СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сленг как социальное явление

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В речи молодёжи достаточно часто можно встретить сленг. 

Просмотр содержимого документа
«Сленг как социальное явление»

Сленг как социальное явление.

В философии ХХ века коренным образом меняется отношение к языку: из простого средства отражения и коммуникации (как воспринимался язык в предыдущие эпохи) язык превращается в главный смыслообразующий фактор, полностью определяющий человеческое мышление и поведение. Это изменение отношения к языку, получившее в философии название «лингвистический поворот», связано с именами выдающихся философов ХХ века М.Хайдеггера и Л.Витгенштейна. Немецкий философ М.Хайдеггер называл язык «домом бытия», в котором живет человечество. Л.Витгенштейн, разработавший теорию языковых игр, воспринимал язык как форму социльной практики, а не как безличное отражение реальности. Философ строит деятельностную и социальную концепцию языка, называя язык «формой жизни». Если мы вслед за великим философом будем рассматривать язык как «форму жизни», то для нас вполне закономерным будет следующий вывод: уровень владения человека речью во многом определяет не только его духовные качества, но и его социальные роли. Отсюда, конечно, очень важно, как говорит человек.

В связи с этим весьма интересно рассмотреть такое явление, как молодежный сленг. Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает: речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку; вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка. Даже по этим определениям видно, что термин сленг в современном языкознании до конца не определен. В современной лингвистике не существует единого мнения по определению и соотношению понятий «жаргон» и «сленг». Для англоязычного языкознания характерно разграничение понятий «жаргон» и «сленг». В англоязычной лингвистике принято использовать термин «сленг» для обозначения некодифицированного языка. В настоящее время в словарях встречается как минимум два основных толкования слова «сленг». Во-первых, особая речь подгрупп или субкультур общества, и, во-вторых, лексика широкого употребления для неформального общения.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы показать историко-социальный характер такого явления, как молодежный сленг.

В наш стремительный ХХI век все больше в речь молодежи проникает сленг, который активно пополняется и словами из других языков, и словами из профессиональной лексики (речь компьютерщиков), и, к сожалению, словами из арго (воровской жаргон). Безусловно, во многом этот процесс является вполне закономерным: молодежь как наиболее мобильная часть общества быстрее реагирует на те перемены, которые происходят в обществе, в том числе и в языке.

Вследствие того что носители молодежного сленга составляют многочисленную и социально активную часть структуры современного общества, сленгизмы проникают и в другие подсистемы русского языка, в частности в просторечие, устную разновидность литературного языка, публицистику. Молодёжь, используя в своей речи сленговые слова и выражения, становится главным носителем молодёжного сленга, тем самым она возводит сленг в составляющий элемент культуры. Молодёжный сленг получил большое распространение не только в печатных средствах массовой информации, но и в электронных: на телевидении и в Интернете. Если раньше сленговые слова и выражения можно было встретить только в таких молодёжных изданиях, как, например, «Птюч» (молодёжный журнал), «Молодёжная газета», «Бумеранг», «Rock-Фуз» (СПб музыкальная газета), то теперь этими словами «пестрит» пресса, адресованная широкому кругу читателей различных возрастов; сленговые слова звучат по телевидению, а также употребляются в Интернете, особенно в молодежных чатах и на молодежных сайтах.

В чем же причины такого бурного развития молодежного сленга? На мой взгляд, бурное развитие молодежного сленга в конце ХХ - начале ХХ1 века связано с несколькими причинами: во-первых, это развитие информационных технологий, так называемых средств мульти-медиа, интернет-технологий (новые слова и выражения благодаря новым информационным технологиям становятся весьма популярными в считанные дни), а также это существовавшее всегда желание молодежи дистанциировать себя от старшего поколения, в том числе и с помощью языка. Немалую роль в распространении сленга в нашей стране сыграли и те социальные изменения, которые произошли в жизни страны: в молодежном сленге отразились все те изменения, которые произошли в жизни общества - снятие запретов, цензуры, все большое проникновение в язык англоязычной лексики.

Сленг - явление очень динамичное. Со сменой одного модного явления другим - старые слова забываются, им на смену приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в молодежном сленге лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового прогресса появилось и кануло в лету невероятное количество слов. Идет процесс смены поколений, и те слова, которые казались модными и смешными пять-семь лет назад, сейчас выглядят устаревшими. Меняется мода, тенденции в обществе, некоторые слова просто перестают отражать действительность.

И как уже отмечалось, очень активно сленг распространяется через средства массовой информации. Сегодня на музыкальных каналах «MTV» и «МузТВ» очень часто из уст ведущих можно услышать современный молодёжный сленг: круто (отлично, неординарно), отстой (неудача, невезение), беспонтово (странно, абсурдно), расколбас (веселье, активный отдых на дискотеке), продвинутый (человек, знающий что -то лучше других). В основном данная лексика используется для характеристики новых клипов и песен. Телевидение является мощным каналом распространения сленга, об этом свидетельствуют слова, заимствованные молодёжью из различных телепередач, реалити-шоу, молодёжных телесериалов.

Сленговые слова и выражения можно встретить не только на молодёжных, но и на общественных телевизионных каналах, в различных развлекательных передачах. Молодёжный сленг очень распространен в различной телевизионной и радиорекламе: «Не тормози, сни- керсни!»; эти сленговые каламбуры затем используются в повседневной речи. В данном случае выражение может быть использовано для приглашения своих сверстников на обеденный перерыв. Широкое употребление молодёжного сленга в рекламе является успешной маркетинговой стратегией. Убедить покупать ту или иную продукцию легче, если это убеждение прозвучит на «родном» языке молодёжи, т.е. на молодёжном сленге. Всё чаще в речи можно услышать так называемые бриколажи: цитата из рекламы либо из фильма вставляется в собственное высказывание. В сочетании с молодёжным сленгом это звучит особенно привлекательно. Широкое употребление молодёжной сленговой лексики характерно для большинства молодёжных телевизионных проектов, к которым относятся ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ. Участниками этих проектов являются молодые люди. Находясь в «своём» окружении (в окружении сверстников), они зачастую говорят именно на молодёжном сленге.

ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ

В молодёжных Интернет чатах встречаются сообщения, состоящие только из одних сленговых слов.

Главное в этом языковом явлении - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского - шузы, бэг, мэн, хаер; из немецкого - копф; из французского - шершерить - искать.) из разных диалектов (ухайдокать), из уголовного языка (круто, , беспредел).

В ходе подготовки выступления к конференции нами было проведено анкетирование среди учеников школы. Было проанкетировано 40 ребят. В предложенную анкету входили следующие вопросы:

• используете ли вы в своей речи сленг;

• если да, то какие слова вы используете чаще всего;

• ваше отношение к сленгу (положительное, нейтральное, отрицательное);

• как вы считаете, нужно ли бороться со сленгом;

• если да, то каким образом;

• по вашему мнению распространение сленга в языке является неизбежным явлением.

По данным опроса выявилось, что 96% респондентов используют в своей речи сленг. У более половины опрошенных (65%) отношение к сленгу положительное. 94% опрошенных считают, что распространение сленга в языке неизбежно. Чаще всего используются такие сленгизмы, как не айс, не тормози и, к сожалению, первое место заняло слово, ассоциирующееся с обсценной лексикой - пипец.

Можно согласиться с опрошенными в том, что сленг будет присутствовать в нашей жизни всегда, так как всегда будет существовать стремление молодежи выделиться, обозначить свое поколение с помощью каких-то особых слов. Но, признавая существование молодежного сленга как естественного явления языка, мы должны помнить о том, что сленг в то же время не должен разрушать сам язык, культуру. И если проникновение в лексику ряда слов вполне естественно, то, на мой взгляд, крайне нежелательно проникновение в молодежный сленг различных жаргонизмов (прежде всего, арго), обсценной лексики. И вероятно, здесь и нужна определенная цензура в средствах массовой информации. И безусловно, необходимо формировать сознательное отношение молодежи к языку, и в этом может сыграть огромную роль преподавание родного языка в школах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!