Склонение имен существительных во множественном числе. Именительный падеж.
Цели:
Познакомить учащихся со склонением имен существительных во множ. числе; с окончаниями существительных в именительном падеже множественного числа.
Формировать умение распознавать ед. и множ. число сущ. по окончанию и по значению.
Продолжить работу над развитием речи, логического мышления и орфографической зоркости учащихся.
Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества, аккуратность.
Ход урока
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели!
Введение в тему урока.
Прочитайте слова, какое слово лишнее.
Мороз, снег, пальто, метель, дерево.
(Слово пальто не изменяется , а все остальные слова можно поставить во мн.ч.)
Правильно, ребята.
Какая тема сегодняшнего урока?( Множественное число имен сущ.)
И в течение урока мы с вами должны ответить на ряд вопросов.
Запишите число
Классная работа.
Какие орфограммы вы встретили?
Минутка чистописания.
Назовите окончания в словах ( ы, а, и, я). Какие это буквы? Что их объединяет?
А сейчас проведем не большую орфографическую работу, разгадаем кроссворд.
Ответы записывайте себе в тетрадь.
Словарно- орфографическая работа
Слайды
КРОССВОРД
Я зашел в зелёный дом
И не долго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (вагон)
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон)
На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется … (экспресс)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (поезд)
Вещи, груз пассажиров, упакован для отправки, перевозки. (багаж)
Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Всё стоим она идет. (эскалатор)
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (вокзал)
- Вокзал- это большая станция на путях сообщения.
- Послушайте, как возникло это слово.
Слайд
Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «ВОКСХОЛЛ». А звали даму ДЖЕЙН ВОКС, «ВОКСХОЛЛ» в переводе на русский язык означает «ЗАЛ ГОСПОЖИ ВО». Потом это слово стало означать «Концертный зал на железнодорожной станции». Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную станцию назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.
Запишите это слово в словарь и скажите, какие орфограммы вы встретили в этом слове.
(безударная гласная О, и парная согласная К, правописание которых надо запомнить)
- Скажите что общего в этих словах?
( Все эти слова на тему вокзал.)
( Это существительные единственного числа, мужского рода 2 скл.)
Работа с предложением
А теперь запишите предложение
С перрона железнодорожного вокзала отправился скорый поезд.
Разберите это предложение по частям речи.
Определите падеж, скл, выделите окончание.
Вывод. Как определить падеж существительных? (По вопросам предлогам и окончаниям)
Работа по теме урока.
Р., еще раз скажите, в каком падеже стоят эти сущ.
Напишите эти слова в тетрадь во мн.ч. Выделите окончания.
- Что обозначает сущ. во мн.ч.
-Что меняется при изменении сущ. по числам. (Окончания)
Какие окончания имеют сущ. во мн.ч. (-а, -я, -ы, -и).
А теперь, кто сможет из вас ответить на вопрос , как отличить сущ. ед.ч. от мн.ч.
(Сущ. ед.ч. обозначают один предмет, а сущ. мн.ч. два и несколько предметов.)
Физкультминутка.
Работа по учебнику.
Обратить внимание на посадку.
Откройте учебник на стр. 107 .
Найдите упр. 241
Прочитайте задание к упражнению.
Выпишите слова во мн.ч. выделите окончание.
Какие сущ. во мн.ч. вы выписали.
Вывод : Какие окончания имеют сущ. во мн.ч.
Ещё раз прочитает вывод на стр. 107
Упр. 245.
Переходим к следующему заданию
Просклоняйте сущ. деревья, метели.
Что заметили? (окончания одинаковые)
Какой вывод можно сделать? (сущ. во множ. числе по склонениям не различаются)
Вывод: Прочитайте вывод на стр. 108.
Итог урока:
А теперь еще раз обобщим наши рассуждения.
Что обозначают сущ. во мн.ч.?
Что изменяется в им.сущ. во мн.ч?
Различаются ли по скл. им. сущ. во мн.ч?