Актуализация знаний - На протяжении уже многих уроков мы с вами изучаем новый раздел «Лексика». Что вы можете сказать об этом разделе? - Какие темы включает раздел «Лексика»? сможете ли вы их различать? - Как вы думаете, а эти слова можно отнести к этим темам? Докажите. На слайде слова: метель, коса, пурга, грубый, вьюга, нежный, буран. - Как вы думаете, для чего нужно было вспомнить темы этого раздела? | Ребята закрепляют понятие «лексика» Синонимы, антонимы, омонимы Учащиеся дают оценку своим знаниям. Проводится классификация. Ребята высказывают свои убеждения, доказывают. Высказывают разные мнения. |
Постановка учебной проблемы. Практическое задание по новому материалу. - Русский язык – богатый язык. Возможно изучение раздела «Лексика» на этом не заканчивается. Какие новые темы может включать этот раздел, вы мне скажете в конце урока. - Для того, чтобы «открыть» новое, я предлагаю вам поработать в группах. -Каждой группе предложены слова. Постарайтесь эти слова разделить на две группы. На слайде и на карточках даны слова: сандвич, корова, велосипед, веретено, бобслей, берёза, огород, бейсбол | Учащиеся делятся на группы под руководством учителя. |
Выдвижение гипотез -Ребята, я также вместе с вами выполнила эту работу. Моя версия сандвич корова велосипед веретено бобслей береза бейсбол огород - Давайте посмотрим, задание было одно? А одинаково ли мы его выполнили? -Как убедиться, кто из нас прав? | Самостоятельная работа в группах. Определяется время для выполнения задания. Выбирают капитана. Готовят ответ- доказательство. Капитан каждой команды доказывает по какому принципу были распределены слова. Ребята удивлены. Выполнили неодинаково. Перечисляют способ проверки. |
«Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотез -Я подготовила для каждой группы разные виды словарей. 1 группа –этимологический словарь 1 группа – словарь иностранных языков 1 группа – словарь в учебнике «Толковый словарь». Проводится небольшой инструктаж по выполнению задания. Учитель подготовил закладки на тех словах, с которыми будет учиться работать каждая группа. -Проверяем первое слово – сандвич. В какой словарь можно обратиться? Прочитайте, что это за слово? Учитель над каждым словом пишет от чего оно произошло? Слайд: сандвич- англ., корова- русск., велосипед- франц., веретено- русск. ,бобслей- англ., берёза- русск, .огород- русск.,, бейсбол- англ. Проводится наблюдение. -Обратите внимание, по какому принципу можно было распределить слова на две группы? - Как одним словом можно назвать: слова английские, французские? -Как вы думаете, почему в нашей речи появились эти слова? - Какой синоним можно подобрать к слову иностранные? На слайде: пришедшие откуда- то, взятые -Ученые дают этому слову иное название. Прочитайте в учебнике. -Как по- другому можно называть такие слова? Прочитайте. -Как называются слова, которые родились в русском языке? Прочитайте. -Подберите к слову исконные близкие по значению слова. На слайде: изначальные, вековечные исстари заведенные -Какую тему рассматриваем на уроке? -Проверим по учебнику. Как озаглавили эту тему авторы учебника? -Многие слова, которые воспринимаются как исконно- русские, на самом деле в далёком прошлом были заимствованы из других языков. -Какое из четырех иностранных слов пришло к нам раньше всего? сандвич, велосипед, бобслей, бейсбол - Предполагали ли вы, что слово велосипед имеет английские корни? - Поэтому, следует проявлять осторожность в характеристике тех или иных слов. Знание происхождения слов может помочь нам в правописании слов, так как с помощью знания корней можно подбирать родственные слова. | Проверка проводится под руководством учителя. Ребята следят, ищут нужное слово, громко зачитывают значение слова. Проходят к единому мнению, что слова можно разделить на русские и иностранные. - Слова приходят из других языков с появлением новых предметов, явлений в окружающей нас жизни. Ребята предлагают разные версии. Знакомятся с новыми словами- названиями. -Заимствованные. - Исконные. Тема: Исконные и заимствованные слова. -Велосипед. |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа -Что помогло вам «открыть» новые знания? -Сможете и вы сейчас выполнить такую работу самостоятельно? Хотите ли вы проверить себя? Учитель предлагает выполнить следующее задание на закрепление умений работать со словарем. Выписывать из словаря: 1 вариант- 3 слова – исконные 2 вариант- 3 слова – заимствованные Проверка работы проводится «цепочкой». Учителем предлагается задача: одни и те же слова не повторять. Тем самым формируется умение слушать говорящего. | Наблюдение, учебник, словари, знания, которые мы имеем. Самостоятельная работа. Возможно организовать работу в паре. Зачитывают свои варианты слов, доказывают. |