СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями

Цели:

  • знакомство учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;

  • закрепление пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора;

  • развитие орфографических умений и навыков.

Задачи:
1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;
2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;
3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для темы урока.

II. Постановка цели и задач урока.

(Учитель проецирует текс стихотворения на экран, по мере ответов учеников выделяет цветом или другим способом частицу не.)

Вечно ворчит

На служанку хозяйка:

Плохо погладила

Платье,лентяйка.

Окна не вымыты,

Пол не натерт,

Ложка пропала,

Не выпечен торт,

Дня не проходит

Без новой придирки

  • Прочитайте стихотворение, найдите в нем причастия , определите их роль в тексте.

  • Найдите слова с не,скажите,какие это части речи,сделайте вывод, почему все они пишутся с не раздельно.

  • А если бы употребленные в стихотворении краткие причастия превратились в полные,их правописание осталось бы таким же или изменилось бы?

Вспомните правило

III Фронтальная поисковая беседа

  • Как пишутся глаголы с не? Привидите примеры

  • Как пишутся с не прилагательные? Привидите примеры

  • Почему мы сравниваем правописание с не именно с этими частями речи

VI. Объяснение нового материала.

- Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями?

Запись на интерактивной доске:

Ощибка не замечена Негодующий взгляд

Не замеченная, а пропущенная ощибка Незамеченная ошибка

Не замеченная учеником ошибка

Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется раздельно с краткими причастиями, если есть противопоставление с союзом А, если есть зависимое слово. Не пишется слитно с причастиями, которые без НЕ не употребляются, если причастие не имеет зависимых слов)

- Откройте учебники . Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.

- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?

- Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.



Слитно

Раздельно

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)


1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

2.С краткими причастиями (не прочитана книга)

3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)

4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)




V.Закрепление материала.

1. Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:

Запись на интерактивной доске:

(Не)замерзшие цветы;(не)написанная художником картина; (не)построенная вовремя пристань;(не)заказанная в библиотеке книга;(не)засеянное поле;(не)совершенный моим другом поступок;задание (не)выполнено;(не)звеневший никогда колокольчик.

(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)

2. Цифровой диктант

- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

 Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

- Проверьте себя по ключу.

Запись на интерактивной доске

Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

-Поставьте себе оценку.

VI.Подведение итогов урока

- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?

- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?

VI I. Рефлексия

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?

  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

  • Что для меня самым полезным было на уроке?

  • Что на уроке для меня было трудным?

  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Домашнее задание.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!