Элементы залегания - к ним относят: угол падения залежи и ее мощность, длину по простиранию и глубину залегания, количество рудных тел или пластов (слоев).
Мощность залежи или рудного тела - расстояние по нормали (нормальная мощность) между висячим и лежачим боками, и горизонтальная мощность - расстояние между боками по горизонтали, которая равна частному от деления нормальной мощности на косинус угла падения.
Запасы месторождения или залежи - это количество полезного ископаемого, выраженное в тоннах, м3 или литрах.
Балансовые запасы - запасы, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют определенным требованиям (кондициям) для их подсчета в недрах.
Забалансовые запасы - запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания, малой мощности, незначительного количества, сложности условий разработки и переработки.
Активные запасы - запасы, извлечение которых на момент оценки экономически эффективно в условиях конкурентного рынка.
Потенциально активные запасы - их извлечение на момент оценки не обеспечивает экономически приемлемую эффективность, но освоение которых возможно при помощи со стороны государства (снижение налогов, предоставление субсидий и др.).
Неактивные запасы - они находятся после потенциально активных, аналогично критериям для забалансовых запасов.
Запасы, готовые к выемке - это запасы из числа вскрытых, выемка которых возможна без нарушения правил технической эксплуатации и безопасности, а также при обеспечении полноты выемки по высоте и ширине каждого уступа.
Вскрытые запасы - вскрытыми считают запасы, для разработки которых произведены все работы по вскрытию залежи или ее части, пройдены дренажные выработки и имеются транспортные пути, съезды и траншеи и удалены покрывающие породы.
Подготовленные запасы - это запасы из числа вскрытых, не зачищенных от породы после экскавации по кровле уступа мощностью до 0,5 м, а с боков - до 1 м.
Кондиции - условия, конкретные значения параметров, по которым оцениваются запасы и в качестве которых выступают содержание, минимальная мощность, минимальный метро- процент, минимальный коэффициент рудоносности и другие.
Геологические кондиции - это требования к качеству полезного ископаемого в недрах, соблюдение которых позволяет определить балансовые запасы.
Проектные кондиции - определяют требования к качеству полезного ископаемого в недрах в контуре карьера, соблюдение которых позволяет обеспечить рентабельную разработку месторождения.
Эксплуатационные кондиции - определяют требования к качеству добываемого сырья, обеспечивающие наилучшие технико-экономические результаты предприятия.
Контур рудного тела - это поверхность, образуемая единичными краевыми пробами с минимально допустимым содержанием, разделяющие балансовые и забалансовые запасы.
Бортовое содержание - предельное содержание, ниже которого запасы считаются забалансовыми.
Минимальное промышленное содержание - это минимально допустимое содержание полезного компонента в под- счетном блоке внутри контура промышленного рудного тела, при котором еще возможна рентабельная разработка.
Эксплуатационный контур рудного тела - это поверхность, образованная конечным контуром и краевыми пробами с минимально допустимым содержанием.
Текущее бортовое содержание - это минимальное содержание полезного компонента на эксплуатационном контуре рудного тела.
Граничное содержание - это среднее содержание в рудной массе, поступающей на переработку в течение расчетного периода.
Вскрыша - объем пустых пород, извлекаемый при разработке залежи и отправляемый в отвалы, как правило, не используемый в горно-металлургическом переделе.
Коэффициент вскрыши - это объем пустой породы, приходящийся на единицу извлеченного полезного ископаемого (на 1 т, 1 м3).
Средний коэффициент вскрыши - это отношение объема пустых пород в конечных контурах карьера к запасам полезного ископаемого.
Эксплуатационный коэффициент вскрыши - это средний промышленный за период эксплуатационных работ, служащий для установления режима горных работ и расчетов потребного количества оборудования.
Слоевой коэффициент вскрыши - это коэффициент вскрыши горизонтального слоя карьера.
Контурный коэффициент вскрыши - выражает отношение объема вскрышных пород к извлекаемым запасам при прирезке к карьеру при его расширении за счет его углубки.
Текущий коэффициент вскрыши - отношение объема вскрышных пород, фактически извлеченных из массива и перемещенных из карьера в отвал.
Граничный коэффициент вскрыши - экономический показатель, включающий себестоимость добычи 1 м3 при подземной отработке, себестоимость добычи 1 м3 при открытой разработке и себестоимость 1 м3 вскрыши.
Плановый коэффициент вскрыши - это тот, который используется в текущих финансовых расчетах производственной себестоимости продукции, например, при погашении затрат на вскрышные работы.
Промышленный коэффициент вскрыши - учитывается при проектировании, где балансовые запасы принимаются за вычетом потерь и относятся к объему вскрыши.
Берма предохранительная - часть уступа, оставляемая на каждом горизонте или через определенное расстояние по высоте, на которой может скапливаться осыпавшаяся с откосов порода, иногда она совмещается с площадкой для размещения транспортных коммуникаций.
Рабочий угол борта карьера - образуемый линией, соединяющей все верхние бровки рабочих уступов с их рабочими площадками и ближайшим горизонтом, как правило, он составляет 15-250.
Нерабочий угол борта (угол погашения борта) карьера - предельный угол борта карьера, после постановки его в конечное положение, т. е. на конечной глубине карьера, как угол составленный линией, соединяющей нижнюю бровку последней траншеи со всеми вышележащими верхними бровками уступов и подошвой последней траншеи.
Углубка карьера - годовой темп понижения (скорость понижения) горных работ, выраженная в м^Тод.
Траншея - горная выработка, имеющая трапециевидное сечение, определенной глубины и ширины поверху и понизу.
Полутраншея - это часть полной траншеи без одной из боковых поверхностей и применяющаяся, как правило, при отработке залежей на косогорах.
Разрезная траншея - вскрывающая горная выработка каждый из разрабатываемых горизонтов карьера, при расширении которой превращающаяся в рабочую площадку.
Капитальная траншея - капитальная горная выработка, сечение и размеры которой не изменяются в течение длительного времени и служащая для вскрытия части (реже всего месторождения) и являющаяся основной транспортной коммуникацией.
Спиральная траншея - соединяет уступы по кривым линиям, а сама траншея по профилю в виде спирали.
Внешние траншеи - расположены за конечным контуром карьера и вскрывают с поверхности неглубокие горизонты.
Внутренние траншеи - расположены внутри контура карьера и используются для вскрытия глубоких горизонтов карьера, иногда внешние траншеи переходят во внутренние.
Отдельная траншея - как правило, капитальная, вскрывает один уступ на не глубоко залегающих залежах.
Групповые траншеи - капитальные траншеи, вскрывающие несколько уступов.
Общие траншеи - капитальные траншеи, вскрывающие все уступы.
Одинарные траншеи - служат для прохода груженого и одновременно порожнякового транспорта.
Парные траншеи - это параллельно направленные траншеи, служащие для раздельного движения груза и порожняка.
Простые траншеи - имеют одно направление по всей длине.
Блок - часть уступа, самостоятельно отбитая или отрабатываемая в данное время и имеющая свою ширину, длину и высоту.
Сложные траншеи - состоят из двух или нескольких участков разного направления и по форме бывают петлевыми спиральными и тупиковыми.
Качество добытого полезного ископаемого - это определенное содержание полезных компонентов в сырье или иные его потребительские свойства, отвечающие требованиям потребителя.
Потери количественные (потери) - непосредственные потери полезного ископаемого или полезного компонента в результате извлечения их из недр.
Потери качественные (разубоживание) - это ухудшение первоначального качества сырья, происходящее за счет засорения исходного сырья пустыми породами или некондиционной горной массой.
Коэффициент извлечения из недр - отношение количества добытого полезного ископаемого к балансовым запасам.
Коэффициент качественных потерь - отношение разницы между содержаниями полезного компонента в недрах и в добытом ископаемом к содержанию в недрах.
Усреднение качества полезного ископаемого - система мероприятий путем смешивания в рациональных отношениях однотипного по обогатимости сырья для получения заданного качества, соответствующего требованиям переработчика, эффективность усреднения оценивается коэффициентом усреднения.
Уступ карьера - объект разработки, находящийся между двумя отметками (горизонтами).
Заходка экскаваторная - это полоса уступа или развала горной массы, отработка которой связана с продвиганием выемочных машин, ширина которой определяется радиусом погрузки экскаватора.
Транспортная схема в забое - это направление движения транспортных средств к забою и от него при отработке заходок.
Сквозная схема - когда транспорт движется вдоль фронта выемочных работ.
Тупиковая схема - тупиковая, как правило, при проходке траншей или при отработке уступа узкими заходками для ускорения выемки горной или рудной массы.
Бестранспортная система разработки - система, при которой отсутствует какой-либо вид транспорта, а перемещение вскрышных пород осуществляется самим выемочным оборудованием и применяется при отработке относительно пологозалегаю- щих залежей при небольшой мощности покрывающих пород.
Система разработки с помощью транспортно-отвальных мостов - также бестранспортная система, при которой перемещение пустых пород осуществляется комплексом, куда входит выемочное оборудование и транспортно-отвальный мост, в его составе имеется конвейер.
Транспортная система разработки - система, при которой используется один или несколько видов транспорта (колесный, рельсовый, конвейерный, скреперный и т. п.) для перемещения вскрышных пород как внутри карьерного поля, так и за его пределы.