СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схемы - алгоритмы и инструкции к практическим работам

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю схемы - алгоритмы и инструкции к практическим работа с 8 по 11 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Схемы - алгоритмы и инструкции к практическим работам»

Схема – алгоритм к практической работе по теме «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота»

Отлить в пустые пробирки по 0,5 мл исследуемых веществ. В каждую пробирку добавить по 0,5 мл щелочи и нагреть (качественная реакция на ион аммония)

да нет

Ответ: в пробирках №…. хлорид аммония и сульфат аммония

Ответ: в пробирке №… сульфат натрия







да нет



Ответ: в проб.№… сульфат аммония

Ответ: в проб. №… хлорид аммония















СХЕМА – АЛГОРИТМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «РАСПОЗНАВАНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»

В пробы веществ добавить фенолфталеин





Добавить в эти пробирки HCl

Добавить к пробам веществ BaCl2

да нет

















Добавить к веществу Pb(NO3)2

да нет да нет

































СХЕМА – АЛГОРИТМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «РАСПОЗНАВАНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»

Выберите вещество желтого цвета (FeCl3) и добавьте к нему щелочи

Добавьте к пробам веществ Na2SO4















да нет





Добавьте к пробам веществ 4-5 капель щелочи











да нет

Добавьте к веществу 1 мл щелочи и нагрейте





















Практическая работа №1 (9 класс)

«Осуществление цепочки химических превращений»

Цель: опытным путем научиться осуществлять химические превращения между классами неорганических веществ.

Оборудование: держатель, спиртовка, спички.

Реактивы: растворы сульфата меди, щелочи – гидроксида натрия, соляной кислоты.

Задание. Провести реакции, в которых осуществляются взаимные переходы между классами веществ: CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → CuCl2.

Ход работы.

1. В пробирку с сульфатом меди (пробирка №1) добавьте щелочи (пробирка №2). Что наблюдаете? Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, как из соли получить нерастворимое в воде основание.

2. Нагрейте пробирку с голубым осадком до видимых изменений. Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном виде. Сделайте вывод о том, как из нерастворимого основания получить основный оксид.

3. Добавьте к полученному во втором опыте оксиду меди соляной кислоты (пробирка №3). Что наблюдаете? Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, как из основного оксида получить соль.

Сделайте общий вывод о том, чему вы научились, выполняя работу, что закрепили в ходе работы.

Практическая работа №2 (9 класс)

«Получение и распознавание газов»

Цель: научиться получать в лаборатории газообразные вещества, изучить их физические свойства, способы распознавания.

Оборудование: держатель, горючее, спички, лучина.

Реактивы: растворы HCl, NH4Cl, КOH, гранулы Zn, индикаторная бумага, стакан с водой, мрамор СаСО3.

Задание: получить и распознать газы – водород Н2, аммиак NH3, углекислый газ CO2.

Ход работы.

1. Получение водорода.

К цинку (пробирка №1) прилить немного соляной кислоты (пробирка №2), заткнуть пробкой и подождать 2-3 мин. Что наблюдаете? Зажечь спичку и поднести к отверстию пробирки, предварительно открыв ее. Если водород сгорел с тихим хлопком, значит он чистый, если с «лающим» звуком, то в смеси с воздухом. Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном виде. Сделайте вывод о том, как получают и распознают водород в лаборатории.

2. Получение аммиака.

К хлориду аммония (пробирка №3) прилейте гидроксид калия (пробирка №4), нагрейте, затем прокипятите смесь. Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Смочите в воде индикаторную бумагу и поднесите к отверстию пробирки с выделяющимся газом. Что наблюдаете? Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, как получают и распознают аммиак в лаборатории.

3. Получение углекислого газа.

Бросьте кусочек мрамора в пробирку с оставшейся кислотой (пробирка №2). Что наблюдаете? Зажгите лучину и внесите в пробирку с выделяющимся газом. Что произошло с горящей лучиной? Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, как получают и распознают углекислый газ в лаборатории.

Сделайте общий вывод о том, чему вы научились в результате проведенной работы, что закрепили в ходе работы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗЦАМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ»


Опыт 1. Анализ лекарственных препаратов.

1. Ацетилсалициловая кислота (аспирин, салициловый эфир уксусной кислоты) С9Н8О4.

О

|| Противоревматическое, противовоспалительное, болеутоля-

О – С – СН3 ющее средство. Особенно часто применяют при невралгиях,

∕ головных болях, как жаропонижающее. Имеются наблюдения

о тормозящем влиянии на свертываемость крови.

‾ СООН

2. Парацетамол (n-N-ацетиламинофенол)

Эффективный жаропонижающий анальгетик, ослабляет или

НО – - -NH – C – CH3 снимает чувство боли, не оказывая влияния на работу ЦНС

‖ (дыхательного, кашлевого центров и т.п.)

O

ЗАДАНИЯ.

1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирку по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте пробирки с веществами до кипения. Что наблюдаете? Меняется ли растворимость лекарств в зависимости от температуры?

2. Добавьте 2-3 мл разбавленного раствора щелочи, предварительно добавив к нему фенолфталеин, в пробирку с аспирином. Изменилась ли растворимость вещества? Объясните наблюдаемые явления.

3. Добавьте несколько капель раствора хлорида железа (III) в пробирку с парацетамолом. При наличии фенола происходит изменение окраски на грязно-фиолетовую. Попробуйте записать уравнения проведенных реакций. Сделайте выводы о свойствах органических кислот.


Опыт 2. Обнаружение витаминов.


1. Определение витамина А (ретинол) в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1% р-ра FeCI3, при наличии витамина А появится ярко-зеленое окрашивание. Что наблюдаете?


2. Определение витамина С (аскорбиновая кислота) в яблочном соке.

Налейте в пробирку 1 мл сока и добавьте воды на 5 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавляйте 5% р-р йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. Занесите все наблюдения и выводы в таблицу.


Опыт 3. Измерение рН моющих средств.


pH – это количественный показатель кислотно-щелочного баланса в той или иной среде. Диапазон значений pH составляет от 1 до 14. "Чистой" воде отвечает значение pH=7, оно и определяется как нейтральное. Все, что больше семи, – щелочное, меньше – кислотное.

Проверив большую группу людей, дерматологи определили, что pH поверхности кожи человека колеблется от 3 до 7. Наиболее кислая реакция отмечается на поверхности головы – pH 4,5-5,5, на коже груди - pH 5,1-5,5 и на ладонях – pH 6,2-6,5. Значительное изменение значения pH, как правило, приводит к дисбалансу кожной микрофлоры, в результате чего может, например, увеличиться количество грибков.


ЗАДАНИЕ.

Вам выданы растворы:

  • средств для мытья посуды: FAIRY, AOS , Пемолюкс с инновационной формулой Сода 3 эффект;

  • стиральных порошков «Аистенок», «Ушастый нянь»;

  • мыла «Детское нейтральное».

Установите pH-баланс предложенных моющих средств универсальной индикаторной бумагой, чтобы проверить, насколько они вредят вашей коже. Для этого в испытуемые растворы опустите индикатор, сравните со шкалой рН, сделайте вывод о характере среды и необходимости использования перчаток при мытье посуды или стирке вещей.

Занесите все данные в таблицу, сделайте выводы.

Практические работы 8 класс.

Практическая работа №1

«Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием».

Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и

лабораторным оборудованием.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, стакан, воронка, газоотводная трубка, фарфоровая чашка, коническая колба, спички.

Инструкция по технике безопасности:

  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  • Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  • Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Ход работы:

Задание 1. Изучить устройство лабораторного штатива.

Задание 2. Изучить приемы работы со спиртовкой.

Задание 3. Изучить лабораторную посуду и ее предназначение.


Практическая работа №2

«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание»

Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.

Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.

Инструкция по технике безопасности:


  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

  2. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

  3. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Ход работы:



Опыт №1. Физические явления при горении свечи.


Задание 1.Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?

Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

Задание 2.Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.


Практическая работа №3

«Приготовление раствора соли и определение массовой доли его в растворе»

Цель : Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.

Оборудование: Мерный цилиндр, коническая колба, чайная ложка, лабораторные весы, стеклянная палочка.

Реактивы: Соль, вода.

Ход работы:

  1. Определить массу соли (взвесить);

  2. Приготовить раствор;

  3. Рассчитать массовые доли соли в полученном растворе;

  4. Рассчитать число молекул соли в полученном растворе.

Дано:

Н2О, NaCl

mсоли=.

Vводы = 50мл.

_________________

ωсоли =?

ωводы = ?


Практическая работа №4

«Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель: овладеть способами очистки веществ от примесей: путем фильтрования и выпаривания.

Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом, два химических стакана, воронка, фарфоровая чашка, готовый фильтр, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, спиртовка, спички, загрязненная речным песком поваренная соль.

Ход работы:

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы:Изучение загрязненной поваренной соли.

2. этап работы: Растворение загрязненной поваренной соли.

3. этап работы: Фильтрование раствора загрязненной соли.

4. этап работы: Выпаривание очищенного раствора соли.


Практическая работа №5

«Признаки химических реакций»


Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.

Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.

Инструкция по технике безопасности.

Ход работы:

1. этап работы: Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки.

2. этап работы: Взаимодействие оксида меди (2) с серной кислотой.

3.этап работы: Взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

4.этап работы: Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция.


Практическая работа №6

«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Цель:Провести химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов, солей, Формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД.

Оборудование: Штатив с пробирками, стеклянная палочка, Н2SO4 , Mg, CaO, BaCl2, CuSO4 NaOH, FeCl3, синий лакмус, спиртовка, держатель.

Инструкция по технике безопасности

Ход работы:

1. этап работы: Осуществите реакции, характеризующие свойства Н2SO4 , имея Mg, CaO, KOH, BaCl2

2. этап работы: Получите Cu (OH)2, проделайте реакции, характеризующие его свойства.

3. этап работы: Проделайте реакции, характеризующие свойства FeCl3 и CuSO4 .


Практическая часть 10 класс

Инструкция по выполнению работы №1 «Идентификация органических соединений»

Задание 1.

1. Приготовьте реактив для обнаружения глюкозы: к 1 мл щелочи прилейте 2-3 капли медного купороса до образования осадка голубого цвета. Запишите уравнение реакции.

2. Проведите качественную реакцию на определение глюкозы в виноградном соке. Запишите уравнение реакции.

Задание 2.

1. На свежий срез картофеля и кусочек белого хлеба капните р-р йода. Что наблюдаете?

2. Сделайте вывод по двум проведенным качественным реакциям. Оформите результаты в таблицу.

Задание 3.

1. Рекомендация: по физическим свойствам (каким?) распознайте белок и уксусную кислоту. Проведите на них качественные реакции. Оформите результат в таблицу и сделайте вывод.

2. Приготовьте реактив для распознавания глицерина и формальдегида, проведите качественные реакции на данные вещества. Запишите уравнения реакций, сделайте выводы.

3. После выполнения работы не забудьте сделать общий вывод о том, что в результате работы вы научились делать, что закрепили.

УСПЕХОВ ВАМ!

Инструкция по выполнению практической работы №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Задание 1.

1. Воспользовавшись табл.10 из учебника, по физическим свойствам органолептически определите, какие именно пластмассы вам выданы.

2. Затем проверьте свои предположения, проведя нагревание и реакцию горения пластмасс.

3. Сделайте соответствующие выводы, результаты оформите в таблицу.

Задание 2.

1. Воспользовавшись табл.11 из учебника, а также по внешнему виду, определите, какие именно волокна вам выданы.

2. Используя тигельные щипцы, сожгите волокно, исследуйте остаток после горения. Сделайте выводы.

3. В случае сомнительного результата выявите отношение волокон к концентрированным кислотам и щелочам. Сделайте выводы и оформите таблицу в тетради.

4. После выполнения работы не забудьте сделать общий вывод о том, что в результате работы вы научились делать, что закрепили.

УСПЕХОВ ВАМ!

Практическая часть 11 класс

Инструкция по выполнению практической работы №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

1. Внимательно прочитайте по учебнику ход выполнения опыта, подберите нужные реактивы.

2. Ответьте на вопросы и задания в конце каждого опыта из учебника.

3. Оформите результаты в виде таблицы, запишите реакции обмена в ионном виде, реакцию получения и горения водорода, разложения перекиси водорода рассмотрите с точки зрения процессов окисления и восстановления.

4. Сделайте вывод о том, как получают газообразные вещества в лаборатории.

5. После выполнения работы не забудьте сделать общий вывод о том, что в результате работы вы научились делать, что закрепили.

УСПЕХОВ ВАМ!

Инструкция по выполнению практической работы №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию веществ»

1. Проанализируйте состав выданных веществ, вспомните качественные реакции на анионы (1 вариант), катионы металлов (2 вариант), признаки данных реакций. Подберите соответствующие реактивы.

2. Для 1 варианта рекомендации: вначале проведите качественную реакцию на карбонат-ион и гидроксид-ион. Затем распознайте сульфат-ион и в последнюю очередь хлорид-ион. Запишите результаты в таблицу.

3. Для 2 варианта рекомендации: проведите качественные реакции на ионы: Al3+ , Fe2+ , NH4+ . Не забудьте приливать щелочь по каплям! Затем проведите качественную реакцию на ион Ва2+ . Запишите результаты в таблицу.

4.Оформите работу в тетрадке, запишите реакции обмена в молекулярном и ионном виде, сделайте вывод – что послужило реактивом на распознаваемый ион.

5. После выполнения работы не забудьте сделать общий вывод о том, что в результате работы вы научились делать, что закрепили.

УСПЕХОВ ВАМ!