2 | Актуальзация знаний | Подготовить учащихся к работе, восприятию нового материала, напомнить учащимся ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. | 3 мин | Словесный(объяснение, беседа); наглядный (презентация) | Устный счет. - Ребята, назовите самое большое однозначное число. - А теперь назовите самое маленькое число? - Какое число на 1 больше 7-и? - Какое число на 1 меньше 5-и? - Подскажите мне, предыдущее число числу 2, 8. - А теперь, подскажите мне последующее число числу 5, 9. -Увеличьте 4 на 3. -Уменьшите 10 на 2. - Назовите числа при сложении. - Первое слагаемое 3, второе 2. Найдите сумму. - Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 10. Какое число я задумала? - Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам решить задачи устно. - В одном альбоме 4 открытки с цветами, а в другом 5 открыток с животными. Сколько всего открыток в двух альбомах? - В классе в кружке рисования занимались 6 мальчиков и 2 девочки. Сколько всего детей занимались рисованием? | 9. 0. 8. 4. 1, 7. 6, 10. 7. 8. Слагаемое, слагаемое, сумма. 5. 5. 9 8 | Фронтальная | Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; Коммуникативные: слушать и понимать требования учителя, слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
3 | Самоопределение к деятельности | Создание проблемной ситуации для учащихся, которая поможет определить учебные задачи и составить план действий к учебной деятельности. | 5 мин | Словесный(беседа, объяснение, рассказ); Наглядный (презентация, цветные полоски) | - Крош поймал 5 рыбок, а Ежик 3 рыбки. Сколько всего рыбок поймали друзья? - Посчитайте устно, сколько всего рыбок у них получилось. - Молодцы, ребята. - Между друзьями начался спор. Крош утверждает, что верное решение 5 + 3, а Ежик, что 3 + 5 . Кто, по вашему мнению, прав? - Давайте прочитаем оба решения по-разному. К 5 прибавить 3 получится 8. Сумма 5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 , сумма 8. - Подумайте, что произошло? - Верно, ребята, слагаемые поменялись местами. - А можно ли так поступать в математике по вашему мнению? - Мнения у нас разделились и возникло затруднение. - Ребята, исходя из наших рассуждений, давайте определим тему нашего урока. - Верно, тема нашего урока: «Перестановка слагаемых» - Какие цели мы можем поставить перед собой, опираясь на слова на слайде? На слайде слова: Узнать… и Научиться… - Итак, давайте проверим ваши предположения. 1. Узнать, можно ли переставлять слагаемые в математике. 2. Научиться решать примеры применяя новое правило. | 8. Учащиеся высказывают свое мнение. Слагаемые поменялись местами. Высказывают свое мнение. Перестановка слагаемых. Высказывают свое мнение. | Фронтальная | Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество, слушают и понимают требования учителя, слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; |
4 | ОНЗ | Создать Условия для учебной деятельности, способствующей формированию у учащихся понятия перестановки слагаемых. | 20 мин | Словесный (беседа, объяснение); Наглядный (презентация, раздаточный материал (круги, треугольники, квадраты) | - Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести небольшое исследование. - Знаете ли вы, что такое исследование? - Ребята, в исследовании нам нужно будет найти ответ на какой либо вопрос, то есть, это поиск новых знаний. Согласны ли вы начать исследование? - Тогда начнём. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас с вами – сотрудник этой лаборатории, исследователь. - Готовы ли вы начать исследование? - Вернемся к нашему возникшему вопросу. Вопрос на слайде: Можно ли переставлять слагаемые в математике? - У нас возникла проблема, мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами. - Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? - Верно, нам нужно понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы. - Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? - А как нам поступить в рамках одного урока? - Проведем эксперимент в группах. Но перед началом, давайте вспомним правила работы в группах. - Молодцы, будете работать по рядам. У каждой парты ряда будут конкретные фигуры в одинаковом количестве, в зависимости вашего ряда. - Какие же у вас будут фигуры и в каком количестве? Откройте конверты, которые находятся у вас на партах. - У первого ряда на партах появлялись 3 красных квадрата и 4 зеленых квадрата, у второго ряда – 2 синих круга и 6 желтых, а у третьего ряда – 5 красных треугольников и 3 синих. - Наметим план нашего исследования, посмотрите на слайд. (1.Составить два примера на сложение. 2.Сравнить результаты. 3.Сделать вывод.) - Приступайте к работе, на эту работу у вас есть 5 минут. - Время на выполнение задания вышло, давайте проверим, что у вас получилось. - Для того, чтобы мы работали тихо, не мешали друг другу, у вас на партах лежат сигнальные карточки. Если вы хотите ответить, или вы согласны с моим мнением или мнением одноклассника, поднимите зеленую карточку, а если у вас есть затруднения или вы не согласны с мнением, поднимите красную карточку. - Какие примеры вы составили? Учитель спрашивает 2 парты с каждого ряда. - Отлично, изменился ли результат от того, что вы переставляли фигуры местами? Если нет – поднимите зеленую карточку, если да – красную. - Отлично, мы с вами узнали что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. - Теперь, для того чтобы убедиться в наших выводах, мне нужны пять учеников. Учитель вызывает к доске пять учеников. - Ребята, посмотрите на учеников. Сейчас закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу вам слово «Стоп» Учащиеся закрывают глаза, учитель переставляет учеников местами. - Стоп! Откройте глаза и посмотрите, изменилось ли количество ребят от того, что я переставила их местами? - Подтвердили ли мы вывод о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется? Учитель усаживает учащихся на место. - А где мы можем найти подтверждение нашему исследованию? - Все верно, откройте ваши учебники на с. 14. Найдем правило в красной рамке. Учитель просит прочитать одного ученика. - Итак, ребята, сходятся ли наши выводы с тем, что мы прочитали? - Так кто же из друзей оказался прав: Крош или Ежик? - Объясните, почему? - Попробуем решить примеры под номером 1. К доске пойдет один ученик. Все размышления и вычисления говорим вслух, чтобы вас все слышали. Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные работают в своих тетрадях, помогает, если есть затруднения. - Какие примеры было легче считать? - Отлично, значит, когда можно применять это правило? - Решим примеры со слайда, у доски будет работать один ученик, остальные внимательно слушают и работают в тетради. Учитель вызывает учеников к доске. Ученики меняются, решают столбики примеров. Примеры на слайде 4 + 1, 1 + 4, 5 + 4, 4 + 5, 8 + 2, 2 + 8, 3 + 6, 6 + 3. - Отлично, молодцы, ребята. - Теперь решим задачу под номер 3. Давайте прочитаем ее. - О чем говориться в задаче? - Как звучит первый вопрос в задаче? - А как звучит второй вопрос в задаче? - Составим краткую запись к задаче. Учитель вызывает к доске одного ученика, совместно составляют краткую запись. Галя – 5 ц. ? ц. Вера - ?, на 2 ц. меньше - Что нам известно из задачи? Учащийся составляет краткую запись под контролем учителя. - Сколько действий нам понадобиться, чтобы найти ответ на второй вопрос задачи? - Что узнаем в первом действии? Ученик записывает первое действие под контролем учителя: 5 – 2 = 3 (ц.) – вышила Вера. - Молодец, теперь, когда мы узнали сколько цветочков вышила Вера, можем ли мы ответить на второй вопрос задачи? - Значит что мы найдем во втором действии? Ученик записывает второе действие под контролем учителя: 5 + 3 = 8 (ц) – вышили девочки вместе. - Отлично, мы нашли ответ на главный вопрос в задаче, значит что мы можем записать? Ученик записывает ответ под контролем учителя: Ответ: 3 цветочка, 8 цветочков. - Молодец, присаживайся. | Высказывают предположения. Да. Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами, сделать вывод. Нет, не достаточно Работать группами. Вспоминают правила работы в группах. Распечатывают конверты. Отвечают, перечисляют примеры. Нет. Нет. Да. В учебнике. Да. Оба. От перестановки слагаемых сумма не меняется. К большему прибавить меньшее. Когда удобнее прибавить меньшее к большему. Про то, что одна девочка вышила 5 цветочков, а вторая на 2 цветочка меньше. Сколько цветочков вышила Вера? Сколько всего цветочков вышили девочки? Что Галя вышила 5 цветочков, а Вера на 2 цветочка меньше Гали. Два. Сколько цветочков вышила Вера. Да. Сколько цветочков вышили девочки вместе. Ответ. | Фронтальная Групповая | Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; выполнять анализ; Воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Предметные: учащиеся научатся использовать правило перестановки слагаемых, узнать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы. |
5 | Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; | 5 мин | Словесный (объяснение); Наглядный (презентация); практический (работа на карточках) | - Сейчас вы будете работать в карточках, которые лежат у вас на столах. Подпишите вашу карточку. - Если вы видите на вашей карточке синий квадрат – вашим заданием будет найти значения выражений и аккуратно закрасить карандашом выражения с одинаковыми значениями. - Если у вас на карточке красный круг – вам нужно будет придумать и записать примеры по теме нашего урока. - Если у вас возникнут затруднения, вы можете поднять красную карточку. - На выполнение работы у вас есть 5 минут, после того, как время выйдет, вам нужно отложить карточки на край стола, я их проверю. | Выполняют работу на карточках. | Индивидуальная, фронтальная | Предметные: учащиеся научатся использовать правило перестановки слагаемых, применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6 | Итог | Подведение итогов по изученной темы | 3 мин | Словесный (беседа); наглядный (презентация) | - Ребята, сегодня мы с вами выполнили исследование и на нескольких примерах убедились, что от перестановки слагаемых сумма не изменится. Это очень полезное правило, которое вам нужно обязательно запомнить. - Вернемся к плану нашего урока. Если вы считаете, что мы выполнили все пункты нашего плана – поднимите зеленую карточку, а если вы считаете, что мы не выполнили первый пункт плана или наше исследование было неудачным – поднимите красную карточку. | Поднимают карточку по своему мнению. | фронтальная | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: формирование адекватной самооценки; Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; делать выводы. |