СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слитное и раздельное написание не с именами существительными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Слитное и раздельное написание не с именами существительными»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»









Открытый урок

на тему:

«Слитное и раздельное написание не с именами существительными»

6 класс















Урок подготовила:  учитель русского языка и литературы Абдурахманова Р.Р.

Махачкала

Директор МБОУ «СОШ№41» Сайпуллаева З. И.













Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: развитие способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Содержательная: формирование новых знаний о существительных, видах существительных.

Планируемые результаты:

Личностные:

•         создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

•         работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

•         формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД

•         учить соблюдению правил работы в группах,  учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

 Познавательные УУД

·       развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Предметные: формировать умение различать правописание не с существительными.

Обучающийся научится различать слитное и раздельное написание не с существительными

Обучающийся получит возможность научиться распознавать в предложении слова с не-, составлять предложения, используя слова не с существитльными и находить такие предложения в текстах художественных произведений. 

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки видов дополнения, эталоны для самопроверки.

Оборудование: 1.Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки, словарь Ожегова,

Планируемые результаты: знание условий выбора слитного и раздельного написания не с существительными; уметь различить не - приставку, не - часть корня, не - частицу; обосновывать слитное и раздельное написание не с существительными; графически обозначать условия выбора; объяснять значение слов с помощью синонимов с приставкой НЕ.


Ход урока:

  1. Мотивация (1-2) минуты

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает правил.

А.П. Сумароков

Проверка домашнего задания:

  1. Базовая

  2. Карточка

  3. Творческая для «умников»

Д/з проверяем по эталонам

(эталоны учитель заранее подготовил)

1) Задание продуктивного уровня (воспроизведение знаний и умений)
Задание выполняется на доске. 
Упражнение № 283. Подберите и запишите существительные обозначающие состояние, настроение , чувтва человека (радость, восторг, огорчение).Определите 
их род и склнение(взаимопроверка).

Учитель-Поднимите руки те, кто выполнил упражнение №283 без ошибок, а кто испытывал трудности

Сделать такое же задание (парно или в группе)

  1. Задание продуктивного уровня(применение знаний и умений. Исправьте, где есть ошибки. (Раздаются карточки с текстом с ошибками. Учащиеся выступают в роли корректора. Далее предлагают исправленные варианты учащимся, выполнявшим задание А,

Учитель: Прочитайте предложенные предложения, объясните написание выделенных слов.

А)Врагу некланяйся, для друга жизни не жалей.

Б)Неимей сто рублей, а имей сто друзей.

В)Крепкую дружбу и топором неразрубишь.

Г)Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый – за них его не навидит.

Учитель: поднимите руки, кто выполнял домашнее задание по карточке. Объясните, где вы сделали ошибки и почему?

Ученики отвечают.

Выполнение работы над ошибками.




  1. Написать сказку на тему «Имя существительное»

(после прослушивания сказки в группе, ребята выбирают лучшее и зачитывают в классе

Учитель: оцените данные сказки. Зачитайте лучшее.

Вывод делают ученики.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений

Учитель: На каком уровне усвоили домашнее задание?

Ученики: на удовлетворительном

Учитель: -У вас на партах лежит карточка самооценки. Вы в течении урока оцениваете себя. И оценки записываете в эту карточку. (№ задания,упражнения писать не надо)

3. Выявление места и причины затруднения.

Ребята, выполните следующее задание. Такое задание уже выполняли ребята дома по карточке.

Кто в нраве крут, тот никому (не)друг.

Не бросай друга в (не)счастье.

Дорог (не)подарок, дорога любовь.

Когда горшок кипит, то и в друзьях нет (не)достатка.

Он был мне вовсе (не)враг.

Учитель:

 - Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

- Почему возникли эти трудности?

Ученики:

-Не знаем, как писать существительные с НЕ.

Учитель:

-Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока.

4.Построение проекта выхода из затруднений.

Учитель: Какова цель нашей дальнейшей работы?

Ученик ставит перед собой 3 цели:

  1. Усвоение правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными;

  2. Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.

  3. Использование слов с не - в своей речи?

Учитель: какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Методы:

Наблюдение Работа с учебником

5. Реализация построенного проекта

Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.

  1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» - про дождик говорит на ниве камень лежа.

Учитель: что вы можете сказать? Какие наблюдения вы сделали?

Ученики: Если слова, не употребляются без Не – (Не – часть корня).

Если, слова употребляются без Не – приставка.

Сделать вывод

Учитель: - Прочитайте параграф 51. Правильно ли мы открыли новые знания. Что вы узнали из параграфа?

Ученик: мы правильно сделали вывод. И ещё:

Если, слова с Не пишем раздельно – частица.

Учитель: объединитесь в группы. Составьте алгоритм.

Каждая группа представляет свой алгоритм.

Алгоритм написания не с существительными.

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А) если не употребляется, то пиши слитно;

Б) если употребляется, то…

2) проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

А) если есть противопоставление, пиши раздельно;

Б) если нет , то…

3) замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А) если можно заменить, пиши слитно

б)если нельзя заменить, пиши раздельно.


Учитель: на доске записаны слова:

(не)друг

(не)счастье

(не)подарок

(не)достатка

(не)враг

Учитель: закрепите алгоритм.

- Вы можете определить ошибку? Объяснить ту ошибку, которую допустили в начале урока?

Ученик: Можем.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .

1 упражнение (фронтально):

Нужно отгадать загадки

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться, 
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)

3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)

4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету, 
Небо синее как будто,
Называюсь … (Незабудка)

2 упражнение (в группах):

Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.

Замените слова с не синонимами без не, подобрав их из слов для справок.

Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.

3 упражнение (в парах):

В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки

  1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.

  2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

  3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

  4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

  5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.

Исправляют, потом отвечают, ответы обосновывают.

Эталоны с правильными ответами на слайде.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выполняется письменно (индивидуально)

(это задание оценивается)

Карточка № 3. Не с существительными.

Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.


Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.


8. Повторение.

- Что нового мы узнали на уроке?

Учитель: - Вы ещё допускаете ошибки.

Давайте поиграем и повторим всё то, о чём мы с вами сегодня говорили?

3)Игра «Отгадай слово». Отгадка – существительное с не.

 Низкий урожай-

Отсутствие внимания-

Недостаток организованности-

Отсутствие самостоятельности-

Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств-

Слабое здоровье-

Невоспитанный человек-

Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков –

Недоучившийся, малограмотный человек-

Проверка ( слова на слайде)

Неурожай, невнимательность, неорганизованность, несамостоятельность , несчастье, нездоровье, невежа,неблагозвучие,недоучка,

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Чему был посвящён урок?

- В чём суть правописания не с существительными?

Домашнеее задание я предлагаю на выбор:

  1. задание

Запишите синонимы с НЕ:

Горе, ложь, плохое знание чего-либо, беспорядок, болезнь, отсутствие образования.

Придумайте с ними предложения.

  1. задание

Спишите, раскрыв скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Кругла а (не) мес..ц зелена а (не) дубрава с хвостиком не мыш(?). 2. Друг познаё..ся в(не)счастье. 3. (Не)топор тешет а плотник. 4. (Не)воин а со шпорами (не)караульщик а кричит. 5. Люди пишут (не)пером а умом. 6.

Ученье в счасть.. украшает а при (не)счасть.. – утешает. 7. (Не)ножа бойся а языка. 8. (Не) куст а с листочками (не)рубашка а сшита (не)человек а рассказывает.

  1. задание

Придумайте сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!