы  - анекдоты - басни

Жанры, используемые в сказкотерапии:

- былины

- сказки

- саги

- притчи

- легенды

- мифы 

- анекдоты

- басни

    Р.М. Ткач структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:   1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.  2. Сказки для гиперактивных детей.  3. Сказки для агрессивных детей.  4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.  5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Р.М. Ткач структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам: 1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи. 2. Сказки для гиперактивных детей. 3. Сказки для агрессивных детей. 4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д. 5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше. 6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:           Художественных  Народных  Психокоррекционных  Психотерапевтических  Дидактических

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:  

Художественных

Народных

Психокоррекционных

Психотерапевтических

Дидактических

         1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СКАЗКИ.   К НИМ ОТНОСЯТСЯ СКАЗКИ, СОЗДАННЫЕ МНОГОВЕКОВОЙ МУДРОСТЬЮ НАРОДА, И АВТОРСКИЕ ИСТОРИИ. ИМЕННО ТАКИЕ ИСТОРИИ И ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ СКАЗКАМИ, МИФАМИ, ПРИТЧАМИ. В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СКАЗКАХ ЕСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЙ, ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ, И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ. 

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СКАЗКИ. К НИМ ОТНОСЯТСЯ СКАЗКИ, СОЗДАННЫЕ МНОГОВЕКОВОЙ МУДРОСТЬЮ НАРОДА, И АВТОРСКИЕ ИСТОРИИ. ИМЕННО ТАКИЕ ИСТОРИИ И ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ СКАЗКАМИ, МИФАМИ, ПРИТЧАМИ. В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СКАЗКАХ ЕСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЙ, ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ, И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ. 

2. Народные сказки.    Древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены  нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.   Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:   Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.  Бытовые сказки.  Сказки о преобразовании, трансформации.  Страшные сказки.  Волшебные сказки.

2. Народные сказки. Древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены  нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

  • Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.
  • Бытовые сказки.
  • Сказки о преобразовании, трансформации.
  • Страшные сказки.
  • Волшебные сказки.
3. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ.   ЭТО СКАЗКИ, В КОТОРЫХ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ЗАМЕЩАЕТСЯ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ. В ТАКИХ СКАЗКАХ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ДРУГИЕ СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА СИТУАЦИИ ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРЫЕ РЕБЕНКУ НЕ ПРИСУЩИ. ЧЕРЕЗ ТАКИЕ СКАЗКИ МОЖНО ПОКАЗАТЬ, ЧТО НЕЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА МОЖНО ЗАМЕНИТЬ НА БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ, И ПОКАЗАТЬ ЦЕПОЧКУ «ЧТО И ПОЧЕМУ».

3. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ. ЭТО СКАЗКИ, В КОТОРЫХ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ЗАМЕЩАЕТСЯ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ. В ТАКИХ СКАЗКАХ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ДРУГИЕ СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА СИТУАЦИИ ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРЫЕ РЕБЕНКУ НЕ ПРИСУЩИ. ЧЕРЕЗ ТАКИЕ СКАЗКИ МОЖНО ПОКАЗАТЬ, ЧТО НЕЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА МОЖНО ЗАМЕНИТЬ НА БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ, И ПОКАЗАТЬ ЦЕПОЧКУ «ЧТО И ПОЧЕМУ».

   4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ.     ЭТО СКАЗКИ ДЛЯ БОЛЕЕ ВЗРОСЛЫХ. ОНИ НЕ ВСЕГДА ПРИЯТНЫЕ, НЕ ВСЕГДА ЛЕГКИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ, НО ОЧЕНЬ ГЛУБОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ. ТАКИЕ СКАЗКИ ИСПОЛЬЗУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ, ТАК КАК ЧЕРЕЗ НИХ МОЖНО УВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ СО СТОРОНЫ И РЕШИТЬ ЕЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО.

   4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ.   ЭТО СКАЗКИ ДЛЯ БОЛЕЕ ВЗРОСЛЫХ. ОНИ НЕ ВСЕГДА ПРИЯТНЫЕ, НЕ ВСЕГДА ЛЕГКИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ, НО ОЧЕНЬ ГЛУБОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ. ТАКИЕ СКАЗКИ ИСПОЛЬЗУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ, ТАК КАК ЧЕРЕЗ НИХ МОЖНО УВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ СО СТОРОНЫ И РЕШИТЬ ЕЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО.

  5. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ.    ЭТО СКАЗКИ СОЗДАННЫЕ ПЕДАГОГАМИ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СЛОЖНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЕГО ЛЕГКОМУ ПОНИМАНИЮ И УСВОЕНИЮ. ТАК НАПРИМЕР, ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ МОЖНО ОСВОИТЬ С РЕБЕНКОМ ЧИСЛА, ЗНАКИ, ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС К ЗНАНИЯМ, ПОКАЗАВ, ЧТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ, МОЖЕТ ЧТО-ТО ДОБИТЬСЯ. В ЭТИХ СКАЗКАХ НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ЗНАКИ И ОБЪЕКТЫ СТАНОВЯТСЯ ЖИВЫМИ.

  5. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ.  ЭТО СКАЗКИ СОЗДАННЫЕ ПЕДАГОГАМИ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СЛОЖНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЕГО ЛЕГКОМУ ПОНИМАНИЮ И УСВОЕНИЮ. ТАК НАПРИМЕР, ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ МОЖНО ОСВОИТЬ С РЕБЕНКОМ ЧИСЛА, ЗНАКИ, ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС К ЗНАНИЯМ, ПОКАЗАВ, ЧТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ, МОЖЕТ ЧТО-ТО ДОБИТЬСЯ. В ЭТИХ СКАЗКАХ НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ЗНАКИ И ОБЪЕКТЫ СТАНОВЯТСЯ ЖИВЫМИ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ    По мнению Е.В. Чех можно выделить несколько вариантов работы со сказкой: Рассказывание сказки. Рисование сказки. Сказкотерапевтическая диагностика. Сочинение сказки. Изготовление кукол. Постановка сказки.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ  

По мнению Е.В. Чех можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:

  • Рассказывание сказки.
  • Рисование сказки.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Сочинение сказки.
  • Изготовление кукол.
  • Постановка сказки.

ИГРЫ ДЛЯ СКАЗОЧНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ . «ВОЛЧЬИ игры» Задача: Снятие напряжения и отреагирование агрессии. Ход работы: Вариант 1. Молодые волки очень любят играть, бегая за своим хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый — это голова волка, последний — хвост. Голова должна схватить хвост, а он должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в обеих ролях. Вариант 2 . Молодые волки тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки, грозно рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре — волк, другой — зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает все, что делает волк. Затем они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказку «Маугли», и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учиться предупреждать, что он злой, и понимать аналогичные предупреждения со стороны партнера. Вариант 3. Молодые волки (сказка «Три поросенка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона по принципу карточного домика складывается дом. Задача 21 молодого волка — сильным дыханием разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.

СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ. «Спаслание» (по сказке А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»). Дождь лил неделю, не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обычно бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем лежала записка. «Это Спаслание!»— подумал Пух. Писать умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна, как назло, не проплывали. Что делать Винни-Пуху? «Лиса и тетерев» (по одноименной русской народной сказке). Бежит лиса, видит — тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи: — Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии. Как же ему проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тетерев вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?

МЕДИТАЦИИ. Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура» (Н. Сакович). Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей. Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (можно показать детям на собственном примере). И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой — и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными. Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд). (Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления). Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас— с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение. Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

РАБОТА С КУКЛАМИ .   Кукла из поролоновой губки .  Необходимые материалы : Губка для мытья посуды любого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.  Ход работы : Цветной шнур или лента повязывается на середину губки, создавая эффект «талии». В верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», прикрепив ее к голове несколькими швами или приклеив. Если губка двухсторонняя: с одной стороны мягкая, а с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния — радость - злость, страх - агрессию и др.

РАБОТА С КУКЛАМИ . Кукла из поролоновой губки . Необходимые материалы : Губка для мытья посуды любого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. Ход работы : Цветной шнур или лента повязывается на середину губки, создавая эффект «талии». В верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», прикрепив ее к голове несколькими швами или приклеив. Если губка двухсторонняя: с одной стороны мягкая, а с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния — радость - злость, страх - агрессию и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!