Орг момент: Приветствие. (учитель проверяет, готовы ли учащиеся к уроку)
Учитель сообщает учащимся, что сегодня они будут работать на специально подготовленных листах.
Записывают дату урока.
Тема урока: Сказуемое. Способы выражения сказуемого.
Цель урока: расширить и углубить знания о сказуемом.
Учиться находить сказуемое в предложении.
Работать мы будем сегодня в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
Для начала я хотела бы, чтобы каждый из вас вспомнил все, что ему известно о сказуемом. Что было изучено в начальной школе?
Перед вами таблица. Поставьте, пожалуйста «+» в первой колонке, то что вам известно о сказуемом и вы можете рассказать об этом. Но, если вы чего – то не помните, то во второй колонке поставьте знак «-»
Давайте вспомним, а что такое сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое? С каким членом предложения согласуется сказуемое в предложении? Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
Теоретический блок
| Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Что такое сказуемое? | | | |
На какие вопросы отвечает сказуемое? | | | |
С каким членом предложения согласуется сказуемое в предложении? | | | |
Какими частями речи может быть выражено сказуемое? | | | |
Давайте попробуем, применить правила на практике, исходя из того, что вы уже знаете
Практический блок.
1. Выделите в предложениях сказуемое, определите, чем оно выражено
1)Но лето быстрое летит.
2) Настала осень золотая.
3) Октябрь уж наступил.
4) Под ногами шуршат сухие листья.
Делаем вывод из того, что повторили. Помогите друг другу, вставить пропущенные слова.
Сказуемое – это _______________________________________, который отвечает на вопросы ________________________________________________________________.
Сказуемое обычно выражается _____________________________________________
Молодцы, все справились с заданием. Давайте, попробуем выполнить следующую часть заданий. Перед вами три предложения, посоветуйтесь друг с другом и выделите в предложении сказуемое, определите, какой частью речи оно выражено, на какой вопрос оно отвечает.
Выделите в предложениях сказуемое, определите, какой частью речи оно выраженно. Определите, на какой вопрос отвечает сказуемое?
1) Воздух прозрачен и свеж.
2) Дни тихие, короткие.
3) Природа осенью – красота.
Итак, я смотрю, что задания вызвали затруднения. Вопрос решается интуитивно. Перед нами возникла проблема. Не хватает нам знаний о сказуемом, которые мы с вами повторили.
Возвращаемся к таблице. Отметим, чего мы не знаем о сказуемом еще? Что нам нужно узнать, чтобы его определить? Колонка номер 2.
Работа с таблицей: нам надо узнать: На какие вопросы отвечает сказуемое? Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
Я предлагаю вам прочитать правило, что такое сказуемое
Исследовательский блок
Сказуемое – главный член предложения, который называет действия, состояние или признак подлежащего. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? Что такое предмет? Кто он такой? Какой предмет? Каков он? Сказуемое может быть глаголом, прилагательным полным, прилагательным кратким, существительным.
Что нового узнали о сказуемом? Ответьте на вопросы:
1. Что называют сказуемые?
2. На какие вопросы отвечает сказуемое? Какие вопросы для вас новые, о которых вы не знали раньше?
Давайте вернемся к нашим предложениям и попробуем в них разобраться..
1) Воздух прозрачен и свеж.
2) Дни тихие, короткие.
3) Природа осенью – красота
Подведем итог.
Итак, на какие вопросы отвечает сказуемое?
Какой частью речи может быть выражено сказуемое?
Самостоятельная работа. Каждый самостоятельно пытается выполнить задание. Если кто – то не может справиться, поднимите руку.
Выделите в предложениях сказуемое, определите, чем оно выражено. Определите, на какой вопрос отвечает сказуемое?
1) Осень ранняя.
2) Ночи прохладны и свежи.
3) Земля – кормилица.
Обменяйтесь своими работами и проверьте работу своего одноклассника.
Проверим, кто справился с заданием.
Рефлексия.
Подведем итог урока. Еще раз вспомним все, что нового узнали о сказуемом.
Каждого спрашиваю, что нового узнал о сказуемом за урок.
Давайте заполним колонку номер 3.
На конкретных примерах определим,
1. что обозначает сказуемое
2. на какие вопросы отвечает
3. какой частью речи выражено сказуемое.
1. Березы (что сделали?) надели золотистый наряд.
Действие
2. Птицы (что делают?) волнуются перед дальним полетом.
состояние
3. Воздух (каков?) прозрачен и свеж.
Признак подлежащего
4. Дни (какие?) тихие, короткие
Признак подлежащего
Природа осенью – (что такое природа?) красота.