СКАЗОЧНЫЕ ЧИСЛА
Настоящая работа выполнена в русле литературы и математики. Актуальность работы заключается в исследовании частоты употребления чисел в литературных произведениях и крылатых выражениях. Цель: изучить особенности употребления чисел в народных и авторских сказках, идиомах, исследовать их символику. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники; 2) найти примеры употребления чисел в русских народных сказках; 3) проанализировать частотность употребления чисел в данных произведениях 4) провести анкетирование среди учащихся начальной школы и среднего звена, результаты зафиксировать. В качестве предмета данной работы выступают произведения устного народного творчества, авторские сказки, идиомы, а объектом — процесс исследования символики чисел в них. Новизна исследовательской работы состоит в том, что классифицированы в алфавитном порядке фразеологизмы, сказки, загадки, пословицы и поговорки с именами числительными, создан электронный иллюстрированный гипертекстовый модуль, составлено пособие. Данный материал позволяет расширить представление о символике чисел. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы на уроках литературы и математики. Они найдут применение в практике преподавания факультативных занятий и кружковой работы. Гипотеза исследования заключается в том, что если бы числа в народных произведениях, фразеологизмах, пословицах и поговорках были использованы бессмысленно, бессодержательно или бездумно, то мы бы не употребляли столь часто в повседневном обиходе устойчивые выражения с числами. Использование чисел связано с историческими и бытовыми представлениями народа. 242 СБОРНИК ТЕЗИСОВ XIV Всероссийский детский конкурс «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ» Источниками исследования служат материалы энциклопедий, справочников, Интернет. В соответствии с целью и задачами были применены следующие методы исследования: практический, исследовательский, доказательства путём сравнения подобий в предметах с опорой на наглядность, описания с использованием приёмов классификации и сопоставления, анализ и синтез полученной информации. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе приведены сведения из истории, рассматривается значение чисел, наиболее часто встречающихся в идиомах. Во второй главе представлены материалы исследований народных и авторских сказок, загадок, пословиц и поговорок, а также фразеологизмов. В третьей главе уделено внимание статистическим данным, анализу произведений. В заключении обобщаются основные итоги исследования. Результатом работы является электронное пособие с гиперссылками «Сказочные числа».