Причастие обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет, или как действие, которому он подвергается со стороны другого предмета.
Например:
Рис.1. Читающий мальчик
Рис. 2. Прочитанная книга
Признаки глагола и прилагательного
Признаки глагола у причастия: залог, вид, время, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.
Признаки прилагательного у причастия: изменяется по родам (только в ед.ч.), числам.
Синтаксическая роль: определение (в полной форме) или сказуемое (в краткой форме).
Склонение причастий
Полные причастия склоняются так же, как полные прилагательные.
Например:
Спящий (мальчик)
Рис. 3. Спящий мальчик
Ед.ч. Мн.ч.
И. спящий спящие
Р. спящего спящих
Д. спящему спящим
В. спящего спящих
Т. спящим спящими
П. о спящем спящих
Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных.
Вопрос | Окончание |
Какой? | -ой / -ей |
Какого? | -его / -его |
Какому? | -ому / -ему |
Какого? | -ого / -его |
Каким? | -им |
О каком? | -ом / -ем |
Например:
В (каком?) изменившемся мире царят новые порядки.
Он посмотрел на меня с (каким?) изменившимся лицом.
Домашнее задание
№ 64 – 66 Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания причастий. Определите падеж причастий.
О приближающ_ся урагане, по осыпающ_ся ступенькам, в наступивш_ тишине, в окруженн_ садиком домике, на пролетающ_ журавлей, из тающ_ снега, в расстилавш_ся тумане.
Задание №2. Вставьте пропущенные окончания, определите падеж причастий.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающ_ звуки взрывным водопадом, журчащ_ неуловимым ручейком, исполненн_ говором дремучего леса, шуршащ_ степными ковылями, поющ_ ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющ_ серебряными разливами полноводных рек, втекающ_ в синее море, — из всех несосчитанн_ самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенн_ и, однако же, без устали творящ_, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
Русский язык .
Дидактические материалы. Раздел «Причастие»
2. Издательство "Лицей»
Правописание причастий. Упражнения.
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.