Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | -Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Как ваше настроение? Покажите мне его с помощью «Капелек настроения». Я вижу, что с настроением всё в порядке. Надеюсь, что оно останется хорошим до конца урока. Учитель Ученики Руки! На месте! Ноги! Вместе! Локти ! У края ! Спина ! Прямая ! Скажите, какие правила поведения на уроке вы должны сейчас выполнить или проверить их выполнение? -Ребята! Мне бы хотелось услышать, а зачем же вы пришли на урок? Вы сказали, что пришли сюда учиться. А что значит - учиться? -Я услышала, что вы сказали «..когда делаешь сам». Вспомните, а что вы сами умеете делать (обращаю внимание на эталон «Числовой ряд») при помощи числового ряда? -Молодцы! Раз учится тот, кто делает сам и вы пришли сюда учиться, предлагаю вам самим выполнить два задания. | Обучающиеся показывают «Капельки настроения» Дети называют: «Звонок - не опаздывай на урок!», «Соблюдай на парте порядок ». -Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно. -Учиться - это значит, когда что-то делаешь сам и не получается, надо остановиться и подумать: «А что же я не знаю?», а потом самому найти способ. Мы умеем прибавлять и отнимать числа 1, 2 | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. Личностные: - выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое. |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений (пробное учебное действие). | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - С чего мы начинаем работу? - Первое задание на повторение предлагаю выполнить в парах. Какие правила надо соблюдать при такой работе? – У вас на партах есть картинки разных предметов: пирамида, монетка, конфета, карандаш, тетрадь, веревка с завязанными кончиками и геометрические фигуры. Тот из вас в паре, кто сидит ближе к окну – берет любую картинку с предметом и кладет его на середину парты, а тот, кто сидит дальше от окна - должен выбрать фигуру, форму которой имеет этот предмет и положить рядом. Кто не понял задание? Задайте уточняющий вопрос! Договоритесь, кто из вас будет отвечать после выполнения задания. -Итак, давайте проверим, что у вас получилось (поочередно пары озвучивают полученные результаты, учитель по ходу проверки вывешивает на доске изображения озвученных фигур: прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, отрезок). - Молодцы! Давайте вместе хором еще раз назовем эти фигуры (учитель показывает на доске изображения) Самостоятельная работа. -А второе задание каждый будет выполнять сам. Значит, вы должны следовать каким правилам? (Повторение правил) -Ребята, на экране два столбика математических записей. 3 + 1 3 – 1 4 + 2 4 – 2 9 + 1 9 – 1 7 + 2 7 – 2 -Посмотрите внимательно и скажите, чем эти записи похожи, а чем они отличаются? -Вы сказали, что умеете САМИ прибавлять и вычитать эти числа. Найдите результат в каждой записи (дети работают фронтально). -А теперь я на экране оставлю только одну запись 7 + 2 = 9 -Попробуйте прочитать данную запись, называя каждое число при сложении (своим именем). -Кто согласен с данным вариантом прочтения? -У кого другой вариант? - У вас получились разные ответы. - Кто может обосновать свой ответ? Ребята, обосновать - это значит показать эталон, образец, по которому вы действовали. - Кто не смог выполнить данное задание? Что вы не смогли сделать? -Молодцы! Вы поняли, в чем ваше затруднение. Пора выяснить причину этого затруднения - чего вы не знаете. | - С повторения необходимого. - Работать должны оба, свое несогласие высказывай вежливо, один говорит, другой слушает, если не понял-переспроси. Дети выполняют задание в парах. Те, кто не понял, задают вопросы (Ярослав, Богдан, Анжелика) Дети договариваются, кто будет озвучивать ответ. Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом. Дети хором повторяют. - «Слушай учителя и точно выполняй все задания», «Будь внимательным», «Соблюдай тишину», дети озвучивают правила с опорой на эталоны в классе. -Похожи тем, что в обоих столбиках записи в строках составлены из один и тех же чисел, различаются действиями - в первом столбике-сложение, во втором-вычитание. -Дети выполняют пробное действие, предлагают разные варианты прочтения. - Мы пока не можем это сделать, у нас нет такого эталона, образца. - Мы не смогли прочитать запись, используя названия чисел при сложении. | - различать и называть эталоны формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); - соотносить форму предметов с геометрической формой-эталоном. - умение работать в парах. Самопроверка своих работ по эталону и знаковая фиксация результатов. Фиксация преодоления возникшего затруднения или фиксация его сохранения. Обсуждение имеющихся затруднений, проговаривание учащимися, тех правил, свойств, которые вызвали затруднение. |
III. Выявления места и причины затруднения. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Какое задание надо было выполнить? -Значит, что вы не знаете? | - Надо было прочитать математическую запись, используя названия чисел при сложении. - Мы не знаем, как называются числа при сложении. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - постановка и решение проблемы. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Какую же цель вы перед собой поставите? - Значит, какова тема нашего урока? -Какой шаг учебной деятельности мы выполнили? -Каков наш с вами следующий шаг? -Ребята, открывать новое знание мы будем с вами с помощью плана, который вы видите на экране. Здесь указаны действия, которые вы должны выполнить в строго определенном порядке. Готовы? План: 1. Разложить карточки белого цвета по порядку чисел. 2. Подумать над помощью Смайлика. 3. Разложить карточки голубого цвета по названию фигуры. 4. Составить образец (эталон). - Прежде, чем приступить к выполнению плана, давайте отдохнём. | - Узнать, как называются числа при сложении. -Название чисел при сложении. -Мы ответили на вопрос «Что я не знаю?» - Надо самим искать способ. | |
Физкультминутка | | Физкультминутка «Птицы». Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. Физкультминутка «Танцевальная». | Дети повторяют слова и выполняют движения. | Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке. Осуществлять профилактику утомления. |
V. Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение. | - Каков наш первый шаг по реализации плана? Кто его прочитает? - У каждого из вас на партах набор карточек белого цвета - разложите их перед собой (карточка со словом слагаемое разрезана на отдельные буквы, с обратной стороны расставлены по порядку числа от 1 до 9.) -Кто сможет предложить способ прочтения «рассыпанного» слова-названия числа при сложении? -Выполните это и узнайте название первого числа при сложении. - Какие правила вам надо соблюдать? - Каков наш второй шаг по плану? Я даю вам подсказку - второе число при сложении называется точно так же. - А это значит….? - Молодцы! На экране под записью 7+2=9, появляются названия компонентов действия сложения - СЛАГАЕМОЕ, СЛАГАЕМОЕ. -Все ли названия чисел мы узнали? - Переходим к третьему шагу нашего плана. Кто его прочитает? -Возьмите второй набор карточек голубого цвета, разложите их на столе. Что заметили? - Если вы умеете различать фигуры, то легко справитесь со вторым заданием: я буду называть фигуры в определенном порядке, а вы должны их в этом порядке разложить на парте слева направо, затем карточки перевернуть и прочитать слово. - На экране учитель дополняет эталон по новой теме словом сумма. - Итак, друзья, мы подошли к четвертому последнему шагу плана. - Как он звучит? Учитель на экране фиксирует названия компонент действий под записью примера: -Итак, ребята, мы смогли преодолеть наше затруднение? -Как называются числа при сложении? -Даю вам уточнение: первое при записи число слева направо - это первое слагаемое, второе при записи число слева направо - это второе слагаемое. - Что мы теперь должны сделать? | Анжелика читает вслух. Дети раскладывают их перед собой на парте, замечают, что есть буквы, есть записанные числа. -Надо расставить числа по порядку как в числовом ряду, перевернуть карточки и прочитать. Дети могут сказать, что пока не умеют читать либо знают не все буквы. Поэтому спрашиваю читающего ребенка (Анжелику, Инсара, Дениса) «Не выкрикивай с места!», «Если хочешь спросить, подними руку». Дети узнают слагаемое. - Денис читает вслух. - Значит, тоже слагаемое. -Нет, пока не знаем как называется ответ, результат при сложении. Читает Инсар: «Разложить карточки голубого цвета по названию фигуры». С одной стороны буквы, с другой – фигуры. Учащиеся выполняют задание и читают – сумма. Анжелика читает: «Составить образец». - Да. - Слагаемое, слагаемое, сумма. -Закрепить эти знания, потренироваться. | Регулятивные: - уметь планировать свою деятельность и действовать по плану. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Смотрим на экран задание №1. Давайте вместе прочитаем первую математическую запись в данном задании, используя названия чисел при сложении. -Вторую запись хором читает первый ряд, а второй ряд следит и слушает. -Третью запись читает второй ряд, первый ряд следит и слушает. -Ребята, далее в задании №2 математические записи расположены в трёх столбиках. Скажите, во всех ли столбиках вы сможете прочитать записи, используя наш новый эталон, образец? - Что нам делать? -Прочтите, пожалуйста, те записи, которые соответствуют новому эталону. Это задание предлагаю опять выполнить в паре - по очереди один из вас читает, другой слушает. Правила работы в паре мы с вами сегодня повторяли. По окончании работы дайте сигнал (поднятые вместе руки вверх). 2 + 2 4 + 2 9 – 2 0 + 2 6 + 2 7 – 2 - Друзья, поднимите руки те, у кого сосед не допустил ошибки при чтении? - А теперь поднимите руки те из вас, у кого сосед допускал ошибки. Вижу, что у некоторых ребят пока имеются затруднения при чтении данных записей. - Скажите, как настоящий ученик относится к затруднению? - Давайте встанем и выполним некоторые приемы сохранения спокойствия: -Глубокий вдох и медленный выдох (3-4 раза) -Хором: «Спокойно, всё хорошо. Всё хорошо. У меня всё получится» -«Бумажный ком». Обучающиеся могут смять бумагу и «выбросить» плохое настроение, неудачу в ведро. Для этого есть специальное место для эмоциональной разгрузки. Либо просто выполнить предлагаемое упражнение. - Садимся, ребята. Мы спокойны и продолжаем работу дальше. Итак, вы узнали названия чисел при сложении и потренировались в их чтении. Настало время каждому из вас поработать самостоятельно. - Перед работой в тетради на печатной основе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику | Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6. Первый ряд читает: «Первое слагаемое 3, второе слагаемое 1, сумма 4». Первое слагаемое 5, второе слагаемое 1, сумма 6. - Нет, в 3 столбике другое действие - вычитание, мы не знаем, как называются числа при вычитании. - Будем учится на следующем уроки читать числа с минусом. Дети обращают внимание на правила. - Поднимают руку (справились: Инсар, Анжелика, Сергей, Денис, Максим, Андрей, Марина). - Поднимают руку (не справились: Даша, Ярослав, Богдан). Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом. - Он относится спокойно, желает себе удачи и преодолевает свое затруднение. - У каждого в руке лист бумаги форматом А-4, по команде все превращают ее двумя руками в «комок», с которым выполняют упражнения: подбрасывают и ловят, подбрасывают и ловят после поворота вокруг себя, в парах одновременно перебрасывают «комки» через парту друг другу и стараются поймать. Выполняют пальчиковую гимнастику «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где, ты, был…» | Регулятивные: - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Применение нового знание в типовых заданиях. | -В печатной рабочей тетради на с. 32 каждый сам выполняет задание № 1. (Подчеркни равенства, в которых пропущены слагаемые. Вычисли.) 6 + … = 7 8 = 7 + … 3 + 2 = … 5 + 1 = … 6 = 5 + … 3 + 1 = … … + 2 = 6 7 = 5 + … 7 + … = 9 -Давайте проверим ваши результаты. (Открываю половину доски, на которой записаны образцы записей 1, 2 , 3 столбиков) 1 столбик 2 столбик 3 столбик 6 + 1 = 7 8 = 7 + 1 7 +2 = 9 4 + 2 = 6 6 = 5 + 1 7 = 5 + 2 -Кто допустил ошибки? Задайте вопрос о том, что осталось непонятным. -Кто выполнил задание без ошибок? -Сделайте вывод те, у кого работа без ошибок. -Сделайте вывод те, кто допустил ошибки. | Дети сверяют образец со своей работой, отмечают знаком «+» все совпадения, знаком «-» - те места, где результат не совпал. Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом. Ошибки допустили: Даша, Ярослав, Богдан, Инсар, Максим. Без ошибок задание выполнили: Денис, Сергей, Анжелика, Марина, Андрей. - Я запомнил названия чисел при сложении и умею их различать. - Мне еще надо потренироваться. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Уметь работать по коллективно составленному плану. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | Выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание. | -Ребята, как вы думаете, зачем мы узнали названия чисел при сложении? Может было бы обойтись без них? Ведь мы же знаем названия чисел (один, два, три..) -У каждого из вас есть свое имя (прошу некоторых назвать свои имена), вас в классе много. Всегда ли я обращаюсь к вам по именам? - А как еще я к вам обращаюсь? -В каких случаях я к вам обращаюсь одним общим словом-названием? -Верно! Вот и в математике для чисел есть общие правила. А чтобы общие математические правила легко было сформулировать (рассказать) и запомнить - надо знать названия чисел при сложении. -Найдите в учебнике на с. 86 задачу 3. - Каково условие задачи? Прошу Анжелику прочитать только условие задачи. - Кто озвучит вопрос задачи? - У кого готов ответ? - Как вы это узнали? -Кто запишет решение задачи на доске? - Поднимите руку те, кто согласен с записью решения. Кто не согласен? (если такие есть в классе). Почему? - Как вы думаете: записанное на доске решение задачи можно прочитать, используя названия чисел, которые мы сегодня с вами узнали на уроке? Почему? Прочитайте! -Ребята, мы с вами убедились в том, что при решении задач часто используется действие «сложение», а значит, читать запись решения задачи мы теперь с вами умеем математически грамотным и точным языком с использованием новых слов-названий чисел при сложении. | Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Дети называют свои имена. - Нет. - Мальчики, девочки, дети, ребята. - Когда хотите что-то сказать нам для всех одно и то же, что должны делать все. Задачу читают хорошо читающие дети, так как у большинства обучающихся логопедические проблемы. Анжелика читает условие задачи: «У Васи было 6 книг. Ему подарили еще 2 книги». Денис читает вопрос задачи: «Сколько книг стало у Васи?» - У Васи стало 8 книг. - Мы к 6 добавили 2 и получили 8. Сергей пишет на доске: 6+2=8. Дети отвечаю на вопросы. Дети читают: первое слагаемое 6, второе слагаемое 2, сумма 8. Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом. | Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя. |
IX. Рефлексия учебной деятельности. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | -Какую цель мы с вами сегодня перед собой ставили? -Достигли ли вы цели? Докажите. -Скажите, как называются числа при сложении? -Какие правила нам помогали открывать новое знание? -Возьмите «Дорожку успеха» и цветные карандаши (зеленый, красный, жёлтый) и оцените себя в работе над каждым заданием. Сравните свою отметку с предыдущими отметками (для сравнения берется «Дорожка успеха» с прошлых уроков). -Поднимите руки те, у кого красного (жёлтого) цвета больше? Почему? - Какое задание сегодня не удалось выполнить? Поставьте себе свою собственную цель. -У кого больше (или все кружочки) зеленого цвета? -Какое задание удалось сегодня выполнить? Над каким правилом предстоит еще трудиться? Сделайте вывод. -Спасибо всем за работу! | - Узнать, как называются числа при сложении. - Да, мы достигли цели, так как у нас есть образец (эталон - сложное для моих детей слово). - Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. - «Правила работы на уроке», «Работа в паре». - Дети закрашивают кружочки в «Дорожке успехе» соответствующим цветом. Каждый день разного цвета. Одинаковые цвета. Зеленого (красного, жёлтого) больше или меньше. Поднимают руку, объясняют, какое задание не удалось выполнить. - Больше тренироваться. Быть внимательным. | Регулятивные: - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности. Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования. Личностные: - выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников Самопроверка своих работ по эталону и знаковая фиксация результатов. Фиксация преодоления возникшего затруднения или фиксация его сохранения. Обсуждение имеющихся затруднений, проговаривание учащимися, тех правил, свойств, которые вызвали затруднение. |
1. «Мы делили апельсин»
2. «Пальчик-мальчик, где ты был?»
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.