Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями
Цели:
знакомство учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
закрепление пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора;
развитие орфографических умений и навыков.
Задачи:
1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;
2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;
3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для темы урока.
II. Постановка цели и задач урока.
(Учитель проецирует текс стихотворения на экран, по мере ответов учеников выделяет цветом или другим способом частицу не.)
Вечно ворчит
На служанку хозяйка:
Плохо погладила
Платье,лентяйка.
Окна не вымыты,
Пол не натерт,
Ложка пропала,
Не выпечен торт,
Дня не проходит
Без новой придирки
Прочитайте стихотворение, найдите в нем причастия , определите их роль в тексте.
Найдите слова с не,скажите,какие это части речи,сделайте вывод, почему все они пишутся с не раздельно.
А если бы употребленные в стихотворении краткие причастия превратились в полные,их правописание осталось бы таким же или изменилось бы?
Вспомните правило
III Фронтальная поисковая беседа
Как пишутся глаголы с не? Привидите примеры
Как пишутся с не прилагательные? Привидите примеры
Почему мы сравниваем правописание с не именно с этими частями речи
VI. Объяснение нового материала.
- Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями?
Запись на интерактивной доске:
Ощибка не замечена Негодующий взгляд |
Не замеченная, а пропущенная ощибка Незамеченная ошибка |
Не замеченная учеником ошибка |
Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется раздельно с краткими причастиями, если есть противопоставление с союзом А, если есть зависимое слово. Не пишется слитно с причастиями, которые без НЕ не употребляются, если причастие не имеет зависимых слов)
- Откройте учебники . Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.
- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?
- Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.
Слитно | Раздельно |
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ) | 1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа) |
V.Закрепление материала.
1. Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:
Запись на интерактивной доске:
(Не)замерзшие цветы;(не)написанная художником картина; (не)построенная вовремя пристань;(не)заказанная в библиотеке книга;(не)засеянное поле;(не)совершенный моим другом поступок;задание (не)выполнено;(не)звеневший никогда колокольчик.
(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)
2. Цифровой диктант
- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
- Проверьте себя по ключу.
Запись на интерактивной доске
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
-Поставьте себе оценку.
VI.Подведение итогов урока
- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
VI I. Рефлексия
Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
Доволен ты своим результатом или нет и почему?
Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Домашнее задание.