ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРАНТ»
Выступление на педсовете
«Слагаемые работы учителя
по повышению качества знаний»
Подготовила:
учитель
английского языка
Лукашова И.А.
2015-2016 учебный год
СЛАГАЕМЫЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
В течение всего периода своей работы для учителя, особенно важно добиваться высокой успеваемости, повышения качества знаний обучающихся. Надо учить всех и учить хорошо.
Ведь одной из главных задач средней общеобразовательной школы является обеспечение обучающихся глубокими и прочными знаниями, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике.
Учитель призван постоянно заботиться о повышении качества знаний и развития познавательной активности обучающихся. Учителю следует развивать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться повышения качества обучения, прививать обучающимся навыки самообразования.
Задачи повышения качества знаний.
Учитель может сделать очень многое для того, чтобы пробудить познавательный интерес, любовь к знаниям и обеспечить высокое качество обучения. Его повседневное внимание, требовательность и контроль за ходом учебной работы - важные условия повышения успеваемости.
Рассмотрим конкретные задачи учителя по повышению качества знаний.
воспитание сознательного и ответственного отношения к учебе;
формирование мотивации и проявление заинтересованности обучающихся к изучаемому предмету;
развитие познавательного интереса и любви к знаниям;
возможность почувствовать радость учебы и поверить в свои силы и способности;
научить каждого ученика учиться, помочь выработать такие качества, как настойчивость и сосредоточенность в учебе, умение преодолевать трудности в учении, навыки осмысленного чтения и самостоятельной работы с книгой или любым источником информации
приучение к режиму: правильное выполнение домашних заданий значительно повышают эффективность обучения, систематический контроль за соблюдением режима и оказание помощи в его выполнении оказывают серьезное влияние на повышение успеваемости, приучают к организованности и аккуратности в учебной работе.
Т.о. чтобы повысить качество знаний по английскому языку и предотвратить неуспеваемость, учителю необходимо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках, организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов и пересмотреть организацию учебного процесса, чтобы развить у школьников внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению.
Для активизации деятельности обучающихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка я стараюсь использовать разнообразные формы и методы работы:
В первую очередь использую на уроках игры, ситуативные беседы. Формы ролевой игры на уроках различны. Ролевая игра- это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Это форма обучения диалогическому общению. Роли носят условный характер (представь, что ты врач, продавец, репортер и т.д.)

Провожу игры - соревнования, в которых с удовольствием играют все обучающиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов, слов на определённые звуки и т.д.)

Эффективна игра с мячом, которая проводится в оптимальном темпе и помогает обучающимся в закреплении слов. При многократном повторении ученики довольно быстро их запоминают.
Для закрепления грамматического и лексического материала использую речевые зарядки, которые проводят сами ученики. Темп речи постепенно увеличивается. При хорошей устной отработке учебного материала в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, пересказывании и других видах работ.
Используются опорные карточки, подстановочные упражнения, таблицы и т.д.

Для работы с грамматическим материалом использую грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Перед выполнением устных или письменных работ грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с начального этапа изучения иностранному языку дети приучены работать со схемами. С помощью схем выполняется работа над ошибками.
На занятиях часто использую инновационную технологию «Синквейн».
Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»), в которых обобщена информация по изученной теме.
Синквейны не только помогают проверить материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также синквейн - это отличный контроллер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы.
Цель данной технологии: добиться более глубокого осмысления темы, контроль и выявление степени усвоения учебного материала
Пошаговое описание метода:
Каждому ученику дается 4 - 5 минут, чтобы написать синквейн. Затем он поворачивается к партнеру и из двух синквейнов они составляют один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Правила написания синквейна
Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Для развития памяти запоминания лексики, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком». Первый ученик называет слово, второй - повторяет это слово и называет свое. Последний ученик повторяет слова всего сказанного. Ученики начальной школы с успехом справляются с таким заданием. Такие задания можно провести при составлении рассказа.
Для развития коммуникативных способностей использую песни, стихи и рифмовки. Они выполняют не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащают духовный мир ребенка, расширяют его словарный запас, помогают лучше усвоить лексический и грамматический материал.
При изучении новой лексики по теме применяю следующие методы:
кроссворд;
составление истории по картинкам;
игры: «Половина кроссворда», «Цепочка», «Правда - ложь», «Соедини две части», «Повторяй за мной», игра «Поймай звук» (для совершенствования навыков аудирования) и другие.
На уроках английского считаю важным использование здоровьесберегающих технологий. Это физминутка - зарядка с использованием различного рода движений. Физминутки на уроках необходимы в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения.
Физминутки на уроках английского языка обеспечивают активный отдых обучающихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и работоспособности, развитию мелкой моторики, активизации лексического, грамматического материала по темам, согласно программе по английскому языку. На средней и старшей ступенях обучения для разрядки используются считалки - фонетические, лексические и грамматические, которые способствуют облегчению усвоения фонетических и грамматических правил.

Что касается успеваемости обучающихся по английскому языку по итогам первого полугодия 2015-2016 учебного года, то результат имеет следующие показатели.
Всего английскому языку обучается 86 человек (с 3 по 9 класс). В первой четверти качество знаний по предмету «Английский язык» составило 29%, во второй четверти - 31%. Неуспеваемость в первой четверти – 6%, во второй – 2%. В первой четверти «2» по предмету имеют следующие обучающиеся:
Зыбалов Ш., Чеканова Л. (3 класс);
Чубов В. (8-а класс);
Щербаков В. (8-б класс)
Череповский А. (9 класс).
Причина неуспеваемости - регулярная неподготовленность учеников к урокам (отсутствие тетрадей, домашних заданий письменного и устного характера), как следствие низкая доля активности на уроках. Чтобы избежать снижения успеваемости у данных учеников, были проведены неоднократные беседы как с самими обучающимися, так и с воспитателями, классными руководителями и родителями. Были предложены дополнительные задания для исправления текущих отметок. Задания не были выполнены, контроля со стороны родителей не было, что привело к «2» за 1 четверть. Во 2 четверти ситуация изменилась в положительную сторону. Воспитатели усилили контроль, ученики приходили подготовленными к уроку, выполняли требования учителя. За вторую четверть не аттестованы ученики 3 класса Зыбалов Ш. и Чеканова Л.
Результат успеваемости обучающихся по итогам первого полугодия 2015-2016 учебного года (3-5, 7-9 классы)
![]()
Рис.1
Результат успеваемости обучающихся по итогам первого полугодия 2015-2016 учебного года (10-11 классы)
Всего в 10-11 классе обучаются 7 обучающихся. Успеваемость в этих классах 100%, процент качества знаний составляет 57%. По сравнению с предыдущим учебным годом снизился % качества знаний.
![]()
Рис.2
В общем, состояние преподавания английского языка можно признать удовлетворительным. Качество знаний стабильное. Но анализ состояния преподавания английского языка показал, что имеют место несколько важных проблемных моментов. Четко обозначив круг проблем, можно принять следующую стратегию их преодоления:
оптимизировать систему индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися;
усилить работу с сильными обучающимися по предмету и заинтересовать их участием в конкурсах и олимпиадах. Проводить с ними работу по подготовке к различного рода мероприятиям;
более тесно взаимодействовать с родителями, информировать их о программах обучения, достижениях сильных и пробелах слабоуспевающих обучающихся;
продолжить практику взаимопосещений уроков. Более активно использовать опыт коллег, использовать наработки к урокам. При выставлении отметок учитывать нормативные требования;
обсудить проблемы поддержания надлежащего порядка на уроках и дисциплины;
продолжить работу над самообразованием;
наряду с традиционными, активно использовать современные приемы и методы обучения;
внедрять электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательный процесс.
Решение вышеуказанных проблем позволит повысить качество преподавания и проведения уроков, оптимизировать взаимодействия учителя и обучающихся, учителя и администрации, что обеспечит более высокие достижения наших учеников, их личностный рост.
Список литературы:
Измайлова Е.В. Песни и стихи на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.- 2005, № 3.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989
Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.- метод. пособие /Сост. В.В. Копылова.-ООО «Издательство Астрель», 2004.
Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1993.
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение,2000.
Интернет-ресурсы:
www.pedsovet.ru. Сообщество взаимопомощи учителей.
www.festival.1september.ru. Фестиваль полезных идей «Открытый урок».
www.nsportal.ru. Социальная сеть работников образования.
http://multiurok.ru Сайт для учителей.
http://kopilkaurokov Сайт для учителей.