С
хема – алгоритм к практической работе по теме «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота»
↓
Отлить в пустые пробирки по 0,5 мл исследуемых веществ. В каждую пробирку добавить по 0,5 мл щелочи и нагреть (качественная реакция на ион аммония)
↓
да 


нет
Ответ: в пробирках №…. хлорид аммония и сульфат аммония
Ответ: в пробирке №… сульфат натрия

↓
↓



да нет
Ответ: в проб.№… сульфат аммония
Ответ: в проб. №… хлорид аммония



СХЕМА – АЛГОРИТМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «РАСПОЗНАВАНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»
В пробы веществ добавить фенолфталеин







Добавить в эти пробирки HCl
Добавить к пробам веществ BaCl2
да нет










Добавить к веществу Pb(NO3)2
да нет да нет

СХЕМА – АЛГОРИТМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «РАСПОЗНАВАНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»
Выберите вещество желтого цвета (FeCl3) и добавьте к нему щелочи
Добавьте к пробам веществ Na2SO4




да нет


Добавьте к пробам веществ 4-5 капель щелочи




да нет


Добавьте к веществу 1 мл щелочи и нагрейте
Практическая работа №1 (9 класс)
«Осуществление цепочки химических превращений»
Цель: опытным путем научиться осуществлять химические превращения между классами неорганических веществ.
Оборудование: держатель, спиртовка, спички.
Реактивы: растворы сульфата меди, щелочи – гидроксида натрия, соляной кислоты.
Задание. Провести реакции, в которых осуществляются взаимные переходы между классами веществ: CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → CuCl2.
Ход работы.
1. В пробирку с сульфатом меди (пробирка №1) добавьте щелочи (пробирка №2). Что наблюдаете? Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, как из соли получить нерастворимое в воде основание.
2. Нагрейте пробирку с голубым осадком до видимых изменений. Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном виде. Сделайте вывод о том, как из нерастворимого основания получить основный оксид.
3. Добавьте к полученному во втором опыте оксиду меди соляной кислоты (пробирка №3). Что наблюдаете? Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, как из основного оксида получить соль.
Сделайте общий вывод о том, чему вы научились, выполняя работу, что закрепили в ходе работы.
Практическая работа №2 (9 класс)
«Получение и распознавание газов»
Цель: научиться получать в лаборатории газообразные вещества, изучить их физические свойства, способы распознавания.
Оборудование: держатель, горючее, спички, лучина.
Реактивы: растворы HCl, NH4Cl, КOH, гранулы Zn, индикаторная бумага, стакан с водой, мрамор СаСО3.
Задание: получить и распознать газы – водород Н2, аммиак NH3, углекислый газ CO2.
Ход работы.
1. Получение водорода.
К цинку (пробирка №1) прилить немного соляной кислоты (пробирка №2), заткнуть пробкой и подождать 2-3 мин. Что наблюдаете? Зажечь спичку и поднести к отверстию пробирки, предварительно открыв ее. Если водород сгорел с тихим хлопком, значит он чистый, если с «лающим» звуком, то в смеси с воздухом. Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном виде. Сделайте вывод о том, как получают и распознают водород в лаборатории.
2. Получение аммиака.
К хлориду аммония (пробирка №3) прилейте гидроксид калия (пробирка №4), нагрейте, затем прокипятите смесь. Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Смочите в воде индикаторную бумагу и поднесите к отверстию пробирки с выделяющимся газом. Что наблюдаете? Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, как получают и распознают аммиак в лаборатории.
3. Получение углекислого газа.
Бросьте кусочек мрамора в пробирку с оставшейся кислотой (пробирка №2). Что наблюдаете? Зажгите лучину и внесите в пробирку с выделяющимся газом. Что произошло с горящей лучиной? Запишите свои действия и наблюдения в таблицу. Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, как получают и распознают углекислый газ в лаборатории.
Сделайте общий вывод о том, чему вы научились в результате проведенной работы, что закрепили в ходе работы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗЦАМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ»
Опыт 1. Анализ лекарственных препаратов.
1. Ацетилсалициловая кислота (аспирин, салициловый эфир уксусной кислоты) С9Н8О4.
О
|| Противоревматическое, противовоспалительное, болеутоля-
О – С – СН3 ющее средство. Особенно часто применяют при невралгиях,
∕ головных болях, как жаропонижающее. Имеются наблюдения

о тормозящем влиянии на свертываемость крови.
‾ СООН
2. Парацетамол (n-N-ацетиламинофенол)
Эффективный жаропонижающий анальгетик, ослабляет или
Н
О – - -NH – C – CH3 снимает чувство боли, не оказывая влияния на работу ЦНС
‖ (дыхательного, кашлевого центров и т.п.)
O
ЗАДАНИЯ.
1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирку по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте пробирки с веществами до кипения. Что наблюдаете? Меняется ли растворимость лекарств в зависимости от температуры?
2. Добавьте 2-3 мл разбавленного раствора щелочи, предварительно добавив к нему фенолфталеин, в пробирку с аспирином. Изменилась ли растворимость вещества? Объясните наблюдаемые явления.
3. Добавьте несколько капель раствора хлорида железа (III) в пробирку с парацетамолом. При наличии фенола происходит изменение окраски на грязно-фиолетовую. Попробуйте записать уравнения проведенных реакций. Сделайте выводы о свойствах органических кислот.
Опыт 2. Обнаружение витаминов.
1. Определение витамина А (ретинол) в подсолнечном масле.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1% р-ра FeCI3, при наличии витамина А появится ярко-зеленое окрашивание. Что наблюдаете?
2. Определение витамина С (аскорбиновая кислота) в яблочном соке.
Налейте в пробирку 1 мл сока и добавьте воды на 5 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавляйте 5% р-р йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. Занесите все наблюдения и выводы в таблицу.
Опыт 3. Измерение рН моющих средств.
pH – это количественный показатель кислотно-щелочного баланса в той или иной среде. Диапазон значений pH составляет от 1 до 14. "Чистой" воде отвечает значение pH=7, оно и определяется как нейтральное. Все, что больше семи, – щелочное, меньше – кислотное.
Проверив большую группу людей, дерматологи определили, что pH поверхности кожи человека колеблется от 3 до 7. Наиболее кислая реакция отмечается на поверхности головы – pH 4,5-5,5, на коже груди - pH 5,1-5,5 и на ладонях – pH 6,2-6,5. Значительное изменение значения pH, как правило, приводит к дисбалансу кожной микрофлоры, в результате чего может, например, увеличиться количество грибков.
ЗАДАНИЕ.
Вам выданы растворы:
средств для мытья посуды: FAIRY, AOS , Пемолюкс с инновационной формулой Сода 3 эффект;
стиральных порошков «Аистенок», «Ушастый нянь»;
мыла «Детское нейтральное».
Установите pH-баланс предложенных моющих средств универсальной индикаторной бумагой, чтобы проверить, насколько они вредят вашей коже. Для этого в испытуемые растворы опустите индикатор, сравните со шкалой рН, сделайте вывод о характере среды и необходимости использования перчаток при мытье посуды или стирке вещей.
Занесите все данные в таблицу, сделайте выводы.
Практические работы 8 класс.
Практическая работа №1
«Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием».
Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и
лабораторным оборудованием.
Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, стакан, воронка, газоотводная трубка, фарфоровая чашка, коническая колба, спички.
Инструкция по технике безопасности:
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Ход работы:
Задание 1. Изучить устройство лабораторного штатива.
Задание 2. Изучить приемы работы со спиртовкой.
Задание 3. Изучить лабораторную посуду и ее предназначение.
Практическая работа №2
«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание»
Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.
Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.
Инструкция по технике безопасности:
Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Ход работы:
Опыт №1. Физические явления при горении свечи.
Задание 1.Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Задание 2.Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Практическая работа №3
«Приготовление раствора соли и определение массовой доли его в растворе»
Цель : Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.
Оборудование: Мерный цилиндр, коническая колба, чайная ложка, лабораторные весы, стеклянная палочка.
Реактивы: Соль, вода.
Ход работы:
Определить массу соли (взвесить);
Приготовить раствор;
Рассчитать массовые доли соли в полученном растворе;
Рассчитать число молекул соли в полученном растворе.
Дано:
Н2О, NaCl
mсоли=.
Vводы = 50мл.
_________________
ωсоли =?
ωводы = ?
Практическая работа №4
«Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель: овладеть способами очистки веществ от примесей: путем фильтрования и выпаривания.
Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом, два химических стакана, воронка, фарфоровая чашка, готовый фильтр, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, спиртовка, спички, загрязненная речным песком поваренная соль.
Ход работы:
Алгоритм проведения работы:
1. этап работы:Изучение загрязненной поваренной соли.
2. этап работы: Растворение загрязненной поваренной соли.
3. этап работы: Фильтрование раствора загрязненной соли.
4. этап работы: Выпаривание очищенного раствора соли.
Практическая работа №5
«Признаки химических реакций»
Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.
Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.
Инструкция по технике безопасности.
Ход работы:
1. этап работы: Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки.
2. этап работы: Взаимодействие оксида меди (2) с серной кислотой.
3.этап работы: Взаимодействие мрамора с соляной кислотой.
4.этап работы: Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция.
Практическая работа №6
«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
Цель:Провести химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов, солей, Формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД.
Оборудование: Штатив с пробирками, стеклянная палочка, Н2SO4 , Mg, CaO, BaCl2, CuSO4 NaOH, FeCl3, синий лакмус, спиртовка, держатель.
Инструкция по технике безопасности
Ход работы:
1. этап работы: Осуществите реакции, характеризующие свойства Н2SO4 , имея Mg, CaO, KOH, BaCl2
2. этап работы: Получите Cu (OH)2, проделайте реакции, характеризующие его свойства.
3. этап работы: Проделайте реакции, характеризующие свойства FeCl3 и CuSO4 .
Практическая часть 10 класс
Инструкция по выполнению работы №1 «Идентификация органических соединений»
Задание 1.
1. Приготовьте реактив для обнаружения глюкозы: к 1 мл щелочи прилейте 2-3 капли медного купороса до образования осадка голубого цвета. Запишите уравнение реакции.
2. Проведите качественную реакцию на определение глюкозы в виноградном соке. Запишите уравнение реакции.
Задание 2.
1. На свежий срез картофеля и кусочек белого хлеба капните р-р йода. Что наблюдаете?
2. Сделайте вывод по двум проведенным качественным реакциям. Оформите результаты в таблицу.
Задание 3.
1. Рекомендация: по физическим свойствам (каким?) распознайте белок и уксусную кислоту. Проведите на них качественные реакции. Оформите результат в таблицу и сделайте вывод.
2. Приготовьте реактив для распознавания глицерина и формальдегида, проведите качественные реакции на данные вещества. Запишите уравнения реакций, сделайте выводы.
3. После выполнения работы не забудьте сделать общий вывод о том, что в результате работы вы научились делать, что закрепили.
УСПЕХОВ ВАМ!
Инструкция по выполнению практической работы №2 «Распознавание пластмасс и волокон»
Задание 1.
1. Воспользовавшись табл.10 из учебника, по физическим свойствам органолептически определите, какие именно пластмассы вам выданы.
2. Затем проверьте свои предположения, проведя нагревание и реакцию горения пластмасс.
3. Сделайте соответствующие выводы, результаты оформите в таблицу.
Задание 2.
1. Воспользовавшись табл.11 из учебника, а также по внешнему виду, определите, какие именно волокна вам выданы.
2. Используя тигельные щипцы, сожгите волокно, исследуйте остаток после горения. Сделайте выводы.
3. В случае сомнительного результата выявите отношение волокон к концентрированным кислотам и щелочам. Сделайте выводы и оформите таблицу в тетради.
4. После выполнения работы не забудьте сделать общий вывод о том, что в результате работы вы научились делать, что закрепили.
УСПЕХОВ ВАМ!
Практическая часть 11 класс
Инструкция по выполнению практической работы №1 «Получение, собирание и распознавание газов»
1. Внимательно прочитайте по учебнику ход выполнения опыта, подберите нужные реактивы.
2. Ответьте на вопросы и задания в конце каждого опыта из учебника.
3. Оформите результаты в виде таблицы, запишите реакции обмена в ионном виде, реакцию получения и горения водорода, разложения перекиси водорода рассмотрите с точки зрения процессов окисления и восстановления.
4. Сделайте вывод о том, как получают газообразные вещества в лаборатории.
5. После выполнения работы не забудьте сделать общий вывод о том, что в результате работы вы научились делать, что закрепили.
УСПЕХОВ ВАМ!
Инструкция по выполнению практической работы №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию веществ»
1. Проанализируйте состав выданных веществ, вспомните качественные реакции на анионы (1 вариант), катионы металлов (2 вариант), признаки данных реакций. Подберите соответствующие реактивы.
2. Для 1 варианта рекомендации: вначале проведите качественную реакцию на карбонат-ион и гидроксид-ион. Затем распознайте сульфат-ион и в последнюю очередь хлорид-ион. Запишите результаты в таблицу.
3. Для 2 варианта рекомендации: проведите качественные реакции на ионы: Al3+ , Fe2+ , NH4+ . Не забудьте приливать щелочь по каплям! Затем проведите качественную реакцию на ион Ва2+ . Запишите результаты в таблицу.
4.Оформите работу в тетрадке, запишите реакции обмена в молекулярном и ионном виде, сделайте вывод – что послужило реактивом на распознаваемый ион.
5. После выполнения работы не забудьте сделать общий вывод о том, что в результате работы вы научились делать, что закрепили.
УСПЕХОВ ВАМ!