СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь терминов по горному делу

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные термины по основам горного дела

Просмотр содержимого документа
«Словарь терминов по горному делу»

ГЛОССАРИЙ (СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ)

  1. Элементы залегания - к ним относят: угол падения зале­жи и ее мощность, длину по простиранию и глубину залегания, количество рудных тел или пластов (слоев).

  2. Мощность залежи или рудного тела - расстояние по нор­мали (нормальная мощность) между висячим и лежачим боками, и горизонтальная мощность - расстояние между боками по го­ризонтали, которая равна частному от деления нормальной мощности на косинус угла падения.

  3. Запасы месторождения или залежи - это количество по­лезного ископаемого, выраженное в тоннах, м3 или литрах.

  4. Балансовые запасы - запасы, использование которых эко­номически целесообразно и которые удовлетворяют определен­ным требованиям (кондициям) для их подсчета в недрах.

  5. Забалансовые запасы - запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания, малой мощности, незначительного количе­ства, сложности условий разработки и переработки.

  6. Активные запасы - запасы, извлечение которых на мо­мент оценки экономически эффективно в условиях конкурент­ного рынка.

  7. Потенциально активные запасы - их извлечение на мо­мент оценки не обеспечивает экономически приемлемую эф­фективность, но освоение которых возможно при помощи со стороны государства (снижение налогов, предоставление субси­дий и др.).

  8. Неактивные запасы - они находятся после потенциально активных, аналогично критериям для забалансовых запасов.

  9. Запасы, готовые к выемке - это запасы из числа вскры­тых, выемка которых возможна без нарушения правил техниче­ской эксплуатации и безопасности, а также при обеспечении полноты выемки по высоте и ширине каждого уступа.

  10. Вскрытые запасы - вскрытыми считают запасы, для раз­работки которых произведены все работы по вскрытию залежи или ее части, пройдены дренажные выработки и имеются транс­портные пути, съезды и траншеи и удалены покрывающие по­роды.

  11. Подготовленные запасы - это запасы из числа вскрытых, не зачищенных от породы после экскавации по кровле уступа мощностью до 0,5 м, а с боков - до 1 м.

  12. Кондиции - условия, конкретные значения параметров, по которым оцениваются запасы и в качестве которых выступа­ют содержание, минимальная мощность, минимальный метро- процент, минимальный коэффициент рудоносности и другие.

  13. Геологические кондиции - это требования к качеству полезного ископаемого в недрах, соблюдение которых позволя­ет определить балансовые запасы.

  14. Проектные кондиции - определяют требования к каче­ству полезного ископаемого в недрах в контуре карьера, соблю­дение которых позволяет обеспечить рентабельную разработку месторождения.

  15. Эксплуатационные кондиции - определяют требования к качеству добываемого сырья, обеспечивающие наилучшие технико-экономические результаты предприятия.

  16. Контур рудного тела - это поверхность, образуемая еди­ничными краевыми пробами с минимально допустимым содер­жанием, разделяющие балансовые и забалансовые запасы.

  17. Бортовое содержание - предельное содержание, ниже которого запасы считаются забалансовыми.

  18. Минимальное промышленное содержание - это мини­мально допустимое содержание полезного компонента в под- счетном блоке внутри контура промышленного рудного тела, при котором еще возможна рентабельная разработка.

  19. Эксплуатационный контур рудного тела - это поверх­ность, образованная конечным контуром и краевыми пробами с минимально допустимым содержанием.

  20. Текущее бортовое содержание - это минимальное со­держание полезного компонента на эксплуатационном контуре рудного тела.

  21. Граничное содержание - это среднее содержание в руд­ной массе, поступающей на переработку в течение расчетного периода.

  22. Вскрыша - объем пустых пород, извлекаемый при раз­работке залежи и отправляемый в отвалы, как правило, не ис­пользуемый в горно-металлургическом переделе.

  23. Коэффициент вскрыши - это объем пустой породы, при­ходящийся на единицу извлеченного полезного ископаемого (на 1 т, 1 м3).

  24. Средний коэффициент вскрыши - это отношение объема пустых пород в конечных контурах карьера к запасам полезного ископаемого.

  25. Эксплуатационный коэффициент вскрыши - это средний промышленный за период эксплуатационных работ, служащий для установления режима горных работ и расчетов потребного количества оборудования.

  26. Слоевой коэффициент вскрыши - это коэффициент вскрыши горизонтального слоя карьера.

  27. Контурный коэффициент вскрыши - выражает отноше­ние объема вскрышных пород к извлекаемым запасам при при­резке к карьеру при его расширении за счет его углубки.

  28. Текущий коэффициент вскрыши - отношение объема вскрышных пород, фактически извлеченных из массива и пере­мещенных из карьера в отвал.

  29. Граничный коэффициент вскрыши - экономический по­казатель, включающий себестоимость добычи 1 м3 при подзем­ной отработке, себестоимость добычи 1 м3 при открытой разра­ботке и себестоимость 1 м3 вскрыши.

  30. Плановый коэффициент вскрыши - это тот, который ис­пользуется в текущих финансовых расчетах производственной себестоимости продукции, например, при погашении затрат на вскрышные работы.

  31. Промышленный коэффициент вскрыши - учитывается при проектировании, где балансовые запасы принимаются за вычетом потерь и относятся к объему вскрыши.

  32. Берма предохранительная - часть уступа, оставляемая на каждом горизонте или через определенное расстояние по высо­те, на которой может скапливаться осыпавшаяся с откосов по­рода, иногда она совмещается с площадкой для размещения транспортных коммуникаций.

  33. Рабочий угол борта карьера - образуемый линией, со­единяющей все верхние бровки рабочих уступов с их рабочими площадками и ближайшим горизонтом, как правило, он состав­ляет 15-250.

  34. Нерабочий угол борта (угол погашения борта) карьера - предельный угол борта карьера, после постановки его в конеч­ное положение, т. е. на конечной глубине карьера, как угол со­ставленный линией, соединяющей нижнюю бровку последней траншеи со всеми вышележащими верхними бровками уступов и подошвой последней траншеи.

  35. Углубка карьера - годовой темп понижения (скорость понижения) горных работ, выраженная в м^Тод.

  36. Траншея - горная выработка, имеющая трапециевидное сечение, определенной глубины и ширины поверху и понизу.

  37. Полутраншея - это часть полной траншеи без одной из боковых поверхностей и применяющаяся, как правило, при от­работке залежей на косогорах.

  38. Разрезная траншея - вскрывающая горная выработка каждый из разрабатываемых горизонтов карьера, при расшире­нии которой превращающаяся в рабочую площадку.

  39. Капитальная траншея - капитальная горная выработка, сечение и размеры которой не изменяются в течение длительного времени и служащая для вскрытия части (реже всего месторож­дения) и являющаяся основной транспортной коммуникацией.

  40. Спиральная траншея - соединяет уступы по кривым ли­ниям, а сама траншея по профилю в виде спирали.

  41. Внешние траншеи - расположены за конечным конту­ром карьера и вскрывают с поверхности неглубокие горизонты.

  42. Внутренние траншеи - расположены внутри контура ка­рьера и используются для вскрытия глубоких горизонтов карье­ра, иногда внешние траншеи переходят во внутренние.

  43. Отдельная траншея - как правило, капитальная, вскры­вает один уступ на не глубоко залегающих залежах.

  44. Групповые траншеи - капитальные траншеи, вскрыва­ющие несколько уступов.

  45. Общие траншеи - капитальные траншеи, вскрывающие все уступы.

  46. Одинарные траншеи - служат для прохода груженого и одновременно порожнякового транспорта.

  47. Парные траншеи - это параллельно направленные тран­шеи, служащие для раздельного движения груза и порожняка.

  48. Простые траншеи - имеют одно направление по всей длине.

  49. Блок - часть уступа, самостоятельно отбитая или отра­батываемая в данное время и имеющая свою ширину, длину и высоту.

  50. Сложные траншеи - состоят из двух или нескольких участков разного направления и по форме бывают петлевыми спиральными и тупиковыми.

  51. Качество добытого полезного ископаемого - это опреде­ленное содержание полезных компонентов в сырье или иные его потребительские свойства, отвечающие требованиям потребителя.

  52. Потери количественные (потери) - непосредственные потери полезного ископаемого или полезного компонента в ре­зультате извлечения их из недр.

  53. Потери качественные (разубоживание) - это ухудшение первоначального качества сырья, происходящее за счет засоре­ния исходного сырья пустыми породами или некондиционной горной массой.

  54. Коэффициент извлечения из недр - отношение количе­ства добытого полезного ископаемого к балансовым запасам.

  55. Коэффициент качественных потерь - отношение разни­цы между содержаниями полезного компонента в недрах и в до­бытом ископаемом к содержанию в недрах.

  56. Усреднение качества полезного ископаемого - система мероприятий путем смешивания в рациональных отношениях од­нотипного по обогатимости сырья для получения заданного каче­ства, соответствующего требованиям переработчика, эффектив­ность усреднения оценивается коэффициентом усреднения.

  57. Уступ карьера - объект разработки, находящийся между двумя отметками (горизонтами).

  58. Заходка экскаваторная - это полоса уступа или развала горной массы, отработка которой связана с продвиганием вые­мочных машин, ширина которой определяется радиусом по­грузки экскаватора.

  59. Транспортная схема в забое - это направление движения транспортных средств к забою и от него при отработке заходок.

  60. Сквозная схема - когда транспорт движется вдоль фрон­та выемочных работ.

  61. Тупиковая схема - тупиковая, как правило, при проход­ке траншей или при отработке уступа узкими заходками для ускорения выемки горной или рудной массы.

  62. Бестранспортная система разработки - система, при кото­рой отсутствует какой-либо вид транспорта, а перемещение вскрышных пород осуществляется самим выемочным оборудова­нием и применяется при отработке относительно пологозалегаю- щих залежей при небольшой мощности покрывающих пород.

  63. Система разработки с помощью транспортно-отвальных мостов - также бестранспортная система, при которой переме­щение пустых пород осуществляется комплексом, куда входит выемочное оборудование и транспортно-отвальный мост, в его составе имеется конвейер.

  64. Транспортная система разработки - система, при кото­рой используется один или несколько видов транспорта (колес­ный, рельсовый, конвейерный, скреперный и т. п.) для переме­щения вскрышных пород как внутри карьерного поля, так и за его пределы.

Ширина рабочей площадки - часть уступа в виде гори­зонтальной площадки, где размещается выемочное, буровое оборудование, транспортные пути, а также бермы безопасности и прочие площади, необходимые для отработки горизонта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!