СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова, близкие по значению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слова, близкие по значению»

Открытый урок русского языка во 2 классе


Дата проведения: 03.03

Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Цель: знакомство с понятием «синонимы».

Задачи: 1. Показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам.

2. Расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения:

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Методы, приемы: проблемно-поисковый,


Планируемые результаты :

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить слова-синонимы в тексте;

- работать со словарем;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные:

Уметь анализировать объекты

Выделять общие признаки

Формулировать понятие

Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

Обобщать

Искать  информацию в словаре синонимов.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), разноцветные карточки, шапочки-карточки со словами.


Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной “ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!

(Говорим весело: Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)

Потянулись, ручками помахали солнышку!

Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными...
Не замерзли, детки?

(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)–Потерли щечки, ручки, ушки!

Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!

(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)

- Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.

- Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме.

- Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

1.Прочитайте отрывок из стихотворения

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

- Где вы были?

- У Лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!

Найдите омонимы (норка). Почему так решили? (норка-это домик, Норка-животное. Слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное, лисички - грибы).


( Слайд1)

2. На доске буквы: у д т р

- Назовите буквы. Запишите.

- Попробуем составить слово:

- Какое слово получилось? (Труд)

- Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)

- Как проверить парную согласную? ( правило)

- Какие пословицы о труде вы знаете?

III. Выявление места и причины затруднения

1. Подберите к слову труд слово, близкое по значению (работа)

2. Создание проблемной ситуации

Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот».(слайд 2)

- Что сказала сорока?

(слайд3) умный – толковый

любезно-вежливо – это слова близкие по значению

- Как называются такие слова? (синонимы)


IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(слайд4)

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)

- Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователями.

- (слайд 5) Давайте поставим задачи, которые будем решать на уроке. (учиться отличать слова-синонимы, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов)

V. Реализация построенного проекта.

1.Игра «Кто больше»

-Подберите как можно больше слов близких по значению к слову идти.

2.Упр.36 с.27 (Слайд 6)

Девочки прочитайте, слова Ани.

- Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)

- Где можно встретить слова: горница, светлица, каморка? ( В сказках)

- Словарь даёт следующее толкование этих слов: светлица – светлая парадная комната в доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая комната, чулан).

- Девочки, докажите, что Аня выполнила задание правильно.

- Мальчики, прав ли Ваня? (да, так как все слова обозначают действие – кого-то звать)

- Какие слова мы чаще произносим в своей речи? (звать, кричать)

- Что значит кликать? (громко звать).


3. Вывод: как называются такие слова? (синонимы).

Вы наверное заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками значений.

Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре синонимов. (слайд 7)


Физкультминутка

Не боимся мы пороши –

Ловим снег (хлопок в ладоши)

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам! (показывают)

Мы шагаем по сугробам, (ходьба на месте)

По сугробам крутолобым.

Поднимаю выше ногу, (поднимают ноги выше)

Проложу себе дорогу!

Я мороза не боюсь, (показывают)

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос. (показывают)

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями)


VI. Первичное закрепление с проговариванием.

1. Игра «Найди пару» (раздаются учителем карточки со словами, дети должны найти к своему слову, слово-синоним и встать парами)

Слова: воин, крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.


2. Игра «Доскажи словечко» (работа в парах), подобрать синонимы.


1 группа

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ....(шофер - водитель)


2 группа

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям .... (друг – приятель)




3 группа

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост... (солдат – воин)


4 группа

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)


5 группа

Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)


6 группа

Саша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет ...(пилотом – лётчиком)


7 группа

Весёлый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается…(кругом, вокруг)


8 группа

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно … (простудиться, заболеть)

3. Какое время года за окном?

Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенность своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу. Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова - синонимы, данные в скобках.

(слайд 8) Зимний лес.

  Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).

VII. Самостоятельная работа

Запишите слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика. (слайд 9)

Цветок наряд

Платье добрый

Ласковый рыдать

Плакать смелый

Храбрый растение


VIII. Включение в систему знаний

- Какие слова называются синонимами?

- Какую роль они играют в речи?

- Чему учились сегодня на уроке?

IX. Рефлексия.

- (слайд 10) А теперь я предлагаю проанализировать свою работу при помощи сигнальной карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

  • Голубой – если вам всё удалось на уроке.

  • Жёлтый – если работал хорошо, но иногда ошибался

  • Красный – если вам было трудно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!