СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Слагаемые. Сумма"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания.

Просмотр содержимого документа
«"Слагаемые. Сумма"»

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Слагаемые. Сумма»

(УМК Школа России, учебник Моро М.И.)

Учитель: Рогова Ольга Алексеевна


Предмет

Математика

Класс

1

Тип урока

Открытие нового знания

Тема урока

Слагаемые. Сумма.

Цель урока

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов:

  1. Познакомить с понятиями «слагаемые», «сумма».

  2. Узнать, как называются числа при сложении.

  3. Формирование умения составлять, читать и записывать числа при сложении.

Задачи урока

Обучающие - познакомить и формировать умение пользоваться математическими терминами «сумма», «слагаемое».

Развивающие - развивать математическую речь, интерес к математике.

Воспитательные - воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Планируемый результат обучения

Учащиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма); применять вычислительные навыки; оценивать себя («знаю», «не знаю»); работать в паре.

Основные термины, понятия

«Первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма».


Формируемые УУД

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах; использование знаково-символических средств; умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; умение анализировать и исправлять ошибки; осуществление контроля по результату.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные: способность к самооценке; наличие учебно-познавательной мотивации; ориентация на бережное отношение к окружающему миру.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Оборудование

Наглядный и раздаточный материал.


































Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.


Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

Как ваше настроение? Покажите мне его с помощью «Капелек настроения». Я вижу, что с настроением всё в порядке. Надеюсь, что оно останется хорошим до конца урока.

Учитель Ученики

Руки! На месте!

Ноги! Вместе!

Локти ! У края !

Спина ! Прямая !


Скажите, какие правила поведения на уроке вы должны сейчас выполнить или проверить их выполнение?

-Ребята! Мне бы хотелось услышать, а зачем же вы пришли на урок?

Вы сказали, что пришли сюда учиться. А что значит - учиться?

-Я услышала, что вы сказали «..когда делаешь сам». Вспомните, а что вы сами умеете делать (обращаю внимание на эталон «Числовой ряд») при помощи числового ряда?




-Молодцы! Раз учится тот, кто делает сам и вы пришли сюда учиться, предлагаю вам самим выполнить два задания.


Обучающиеся показывают «Капельки настроения»












Дети называют: «Звонок - не опаздывай на урок!», «Соблюдай на парте порядок ».

-Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

работаем старательно.


-Учиться - это значит, когда что-то делаешь сам и не получается, надо остановиться и подумать: «А что же я не знаю?», а потом самому найти способ.

Мы умеем прибавлять и отнимать числа 1, 2

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Личностные:

- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое.


II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений (пробное учебное действие).


Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего мы начинаем работу?


- Первое задание на повторение предлагаю выполнить в парах. Какие правила надо соблюдать при такой работе?



– У вас на партах есть картинки разных предметов: пирамида, монетка, конфета, карандаш, тетрадь, веревка с завязанными кончиками и геометрические фигуры. Тот из вас в паре, кто сидит ближе к окну – берет любую картинку с предметом и кладет его на середину парты, а тот, кто сидит дальше от окна - должен выбрать фигуру, форму которой имеет этот предмет и положить рядом. Кто не понял задание? Задайте уточняющий вопрос! Договоритесь, кто из вас будет отвечать после выполнения задания.


-Итак, давайте проверим, что у вас получилось (поочередно пары озвучивают полученные результаты, учитель по ходу проверки вывешивает на доске изображения озвученных фигур: прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, отрезок).

- Молодцы! Давайте вместе хором еще раз назовем эти фигуры (учитель показывает на доске изображения)


Самостоятельная работа.

-А второе задание каждый будет выполнять сам. Значит, вы должны следовать каким правилам? (Повторение правил)




-Ребята, на экране два столбика математических записей.

3 + 1 3 – 1

4 + 2 4 – 2

9 + 1 9 – 1

7 + 2 7 – 2

-Посмотрите внимательно и скажите, чем эти записи похожи, а чем они отличаются?

-Вы сказали, что умеете САМИ прибавлять и вычитать эти числа. Найдите результат в каждой записи (дети работают фронтально).


-А теперь я на экране оставлю только одну запись

7 + 2 = 9


-Попробуйте прочитать данную запись, называя каждое число при сложении (своим именем).

-Кто согласен с данным вариантом прочтения?

-У кого другой вариант?

- У вас получились разные ответы.


- Кто может обосновать свой ответ? Ребята, обосновать - это значит показать эталон, образец, по которому вы действовали.


- Кто не смог выполнить данное задание? Что вы не смогли сделать?



-Молодцы! Вы поняли, в чем ваше затруднение. Пора выяснить причину этого затруднения - чего вы не знаете.

- С повторения необходимого.


- Работать должны оба, свое несогласие высказывай вежливо, один говорит, другой слушает, если не понял-переспроси.


Дети выполняют задание в парах.

Те, кто не понял, задают вопросы (Ярослав, Богдан, Анжелика)









Дети договариваются, кто будет озвучивать ответ.




Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом.










Дети хором повторяют.





- «Слушай учителя и точно выполняй все задания», «Будь внимательным», «Соблюдай тишину», дети озвучивают правила с опорой на эталоны в классе.







-Похожи тем, что в обоих столбиках записи в строках составлены из один и тех же чисел, различаются действиями - в первом столбике-сложение, во втором-вычитание.






-Дети выполняют пробное действие, предлагают разные варианты прочтения.





- Мы пока не можем это сделать, у нас нет такого эталона, образца.



- Мы не смогли прочитать запись, используя названия чисел при сложении.











- различать и называть эталоны формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- соотносить форму предметов с геометрической формой-эталоном.

- умение работать в парах.





































Самопроверка своих работ по эталону и знаковая фиксация результатов. Фиксация преодоления возникшего затруднения или фиксация его сохранения.

Обсуждение имеющихся затруднений, проговаривание учащимися, тех правил, свойств, которые вызвали затруднение.









III. Выявления места и причины затруднения.


Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Какое задание надо было выполнить?



-Значит, что вы не знаете?


- Надо было прочитать математическую запись, используя названия чисел при сложении.

- Мы не знаем, как называются числа при сложении.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.


Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

-Какую же цель вы перед собой поставите?


- Значит, какова тема нашего урока?


-Какой шаг учебной деятельности мы выполнили?

-Каков наш с вами следующий шаг?


-Ребята, открывать новое знание мы будем с вами с помощью плана, который вы видите на экране. Здесь указаны действия, которые вы должны выполнить в строго определенном порядке. Готовы?

План:

1. Разложить карточки белого цвета по порядку чисел.

2. Подумать над помощью Смайлика.

3. Разложить карточки голубого цвета по названию фигуры.

4. Составить образец (эталон).

- Прежде, чем приступить к выполнению плана, давайте отдохнём.

- Узнать, как называются числа при сложении.


-Название чисел при сложении.


-Мы ответили на вопрос «Что я не знаю?»

- Надо самим искать способ.


Физкультминутка



Физкультминутка «Птицы».

Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой.  
Прямо и гордо умеют держаться, 
Очень бесшумно на воду садятся.  

Физкультминутка «Танцевальная».

Дети повторяют слова и выполняют движения.

Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

Осуществлять профилактику утомления.

V. Реализация построенного проекта.



Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение.

- Каков наш первый шаг по реализации плана? Кто его прочитает?

- У каждого из вас на партах набор карточек белого цвета - разложите их перед собой (карточка со словом слагаемое разрезана на отдельные буквы, с обратной стороны расставлены по порядку числа от 1 до 9.)

-Кто сможет предложить способ прочтения «рассыпанного» слова-названия числа при сложении?


-Выполните это и узнайте название первого числа при сложении.






- Какие правила вам надо соблюдать?




- Каков наш второй шаг по плану? Я даю вам подсказку - второе число при сложении называется точно так же.

- А это значит….?

- Молодцы!

На экране под записью 7+2=9, появляются названия компонентов действия сложения - СЛАГАЕМОЕ, СЛАГАЕМОЕ.

-Все ли названия чисел мы узнали?



- Переходим к третьему шагу нашего плана. Кто его прочитает?

-Возьмите второй набор карточек голубого цвета, разложите их на столе. Что заметили?

- Если вы умеете различать фигуры, то легко справитесь со вторым заданием: я буду называть фигуры в определенном порядке, а вы должны их в этом порядке разложить на парте слева направо, затем карточки перевернуть и прочитать слово.

- На экране учитель дополняет эталон по новой теме словом сумма.


- Итак, друзья, мы подошли к четвертому последнему шагу плана. - Как он звучит?

Учитель на экране фиксирует названия компонент действий под записью примера:

-Итак, ребята, мы смогли преодолеть наше затруднение?

-Как называются числа при сложении?

-Даю вам уточнение: первое при записи число слева направо - это первое слагаемое, второе при записи число слева направо - это второе слагаемое.

- Что мы теперь должны сделать?


Анжелика читает вслух.



Дети раскладывают их перед собой на парте, замечают, что есть буквы, есть записанные числа.




-Надо расставить числа по порядку как в числовом ряду, перевернуть карточки и прочитать.

Дети могут сказать, что пока не умеют читать либо знают не все буквы. Поэтому спрашиваю читающего ребенка (Анжелику, Инсара, Дениса)

«Не выкрикивай с места!», «Если хочешь спросить, подними руку».

Дети узнают слагаемое.


- Денис читает вслух.




- Значит, тоже слагаемое.






-Нет, пока не знаем как называется ответ, результат при сложении.

Читает Инсар: «Разложить карточки голубого цвета по названию фигуры».


С одной стороны буквы, с другой – фигуры.


Учащиеся выполняют задание и читают – сумма.










Анжелика читает: «Составить образец».





- Да.


- Слагаемое, слагаемое, сумма.






-Закрепить эти знания, потренироваться.

Регулятивные:

- уметь планировать свою деятельность и действовать по плану.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Смотрим на экран задание №1. Давайте вместе прочитаем первую математическую запись в данном задании, используя названия чисел при сложении.


-Вторую запись хором читает первый ряд, а второй ряд следит и слушает.



-Третью запись читает второй ряд, первый ряд следит и слушает.



-Ребята, далее в задании №2 математические записи расположены в трёх столбиках. Скажите, во всех ли столбиках вы сможете прочитать записи, используя наш новый эталон, образец?


- Что нам делать?


-Прочтите, пожалуйста, те записи, которые соответствуют новому эталону. Это задание предлагаю опять выполнить в паре - по очереди один из вас читает, другой слушает. Правила работы в паре мы с вами сегодня повторяли. По окончании работы дайте сигнал (поднятые вместе руки вверх).

2 + 2 4 + 2 9 – 2

0 + 2 6 + 2 7 – 2


- Друзья, поднимите руки те, у кого сосед не допустил ошибки при чтении?


- А теперь поднимите руки те из вас, у кого сосед допускал ошибки. Вижу, что у некоторых ребят пока имеются затруднения при чтении данных записей.

- Скажите, как настоящий ученик относится к затруднению?



- Давайте встанем и выполним некоторые приемы сохранения спокойствия:

-Глубокий вдох и медленный выдох (3-4 раза)

-Хором: «Спокойно, всё хорошо. Всё хорошо. У меня всё получится»

-«Бумажный ком». Обучающиеся могут смять бумагу и «выбросить» плохое настроение, неудачу в ведро. Для этого есть специальное место для эмоциональной разгрузки. Либо просто выполнить предлагаемое упражнение.









- Садимся, ребята. Мы спокойны и продолжаем работу дальше. Итак, вы узнали названия чисел при сложении и потренировались в их чтении. Настало время каждому из вас поработать самостоятельно.


- Перед работой в тетради на печатной основе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику


Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6.



Первый ряд читает: «Первое слагаемое 3, второе слагаемое 1, сумма 4».

Первое слагаемое 5, второе слагаемое 1, сумма 6.




- Нет, в 3 столбике другое действие - вычитание, мы не знаем, как называются числа при вычитании.

- Будем учится на следующем уроки читать числа с минусом.






Дети обращают внимание на правила.






- Поднимают руку (справились: Инсар, Анжелика, Сергей, Денис, Максим, Андрей, Марина).

- Поднимают руку (не справились: Даша, Ярослав, Богдан).

Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом.


- Он относится спокойно, желает себе удачи и преодолевает свое затруднение.









- У каждого в руке лист бумаги форматом А-4, по команде все превращают ее двумя руками в «комок», с которым выполняют упражнения: подбрасывают и ловят, подбрасывают и ловят после поворота вокруг себя, в парах одновременно перебрасывают «комки» через парту друг другу и стараются поймать.


Выполняют пальчиковую гимнастику «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где, ты, был…»

Регулятивные:

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Применение нового знание в типовых заданиях.


-В печатной рабочей тетради на с. 32 каждый сам выполняет задание № 1. (Подчеркни равенства, в которых пропущены слагаемые. Вычисли.)

6 + … = 7 8 = 7 + … 3 + 2 = …

5 + 1 = … 6 = 5 + … 3 + 1 = …

… + 2 = 6 7 = 5 + … 7 + … = 9


-Давайте проверим ваши результаты. (Открываю половину доски, на которой записаны образцы записей 1, 2 , 3 столбиков)

1 столбик 2 столбик 3 столбик

6 + 1 = 7 8 = 7 + 1 7 +2 = 9

4 + 2 = 6 6 = 5 + 1 7 = 5 + 2

-Кто допустил ошибки? Задайте вопрос о том, что осталось непонятным.

-Кто выполнил задание без ошибок?




-Сделайте вывод те, у кого работа без ошибок.


-Сделайте вывод те, кто допустил ошибки.







Дети сверяют образец со своей работой, отмечают знаком «+» все совпадения, знаком «-» - те места, где результат не совпал.

Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом.


Ошибки допустили: Даша, Ярослав, Богдан, Инсар, Максим.

Без ошибок задание выполнили: Денис, Сергей, Анжелика, Марина, Андрей.


- Я запомнил названия чисел при сложении и умею их различать.

- Мне еще надо потренироваться.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Уметь работать по коллективно составленному плану.


VIII.

Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание.

-Ребята, как вы думаете, зачем мы узнали названия чисел при сложении? Может было бы обойтись без них? Ведь мы же знаем названия чисел (один, два, три..)

-У каждого из вас есть свое имя (прошу некоторых назвать свои имена), вас в классе много. Всегда ли я обращаюсь к вам по именам?

- А как еще я к вам обращаюсь?


-В каких случаях я к вам обращаюсь одним общим словом-названием?

-Верно! Вот и в математике для чисел есть общие правила. А чтобы общие математические правила легко было сформулировать (рассказать) и запомнить - надо знать названия чисел при сложении.

-Найдите в учебнике на с. 86 задачу 3.





- Каково условие задачи? Прошу Анжелику прочитать только условие задачи.



- Кто озвучит вопрос задачи?



- У кого готов ответ?

- Как вы это узнали?

-Кто запишет решение задачи на доске?


- Поднимите руку те, кто согласен с записью решения. Кто не согласен? (если такие есть в классе). Почему?

- Как вы думаете: записанное на доске решение задачи можно прочитать, используя названия чисел, которые мы сегодня с вами узнали на уроке? Почему? Прочитайте!



-Ребята, мы с вами убедились в том, что при решении задач часто используется действие «сложение», а значит, читать запись решения задачи мы теперь с вами умеем математически грамотным и точным языком с использованием новых слов-названий чисел при сложении.

Дети затрудняются ответить на этот вопрос.





Дети называют свои имена.

- Нет.


- Мальчики, девочки, дети, ребята.

- Когда хотите что-то сказать нам для всех одно и то же, что должны делать все.







Задачу читают хорошо читающие дети, так как у большинства обучающихся логопедические проблемы.


Анжелика читает условие задачи: «У Васи было 6 книг. Ему подарили еще 2 книги».


Денис читает вопрос задачи: «Сколько книг стало у Васи?»

- У Васи стало 8 книг.

- Мы к 6 добавили 2 и получили 8.

Сергей пишет на доске: 6+2=8.

Дети отвечаю на вопросы.




Дети читают: первое слагаемое 6, второе слагаемое 2, сумма 8.

Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом.


Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя.


IX. Рефлексия учебной деятельности.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

-Какую цель мы с вами сегодня перед собой ставили?


-Достигли ли вы цели? Докажите.




-Скажите, как называются числа при сложении?

-Какие правила нам помогали открывать новое знание?


-Возьмите «Дорожку успеха» и цветные карандаши (зеленый, красный, жёлтый) и оцените себя в работе над каждым заданием.


Сравните свою отметку с предыдущими отметками (для сравнения берется «Дорожка успеха» с прошлых уроков).


-Поднимите руки те, у кого красного (жёлтого) цвета больше? Почему?

- Какое задание сегодня не удалось выполнить? Поставьте себе свою собственную цель.

-У кого больше (или все кружочки) зеленого цвета?

-Какое задание удалось сегодня выполнить? Над каким правилом предстоит еще трудиться? Сделайте вывод.

-Спасибо всем за работу!

- Узнать, как называются числа при сложении.


- Да, мы достигли цели, так как у нас есть образец (эталон - сложное для моих детей слово).

- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

- «Правила работы на уроке», «Работа в паре».


- Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом.


Каждый день разного цвета.

Одинаковые цвета.

Зеленого (красного, жёлтого) больше или меньше.

Поднимают руку, объясняют, какое задание не удалось выполнить.

- Больше тренироваться. Быть внимательным.


Регулятивные:

- осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

Личностные:

- выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников Самопроверка своих работ по эталону и знаковая фиксация результатов. Фиксация преодоления возникшего затруднения или фиксация его сохранения.

Обсуждение имеющихся затруднений, проговаривание учащимися, тех правил, свойств, которые вызвали затруднение.



Приложение

    1. Пальчиковая гимнастика.

1. «Мы делили апельсин»

«Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.….»



2. «Пальчик-мальчик, где ты был?»

«Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем - в лес ходил.

С этим братцем - щи варил.

С этим братцем - кашу ел.

С этим братцем - песни пел!»












Дорожка успеха


1 2 3 4 5 6


Дорожка успеха




1 2 3 4 5 6


Дорожка успеха



1 2 3 4 5 6


Дорожка успеха




1 2 3 4 5 6


Дорожка успеха




1 2 3 4 5 6










ПРАВИЛА:

Слушай учителя и точно выполняй все задания.


Будь внимательным.


Соблюдай тишину.


«Капельки настроения»

(розовые капельки для девочек, синие капельки для мальчиков)






Геометрические фигуры






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!