СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода, правильно писать их падежные окончания, обосновывать правописание падежных окончаний; создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности.   

Просмотр содержимого документа
«Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе»

Учитель: Кожевникова Е.И.

Урок русского языка в 4 классе 
Форма: урок-путешествие 
Тип урока: урок новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер 
Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» 
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, правильно писать их падежные окончания, обосновывать правописание падежных окончаний, правильно писать.
Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности. 
Задачи: 
образовательные:

•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен

прилагательных женского рода в единственном числе;

•совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;

•способствовать обогащению словарного запаса;

•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами

прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен

прилагательных

Развивающие:

•развивать орфографическую зоркость;

•развивать речь детей;

•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать

выводы

Воспитательные:

•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

•воспитывать умение работать в коллективе;

•воспитывать чувство любви, бережное отношение к природе

Планируемые предметные результаты:

•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского

рода в единственном числе;

•научатся склонять имена прилагательные женского рода;

•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными,

выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•поиск и выделение необходимой информации;

•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих

данную предметную область;

•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

•синтез

Коммуникативные УУД:

•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

•постановка учебной задачи;

•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

•оценивание качества и уровня усвоения материала

Личностные УУД:

•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и

личностных ценностей


Этапы урока

Время

Содержание урока

Организационный момент.

словесный, наглядный.

1

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Улыбка творит чудеса, даже плохие люди, видя искреннюю улыбку, становятся добрее. Улыбка поможет вам преодолеть все трудности на нашем уроке. А как понять словосочетание искреннюю улыбку? ( сердечная, настоящая).

Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

-Ребята, вы любите путешествовать?

Мотивационный этап














Минутка правильного письма











Актуализация знаний




































Постановка и решение учебной задачи























Словарная работа




Работа в группах (дифференцированная работа)

10

Сегодня мы совершим плавание в страну знаний, отправимся на поиски сокровищ таинственного острова. Существует страна знаний. Этой  страны знаний нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Отправимся мы на один из островов страны знаний. А как он называется? Задание к самым внимательным, какие слова – антонимы встретились в моём высказывании. Какой частью речи они являются? ( прил. ) А какого рода, числа? Значит, как наш остров называется? (Показ слайда)

В своих сочинениях вы очень мало употребляете прилагательных. Почему? Сегодня мы пополним свой словарный запас.

В бортовых журналах запишите, какого числа и какого месяца вы отправляетесь в плавание. А отправляемся мы из порта “Чистописание”. Но сначала проведём  пальчиковую гимнастику:

1.Вращение кистей рук.

2.Сжимание и разжимание пальцев в кулак.

3.Погладим котёнка.

Небольшое волнение на море, как в этих строчках.
Прописать – лЛл ЛлЛ мМм МмМ.
Пишем по образцу.
Соединения – ло Лу ле мо му ме 

Слова - море, парусник, матрос, палуба, штурвал. На каком судне мы будем путешествовать? Показ. (на паруснике) давайте узнаем скорость нашего парусника, если за 2 часа он проходит 92 километра, то какова его скорость? ( 92:2=46 км/ч или 25 узлов)
Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно узнаёт информацию о том месте, куда направляется.

Игра « Шаг за шагом»

1.-Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.)

2.-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое?

Какие?)

3.С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

4.-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)

5-Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По имени существительному.)

6-Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? (По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием.) .

7. В предложении прилагательные бывают:

8. Прилагательные бывают в двух формах:

9.Краткие прилагательные в предложении бывают:

10. Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по.

11.Как называется изменение по вопросам имен существительных и прилагательных? (Склонением.)

-Перед отправлением в путешествие человеку желают счастливого пути. Замените синонимом слово путь.

(Дорога.) Желают ещё лёгкой дороги.

Запишем предложение: Ученик записывает на доске, остальные в тетрадях. 1.Самая лёгкая дорога та, которую уже прошёл.

Объясните пословицу.

-Найдите предложение, в котором прилагательное в женском роде, единственном числе. Определите падеж и выделите окончание.

Ребята, определите тему нашего урока. («Склонение имен прилагательных женского рода, в единственном числе). Сформулируйте цели урока.

1)-Сегодня на уроке мы познакомимся:

(со склонением имен прилагательных женского рода в единственном числе)

-Сегодня на уроке мы научимся:

(склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;

узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)

Из порта нам путь открыт к земле «Знаний». Вперёд! (фонограмма звука прибоя)

Вот мы уже в море “Словарных слов” Куда мы отправляемся? (в путешествие) А нас назовут?

путешествие путешественник (однокоренные слова)

III. Путешествие по Острову Прилагательному.

Мы находимся на причале. Ребята, к нам попала бутылка с запиской. Давайте узнать, что там? Да это карта, чтобы не заблудиться. (показ слайда) Путь на остров открыт только тем, кто правильно выполнит одно задание.

А поможет вам в этом таблица в учебнике на с. 29

Для начала назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в каждом падеже.

И.п. -ая, - яя

Р.п. -ой, -ей

Д.п. -ой, -ей

В.п. -ую, -юю

Т.п. -ой, - ей

-ою, -ею

П.п. -ой, -ей

-Какой сделаем вывод? (Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей).)

Работа в группах.

На маршрутных листах, которые будут сопровождать вас на всём пути, выполните задания. Задания у всех разные, в первой группе нужно указать окончания прилагательных, во второй –выложить блок – схему по таблице.

Имена прилагательные женского рода, единственного числа.

И.п. какая? -ая, -яя

Р.п.

Д.п. какой? -ой, -ей

Т.п.

П.п.

В.п. какую? -ую, -юю (одну блок – схему повесить на доске)

Значит, чтобы проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных нужно

1. Пользоваться блок –схемой.

2. Подставить слово пустая.

Закрепление изученного материала













20

Новое испытание: вам нужно пройти через озеро. На острове всегда тёплая летняя ночь. А у нас на родине? Подберите слова –антонимы. Нужно просклонять с вопросами прилагательные «холодная зимняя» (ночь).

-Выделить окончания имен прилагательных.

(Одна ученица работает у доски, остальные дети- в тетрадях.)

И.п. (какая?) холодная зимняя (ночь)

Р.п. (какой?) холодной зимней (ночи)

Д.п. (какой?) холодной зимней (ночи)

В.п. (какую?) холодную зимнюю (ночь)

Т.п. (какой?) холодной зимней (ночью)

П.п. (о какой?) о холодной зимней (ночи)

Ребята, вы, наверно, устали, есть хотите? Предлагаю подкрепиться в пальмовой роще. А чем же мы будем питаться в пальмовой роще? (Бананами). Нужно есть только спелые бананы, а распознаете вы их, по окончанию прилагательных. Если правильно указаны окончания, значит банан спелый. Ответ обоснуйте, определите падеж. (Дети определяют окончания прилагательных).

Физкультминутка

2

А теперь мы отдохнем, лёгкую разминку проведём.

Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас далёкой страны.
1, 2, 3 – мы сегодня моряки!
На носочки поднялись
И достали неба высь.
Руки вниз мы опустили -
Искупались в море синем.
Повернитесь, улыбнитесь
И за парты вновь садитесь.

Выборочный диктант


У доски ученица.

- Продолжаем путешествие. Впереди сыпучие пески, чтобы их пройти, выполним задание.

Я буду диктовать предложения. Ваша задача записать словосочетания (существительное +

прилагательное) женского рода, определить падеж прилагательных, выделить окончания.

Толстой коркой покрылись реки. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. Плоские лещи лежат без малейшего движения. Сазаны нашли мягкую ямку. А зубастой щуке не спится. Она глотает сонную рыбу.

(толстой коркой, прозрачная вода, в глубокой тишине, мягкую ямку, зубастой щуке, сонную рыбу).

Работа в парах по карточкам

(разноуровневые задания)













Посмотрите, где находиться наш клад? (на вершине) Назовите части горы. Итак, мы у подножия горы. Поработаем по карточкам в парах.

Прочитайте текст.

__________ природа окружает нас. В ________ глуши мы видим _____, _____сосну. А как радуешься _______ птице в __________лесу!

Слова для справок: удивительный, лесной, пушистый, стройный, певчий, густой.

Удивительн… природа окружает нас. В лесной глуши мы видим пушист…, стройн… сосну. А как радуешься певчей птице в густ… лесу!

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга. Помните, исправлять ошибки надо в соответствии с критериями, указанными на доске. Проверка правильности выполнения задания.

Продолжаем путешествие. Мы покоряем скалистую, высокую гору. Давайте запишем предложение и разберём его по членам. Что вы заметили?

Значит, прилагательные могут быть однородными членами. А вот и ключи уже перед нами, нам нужно найти подходящий ключ.

Итог урока. Рефлексия


А теперь закройте глаза и вспомните тему урока, чему мы научились в путешествии, что узнали нового?

Назад мы вернёмся на воздушном шаре.

В тетрадях на полях поставьте себе оценку, которую, как вы считаете, заслужили. Положите в тетради карточки. Я проверю их и завтра скажу вам оценки.

Ребята, вы работали так хорошо, что я весь урок любовалась и гордилась вами. Всем спасибо за урок!

Домашнее задание. Инструктаж


Учебник, стр. 29, выучить правило, упр. 59, просклонять прилагательные.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!