Формировать умение склонять существительные в форме множественного числа.
Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.
Совершенствовать умение ставить падежные вопросы к именам существительным мн. числа.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;
Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и знаковой форме; учиться работать в группе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация (самоопределение к деятельности) Мотивация к учебной деятельности. | Мотивация. - Как вы думаете, можно знать всё на свете? -А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться? - Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое. - Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. Итак, у нас УРОК НОВЫХ ЗНАНИЙ Слайд2 -А когда мы открываем новое знание, какие шаги учебной деятельности вы делаете? | Слайд3 Вспоминаем то, что важно для урока. Определяем основной вопрос урока. Открываем новые знания. (чего я не знаю, сам найду способ) |
Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии Содержание заданий для повторения содержат развивающие компоненты; Предложенные задания актуализируют необходимые знания и умения для изучения нового материала; Наличие индивидуального задания для постановки проблемы; Организация фиксации затруднения в выполнении пробного действия. | -Вот по этому плану мы сегодня и начнём работать. Откроем тетради, запишем число, 19 декабря .Классная работа. Слайд4 Прочитайте слова, записанные на доске. (огород, молоко, молоток, города) Что объединяет эти слова?А что ещё в них общего? Имена существительные . В последнее время мы очень много работали частью речи им СУЩ-Е. -Давайте вспомним, что мы уже знаем о об этой части речи. Слайд 5 Блиц –опрос: СУЩ – это…….. СУЩ отвечают на вопросы……. СУЩ бывают одуш и неодуш СУЩ бывают собств и нариц.…….. СУЩ изменяется по числам СУЩ имеет 3 рода СУЩ в ед.ч. склоняется Вот это, ребята, вы знаете….. В каком числе вы склоняли имена существительные? /-В единственном./ -А СКЛОНЯЮТСЯ ЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ВО МНОЖ.ЧИСЛЕ ,МЫ ЗНАЕМ? -Нет. -Какая цель нашего урока? -УЗНАТЬ , Как склоняются имена сущ. во множественном числе.. | -3слога,3й слог ударный.Словар., надо запомн букву о,сочет оро,оло… |
Постановка проблемы. Создание условий для проведения обучающимися анализа действий или результатов (определение места и причины затруднения) Фиксация задачи урока на личностно-значимом уровне; Учитель выполняет роль организатора коммуникации (правильно выбран метод: подводящий или побуждающий диалог) | Значит, какая тема нашего урока? Слайд6 Слайд7 Слайд 8 Ребята, а какое слово в нашем ряду лишнее? Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.. (огород, молоко, молоток, города Работа в парах А к какому типу склонения относится данное слово? Обсудите этот вопрос парах и укажите в скобках то склонение, которое вы считаете верным. -Сравните свой алгоритм, который вы вывели, самостоятельно с авторским выводом в учебнике на с.136. Прочитайте вслух. Совпадают ваши рассуждения. Хорошо, вот по этому алгоритму вы будете работать при определении типа склонения сущ. мн. числа. Слайд 9 -А вот какие окончания имеют существительные мн. числа всех типов склонения вы исследуете сами, работая в группах. | -Склонение имен сущ. множественного числа . Узнать, как определить склонение имени сущ. мн. числа; -Сущ.во множ.числе. Поставили сущ. в н.ф. Вспомнили правило Определили склонение |
Открытие нового знания работы по построению нового способа действия (парная, групповая, коллективная) (устно, знаково); зафиксирован в модели (схемы, таблицы и т.д. | -Вы получили карточки ,определите к какому типу склонения относятся данные существительные. -1я группа? -2я группа? -3 группа? -1я группа-1скл., 2-я группа -2скл., 3-я группа-3-е склонение. Просклонять это сущ. Выделить окончания. /Дети на ватмане пишут падежи и окончания/ 1 группа РОЗы, ДОЛи 2 группа ГОРОДа, КОРАБЛи 3 группа – МЫШи ,НИТи -Сравниваем,что общего в окончаниях у сущ.в разных типах склонения? слайд10 Ребята, что вы заметили, глядя на эту таблицу? -Сущ. мн.числа, разных типов склонения в Д.п/ам/, Т.п/ами/, Пп/ах. падежах имеют одинаковые окончания Итак,теперь мы знаем,что окончания существительных в Д.п.,Т.п.,П.п. множеств. числа не зависят от склонения. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Если сущ в ед.ч. –ХЛОПОК Если во мн.числе- РУКИ ВВЕРХ | 1 скл | Ип | Розы,доли | Ы и | Р.п | Роз, долей | - ей | Д.п | Розам,долям | -ам,ям | В.п | Розы,доли | Ы и | Т.п | розами,долями | -ами -ями | Пп | О розах,о долях | ах,ях | | | 2 скл | И.п. | города,корабли | А и | Р.п. | Городовкораблей | Ов ей | Д.п. | Городам кораблям | Ам ям | В.п. | города корабли | Ы и | Т.п. | городами кораблями | Ами ями | П.п. | О городах о кораблях | Ах ях | 3 скл … | И.п. | Мыши , нити | И И | Р.п. | Мышей нитей | ей | Д.п. | Мышам нитям | Ам ям | В.п. | Мышей,нити | Ей Ей | Т.п. | Мышами нитями | Ами ями | П.п. | О мышах нитях | Ах ях | существительн оконч. |
1.Первичное закрепление закрепления дают возможность самостоятельного комментирования | -Итак, мы знаем,что сущ.мн.числа склоняются. -В д.п..т.п.П.п. в разных склонениях они имеют одинаковые окончания. -Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое задание я вам дам? Что будем делать? -Склонять существительные -А в каком числе стоят эти существительные? -Во множественном числе -А для чего мы будем это делать? -Чтобы правильно писать падежные окончания сущ.мн.ч. А теперь, ребята, пользуясь нашими выводами слайд11 давайте составим алгоритм наших действий: | Выполняют задание поочередно у доски. на болотах… П.п от деревьев Р.п по звёздам Д.п в морях… П.п за хлопушками.. Т.п из кальмаров… Р п с ветвями Т.п |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание | -А сейчас , ребята, самостоятельно выполните такую работу. -Из данного стихотворения выпишите сущ.мн.числа, определите их падеж и выделите окончание. Разноуровневые карточки Уровень 1. Спиши .Определи падеж и число выделенных существительных: На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи. синицы И проныры воробьи. Ждут нас также терпеливо И красавцы снегири. Уровень 2. Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж: Нет без леса России, без снегов и озёр, Нет без сумерек синих и без розовых зорь. Нет России без луга, где от маков светло, Где ромашковой вьюгой землю всю занесло. Уровень 3. Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж: За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц… , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось голосов. | Самостоятельно выполняют задание в тетради. Проверка по эталону./По таблице/ Самооценка по алгоритму. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Проговаривание обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности; Проговаривание нового способа действия (сущности понятия, алгоритма); Проговаривание причин затруднений и способов преодоления затруднений. | Что мы сегодня узнали о сущ.множ.числа? Они склоняются. Что интересного мы заметили при склонении сущ.множ.числа? Окончания сущ. не зависят от склонения . Какие окончания имеют сущ. в Д.,Т.,П. падеже? Д.п. –ам- ям Т.п. –ами- ями П.п. -ах -ях я знаю…. я запомнил… я смог… | Научились склонять сущ. во множественном числе, писать падежные окончания сущ. мн. числа |