1. Работа в учебнике. 1)Наблюдение за словоизменением существительных с однотипными окончаниями в И.п. Упр. 24 выполняется по заданию. Вывод: У имён существительных женского и мужского рода могут быть одинаковые окончания в начальной форме, только по-разному распределяются (в м.р. – чаще, а в ж.р. – -а, -я). 2) Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, вписывают окончания и сравнивают их. 3) Сравнение падежных окончаний существительных женского и мужского рода с окончанием -а, -я в начальной форме. Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имён существительных, записывают другие выводы, после чего делается обобщающий вывод: в русском языке три группы имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах. – Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитайте про себя определение на с. 16. – Запишите название над группами. 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. ж.р. и м.р. м.р. ж.р. -а, -я ср.р. -о, -ё ь 2. Чтение вслух текста определения. – На что вы ориентировались при чтении? (На выделенные слова, выделенные части (абзацы), примеры.) Беседа на понимание. – Что значит «просклонять» слово? Просклоняйте слово точка. – К какому склонению вы его отнесёте? – Обязательно ли для определения склонения изменять слово? – Назовите признаки, по которым мы определяем склонение имён существительных. (Род и окончание в начальной форме.) 3. Ответ на основной (проблемный) вопрос урока. – Вспомните наше предложение в начале урока. Старая женщина волновалась о сестре и дочери. – Почему у слов (о) сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же? (Они относятся к разным склонениям.) 4. Выведение алгоритма определения склонения. – Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч., определить род и окончание.) Например, о сестре – н.ф. сестра, ж.р., окончание – а, следовательно, это существительное 1-го склонения; о дочери – н.ф. дочь, ж.р., окончание –_ , следовательно, это существительное 3-го скл. |