СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.»

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.

Цель: учить писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Формируемые УУД: П. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необ­ходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К. — уме­ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; Л. — установление связи между целью учеб­ной деятельности и её мотивом; нравственно-этическое оценива­ние усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мо­ральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ сочинений.)

— С какими ещё картинами В.А. Серова вы познакомились?

— Какая из них вам больше всего понравилась? Почему? (Три ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

III. Актуализация знаний

— Картины можно рисовать и словами. Запишите словосоче­тания золотая листва, розоватая вода, лёгкая стая.

— Назовите орфограммы в словах. Объясните их написание.

— Найдите имя существительное, в котором букв меньше, чем звуков. (Стая.)

— Выполните его звуко-буквенный разбор.

— Прочитайте слова ещё раз. Какую картину можете нарисо­вать этими словами? (Ответы детей.)

— Послушайте, как это звучит у С.А. Есенина.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

— Спишите стихотворение. (Стихотворение записано на доске.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Правда, замечательные стихи? Так точно подобрать слова мо­жет только великий поэт. Кстати, определите число, род и па­деж имени прилагательного в словосочетании великий поэт. (Единственное число, мужской род, именительный падеж.)

— Просклоняйте это словосочетание устно.

— А теперь просклоняйте письменно.

(Возникает затруднение, связанное с написанием безударного падежного окончания имени прилагательного.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять без­ударные падежные окончания имён прилагательных.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 23 (с. 15).

— Прочитайте название таблицы. Со склонением каких имён прилагательных мы сегодня познакомимся? (Мужского и среднего рода в единственном числе.)

(Работа по вопросам и заданиям упражнения.)

— Какой вывод можно сделать? (Безударное окончание можно проверить, подставив слово с ударным окончанием.)

Таким словом может служить падежный вопрос, так как он ударный всегда.

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Закончите склонение прилагательного великий (поэт). Упр. 24 (с. 15).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — голубой воздушный (шар), вариант 2 — тёплый летний (дождь). Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 25 (с. 15).

— Прочитайте. Отгадайте загадки.

— Прочитайте задания.

— Как вы поняли, что нужно сделать?

— Рассмотрите образец.

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют род и падеж имён существительных и имён прилага­тельных.)

— Как определяли падеж имён прилагательных? (По падежу имён существительных, от которых они зависят.)

— Разберите первое предложение по членам. (Проверка, самооценка.)

— Прочитайте сведения о языке на с. 16.

— Какие существуют способы проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных?

— Какой способ вам кажется наиболее простым и удобным?

VIII. Рефлексия

1. Работа по карточкам (программный уровень)

— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

На высок., башнях, по извилист.. тропе, о свеж., ветре, душист., клеверу, син.. простором, за могуч., дубом, из дальн.. плавания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке ставят вопрос от существи­тельного к прилагательному, называют окончание прилагатель­ного.)

  1. Работа по учебнику (уровень повышенной сложности)

Упр. 27(с. 16).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока


— Как проверить безударное падежное окончание имени при­лагательного?

Домашнее задание

Упр. 28 (с. 17).

Карта  самоконтроля

Начало урока

Конец

урока

Моё настроение в начале ( в конце) урока

Я знаю, что такое имя прилагательное

Я  умею использовать изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода          

 

Я красиво и аккуратно буду работать( работал) в тетради

На уроке было интересно, я всё понял(а)

----------

                                     

Молодец!                Хорошо!                Надо постараться!

Задание №1

А…..уратный,  а…ея,  б…рёзовый,  дв...надцать,  инт...ресный,  медле……о,  ж…лтоватый,  сн…гирь, м…розный.

Подумай! Какие задания можно дать к этим словам?

Задание №2

И.п.


(какОЙ?) _____________ (какОЕ?)______________

Р.п.

(нет)

(какОГО?)___________________________________        

Д.п.

(дать)

(какОМУ?)___________________________________

В.п.

(вижу)

(какОЙ?) ______________ (какОЕ?) _______________

Т.п.

(горжусь)

(какИМ?)   ____________________________________

П.п.

(мечтаю)

( о какОМ?) _

  Алгоритм

1.        Найти существительное, к которому относится прилагательное.

2.        Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу смени существительного, к которому  относится имя прилагательное.

3.        Вспомнить, какие суффиксы служат для образования новых имён прилагательных.

4.        Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

5.        Проверить окончание имени прилагательного по  окончанию вопроса, на который  отвечает имя прилагательное.

                                                   Сочинение.

1.слова – помощникидень, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья.

2.Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными.

Пришла ______ зима. Стоят ____ морозы. Земля покрылась ___ снегом. Стоит ___ лес. Деревья украшены ___ узорами инея. В ___ снег спрятались ____ёлочки. _____ мороз сковал воду на реке.