Родькина С.А.
МБОУ «Школа №4»
ЯНАО г.Муравленко
Тема урока: Падежные окончания имен существительных во множественном числе
Класс: 4 класс
Цель: познакомить с изменением имён существительных во множественном числе
Задачи:
1) формировать умения правописания безударных окончаний имён существительных множественного числа, учить приёмам анализа и синтеза;
2) развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный; умение выделять общие и существенные признаки, делать выводы ;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
-Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
- Ориентироваться в учебном материале:
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
-Участвовать в работе группы: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Оборудование: учебник русского языка 4 класс В.П.Канакина; презентация по теме урока; карточки с заданиями; опорная карточка падежных окончаний, компьютер; интерактивная доска
Структура урока.
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Ребята сидят по группам- 6 групп
- Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них?
-Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. Вы хотите к тайнам этим прикоснуться?
-Зачем вам это нужно?
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие
-Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать? (с повторения)
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
На парте лежит карточка №1 со словами . Посмотрите задание.
Вставить пропущенное окончание в карточке
На лепестк., около лаборатори., по тревог., на мат.ч., по улиц., на
горизонт., у памятник., в коллектив., за огород.ми.
Проверка с доказательством написания окончания
(падеж, слонение, вспомогательное слово)
- И так слово ЗА ОГОРОДАМИ не сумели определить окончание(доказать правильность написания окончания) Это окончание безударное
-Почему?( Вспомним как определить безударное падежное окончание)
А это слово чем отличается от изученных ?
-Правильно! ) (множественное число)
4.Определение темы урока.
-Тогда с чем нам надо будет сегодня разобраться на уроке ?
-Кто же сформулирует новую тему урока?
-Давайте вспомним, что мы делали, когда начинали работу над окончаниями имен существительных единственного числа? (изменяли по падежам)
5.Работа по теме урока.
-Таким образом, мы проведем мини- исследование и проследим за окончаниями существительных множественного числа
-Для этого попробуем выполнить в группах задание. У каждой группы
есть лист с именами существительными
Читают эти слова :
1скл- ягоды, дедушки
2 скл- одеяла ,кони,
3 скл- речи, матери
6 -группе - реки , озёра
Название падежей | Окончания |
Единственное число |
| 1скл. | 2 скл. | 3 скл. |
И.п. | -а –я | -о –е | |
Р.п. | -ы –и | -а -я | -и |
Д.п. | -е | -у –ю | -и |
В.п. | -у –ю | -о -е | |
Т.п. | -ой –ей (-ою –ею) | -ом -ем | -ю |
П.п. | -е | -е | -и |
-Их надо просклонять и выделить окончания
6.Проверка групповой работы.
После работы вывешиваются результаты работ на доску и делаем наблюдение.
Один ученик от группы комментирует свои окончания в словах по падежам .
-Ребята в каком числе стоят имена существительные (множественном) .
-Можем ли мы их поставить в единственное? (да)
-Что объединяет эти слова ? (склонение)
Определяем склонение. Учитель ставит над ответами детей вверху 1,2,3 склонение и в опорной таблице вставляет падежные окончания во множественном числе после сравнения в каждом падеже (замечаем, что слова разных склонений , а окончания в них одинаковые)
Название падежей | Окончания | Множественное число |
Единственное число |
| 1скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
И.п. | -а –я | -о –е | | -ы -и -а -я |
Р.п. | -ы –и | -а -я | -и | -ов -ев –ей |
Д.п. | -е | -у –ю | -и | -ам-ям |
В.п. | -у –ю | -о -е | | -ы -и -а -я -ей |
Т.п. | -ой –ей (-ою –ею) | -ом -ем | -ю | -ами- ями |
П.п. | -е | -е | -и | -ах -ях |
Затем высвечивается слайд –карточка, где ребята дописывают в неё полученные окончания
Вывод.
-Скажите, важно ли было знать склонение существительного во множественном числе, чтобы написать падежное окончание? (нет)
-А когда это важно ?(в единственном числе)
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Высвечивается слайд(на котором и опорная карточка-помощник.)
Работа в тетрадях.
Карточка№2
-Спиши предложения, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже во множественном числе. Выдели окончание имён существительных.
На (ветка) (черёмуха) сидели (снегирь).
По (поляна) вьются узкие (ленточка ) (тропинка).
Проверка. Один ученик дописывает окончания на слайде.
–Что для этого нужно сделать?
(1- при написании безударного окончания существительных в единственном числе определяем падеж, склонение;
2-при написании безударного окончания существительных во множественном числе определяем число, падеж)
Пронаблюдайте за склонением существительных во множественном числе. Что вы заметили? (В некоторых падежах есть одинаковые окончания у сущ. разных склонений)
- Какие это падежи? (Д.п., Т.п., П.п.)
Дополнительная работа (по времени) Определи, какое слово лишнее.
Слайд 4
А.Листва, стрельба, белизна, ходьба.
Б. Солдаты, хлопоты, шахматы, тяготы.
B. Свежесть, грусть, радость, гроздь.
8.Закрепление
Слайд 5.
Найдите и выпишите имена существительные множественного числа, определите их склонение и падеж. Сделайте схему 2 предложения.
Дубы стоят далеко друг от друга. На солнечной полянке высокая трава, орешник, шиповник и красные гроздья рябины. Птице и зверю тут раздолье. Клюют ягоды дрозды. Прилетают сюда шумные сойки. Под дубы забегают кабаны.
9.Проблема на следующий урок.
Карточка №3 Работа в группах
Пришёл без учебник..., пара нос..к…, килограмм помидор…, компот из яблок…
Рефлексия.
-В чем сегодня на уроке мы пытались разобраться?
-Что делали?
-К какому заключению пришли?
Домашнее задание
учебник с.250(поставить во мн.ч.),251(падежные окончания во мн.ч)
Приложение к уроку
ягоды, дедушки
одеяла, кони
речи, матери
Карточка №1
Вставить пропущенное окончание в карточке
На лепестк., около лаборатори., по тревог., на мат.ч., по улиц., на горизонт., у памятник., в коллектив., за огород.ми.
Карточка№2
-Спиши предложения, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже во множественном числе. Выдели окончание имён существительных.
На (ветка) (черёмуха) сидели (снегирь).
По (поляна) вьются узкие (ленточка ) (тропинка)
Карточка №3
Допишите окончания во множественном числе, определите падеж.
Пришёл без учебник...
пара нос..к… килограмм помидор…
компот из яблок…
И.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
реки, озёра
множ. число