Тема: Слагаемые. Сумма.
Цель урока:
познакомить с терминами «слагаемое», «слагаемое», «сумма»;
закрепить умения прибавлять и вычитать по 1, по 2;
активизировать мыслительную деятельность, развивать логическое мышление, усидчивость;
пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания;
прививать любовь к математике.
Оборудование: карточки с числами в пределах 10, мячик, таблица, на которой написан пример на сложение: (3 + 2 = 5) и обозначены слагаемые и сумма,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок веселый,
Дети:
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Учитель: А урок у нас какой?
Ученик: Математика.
Учитель: Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики.
Ученица:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо твердо на «пять»
Математику знать.
Учитель: А чему мы научились на уроках математики? (считать, писать цифры, решать задача, примеры).
Учитель: Вот мы сейчас, ребята, и проверим ваши знания по математике: знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать и решать задачи. Закрепим умения прибавлять по 1
2.Устный счет:
Б) Игра «Где мое место?»
(К доске вызываются 10 учащихся, каждый из которых получает карточку с числами от 1 до 10.Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски).
Учитель: Правильно ли построились ребята?
Дети: Правильно.
Учитель: Назовите соседей числа 3.
Дети: 2, 4.
Учитель: Назовите предыдущее число по отношению к числу 7.
Дети: 6.
Учитель: Назовите следующее число числа 8.
Дети: Девять
Учитель :А ребята второго ряда построятся, начиная с большого числа(10)
-Кто стоит перед Машей?
-Кто находится между Кристиной и Левой?
-Кто стоит за Алиной?
-Кто стоит последний ?
Учитель: Молодцы!
Учитель : С какой целью мы выполнили это задание? (повторить ряд чисел)
Учитель: Ой, ребята, у нас в классе случаются чудеса. К нам в окно залетел волшебный мячик. Давайте поиграем. Тому, кому мячик попадет в руки, надо назвать следующий пример на сложение или вычитание с числами 1 и 2. (Например: я кидаю мяч Маше и говорю: к 1 + 1 = 2. Маша бросает мяч следующему и говорит: к 2 + 1 = 3 и т.д. В процессе игры каждый ученик должен получить мяч, назвать пример и бросить следующему).Читают выражения по-разному(прибавить, увеличить , 2 да 1)
(С какой целью мы выполнили это задание? (повторили, какое число получается, когда прибавляем 1)
Ребята, эти примеры можно прочитать по-другому. Вы хотите узнать как?
Давайте поставим цель сегодняшнего урока .
-Узнать , как по-другому можно прочитать выражения на сложение
Учитель : А какое число получится, когда мы вычитаем 1, 0, прибавляем 0
А) Задачки для смекалистых
-Стоя на одной ноге ,гусь весит 2кг . Сколько он будет весить на двух ногах?
-Вова за 1 час поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 часа? (нельзя ответить)
-Сколько хвостов у 7 котов?
-Сколько носов у двух псов?
-Сколько пальчиков у двух мальчиков?
-Сколько ушей у 5 малышей?
-Сколько ушек у 3 старушек?
2)Сейчас на экране будут поочерёдно появляться примеры. Вы должны мысленно проговорить пример, решить его, а потом дать ответ. Будьте внимательны и не забывайте поднимать руку перед тем, как ответить. (Слайд)
6 + 2 = 8
1 + 5 = 6
5 + 2 = 7
2 + 1 = 3
7 + 2 = 9
- Что объединяет все эти выражения?
- Как называется действие, которое вы выполняли?
- Вы умеете читать эти выражения по-разному. Давайте попробуем! (Чтение примеров с использованием слов «увеличить на…»)
3. Физкультминутка
А теперь ,ребята, встали
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
3.Постановка темы и цели урока.
Учитель:
- Ребята, вы многому научились на уроках математики.
А чему бы вы ещё хотели научиться? (Ответы детей).
Учитель
Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
- Вы прослушали стихотворение. О чём оно? (Об именах).
Оказывается, у чисел тоже есть имена. Давайте поставим цель урока (узнать, как называются числа при сложении )
- Откройте учебник на той странице, где заложена закладка. Переверните, закройте правую страничку – работаем на левой.
- Рассмотрим картинку. Кто на ней изображён? Давайте придумаем имена мальчику и девочке.
- Обратите внимание - дети работают в паре, так же, как и вы.
- Что они строят? Из скольких кубиков состоит башня девочки? Башня мальчика?
(чистописание)
Учитель : Откройте тетради и запишите эти числа цифрами (2,3)\
-Найдите самую лучшую цифру, подчеркните.
- Посмотрите на движение рук ребёнка. Как вы думаете, что они хотят сделать со своими башнями? (Составить из двух одну)
-Можем ли мы записать это действие математически? (3+2=5)
- Почему выбрали именно сложение?
- Итак, какое же действие запишем?
(3+2=5)
Учитель: Запишите это выражение в тетрадь.
- Мы уже вспоминали, как такие выражения можно читать по-разному. Читаем вторым способом, используя слова «увеличить на…».
- Сегодня мы с вами узнаем, что не только действие умеет название, но и числа при сложении имеют свои имена.
VI. Изучение новой темы
-(Слайд) В древнерусском языке слово «слагать» означало «соединять». Люди слагали песни, стихи, т.е. соединяли слова, чтобы получить какие-либо произведения.
- Мы с вами на уроках математики тоже слагаем, соединяем числа. И числа эти получили свои имена! Кто догадается, какие?
(Повторяем хором)
- Возвращаемся к нашему выражению.
3+2=5
- Сколько чисел складываем? Назовите их.
- Как мы теперь их будем называть?
3 – слагаемое
2 – слагаемое
- А что же такое 5? Это сумма.
(Хором проговариваем выражение, называя компоненты).
- Закройте учебники.
(называют тему урока : Слагаемые. Сумма )
Работа по учебнику
№1 с.86
- Кто может прочитать первое выражение? (4+2 =…….первое слагаемое, второе слагаемое , сумма)
-Прочитайте второе, третье выражения
Учитель: С какой целью мы выполнили это задание?
Работа в тетрадях на печатной основе
-Откройте тетрадь на с. 32Прочитайте первое задание.
-Что такое слагаемое?(числа, которые складываем)
-Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом.
-Прочитайте следующее задание , выполните его.
-Какое равенство составили к первому рисунку?(5+1=6)
-Какое равенство составили ко второму рисунку? (7-1=6)
-Составьте рассказы по рисункам.
№3 с.87Прочитайте задачу. Что известно в задаче?
-Что ему надо узнать?
-Что обозначено зелеными квадратами?(сколько книг было)
-Посмотри на рисунок и скажи, кто ошибся?
-В чем его ошибка (знак + показывает , что надо двигаться в право)
Подведение итогов урока
-Какие математические термины вы сегодня узнали?(слагаемые, сумма)
-Что называется слагаемым? (числа, которые складываем)
-Что называем суммой? (ответ и выражение)
Оцените свои знания на уроке, свое настроение
Д.З.(по желанию)
С.87 задание на полях