СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словари на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужен ли словарь начальной школе? Нужен! – в один голос готовы заявить учителя начальных классов. И словарь для ребенка должен быть «по росту», «по размеру» – по возрасту.

Просмотр содержимого документа
«Словари на уроке.»

Словари на уроке.

Нужен ли словарь начальной школе? Нужен! – в один голос готовы заявить учителя начальных классов. И словарь для ребенка должен быть «по росту», «по размеру» – по возрасту. Вы одежду или обувь берете своим детям по их размеру? Наверное, на семилетнего малыша не захотите надеть костюм своего мужа? На восьмилетнюю девочку – свое платье? Представили себе, как нелепо будут смотреться такие дети? Так и со взрослыми словарями русского языка на уроке в начальной школе. Сами по себе словари и Ожегова, и Даля, и многие другие, почитаемые каждым интеллигентным русским человеком, прекрасны. Но видеть их на парте второклассника или третьеклассника нелепо. Девочка-худышка с трудом берет словарь Ожегова в руки: книга очень тяжелая, на страницах мелкие-премелкие буквы, море слов. Попробуй отыскать нужное – и урока не хватит.

Каков словарный запас младшего школьника? М. Р. Львов для 6–7-летнего малыша называет такие цифры: от 3 до 7 тысяч слов. Средний объем словаря ребенка младшего школьного возраста не может не соотноситься с размерами словарей, адресованных детям. В орфоэпическом словаре около 2 тысяч слов, в толковом – примерно 4 тысячи. Само содержание каждого из словарей определяется их спецификой. Задача словаря «Говори правильно» – научить детей правильному произношению слов и их грамматических форм. Толковый словарь вводит ребенка в мир лексических значений слов русского языка.

С чего начинается театр? С вешалки, как известно. А словарь? С обложки! Вот с нее и начинается знакомство с книгой. Методика чтения-рассматривания книги, разработанная Н. Н. Светловской, актуальна и для словарей русского языка, поэтому учителю начальных классов не составит труда организовать знакомство со словарем на уроке.

– «Говори правильно» – так называется словарь. Чему он научит? Зачем нужно говорить правильно?

– «Что это? Кто это?» – так называется толковый словарь русского языка.

Толковый, толковать – слова-родственники. Толковать – значит объяснять. Чему же научит толковый словарь? Зачем он нужен?

– Словарь – почему книга так называется? Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?

Когда начинать знакомство со словарем? Тогда же, когда начинается работа с букварем. Изучают дети гласные и согласные буквы – ищите эти буквы в словаре (в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале заголовочных слов). Нетворческая, казалось бы, работа. Но она исподволь приучает ребенка к мысли, что словарь – это книга особенная, в ней есть строгий порядок следования слов. После знакомства с алфавитом умение видеть этот порядок и пользоваться им при поиске нужного слова оттачивается. У детей далеко не сразу появляется умение искать слова по алфавиту. Помните, в книге Э. Успенского девочка Галя и крокодил Гена искали в словаре слово леопард? Галя считала, что надо смотреть на букву р, потому что леопарды рычат. А Гена предлагал посмотреть букву к, потому что они кусаются. Конечно, нужны специальные упражнения для освоения алфавита. Но, я уверена, такие упражнения есть в опыте каждого учителя. Это и нахождение лишней буквы в ряду стоящей по алфавиту группы букв; это и «печатание на машинке», когда дети по очереди проговаривают весь алфавит; это и заучивание стихотворений об алфавите (С. Маршака, Б. Заходера и др.); это и пропевание алфавита на мотив какой-либо песенки. Покажу здесь один из приемов работы с алфавитом.

Алфавит разбивается на три одинаковые части – по 11 букв и заучивается по частям с помощью начальных стихотворных заставок (выучить сразу весь алфавит малышу, конечно, не под силу). Сначала проговаривается заставка, потом часть алфавита.

– Первую часть учим вместе с ученым змием – так в старину называли змея-волшебника:

От буквы А до буквы Й Летим мы, как ученый змий! А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й

– Вторую часть учим вместе со львом:

От буквы К до буквы Ф

Мы мчимся, словно смелый лев!

К Л М Н О П Р С Т У Ф

– Третью часть учим вместе с улиткой (устали лететь по небу и мчаться по джунглям!):

От буквы Х до буквы Я Ползем с улиткой – ты и я! Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Работа с алфавитом по словарю позволит детям сделать маленькие научные открытия. Уже первоклассники способны посчитать, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву. Дети своими глазами убедятся, что такое частотность букв в русском языке. Сравните количество страниц на букву б и букву п в словарях и вы увидите, что слов на п гораздо больше, чем на б. Слов на к больше, чем слов на г. И орфоэпический, и толковый словари подходят для таких языковых наблюдений.

На уроках знакомства со словарем дети узнают, как строится весь словарь и каждая его страница, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения), рассматривается приложение. Все это составляет как бы подготовительный этап работы со словарем.

Основная работа со словарем на уроке может проводиться в двух направлениях. Первое – использование словаря как специального справочника. Второе – использование словаря в качестве учебника русского языка. Раскроем содержание и особенности каждого из направлений работы.

Словарь-справочник

Каждый словарь – своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы. Как произносить слово: хво’я или хвоя’; скуЧ- ный или скуШный? Как правильно сказать: щупалец, щупальцей, щупальцев? Изменяется ли слово шимпанзе? Какого рода слово шампунь? Эти вопросы – для словаря «Говори правильно». В практике начальной школы очень распространен такой вид работы над произношением слова: «Спишите слова, обозначьте ударение, проверьте по словарю». Я думаю, это упражнение словно перевернуто с ног на голову. Младший школьник еще не умеет говорить правильно. Такое упражнение заставляет его оценить свое произношение по нормам уже постфактум: после того как ошибка зафиксирована им в собственной тетради.

Не лучше ли практиковать упражнение наоборот: списать слова, обозначить ударение, пользуясь словарем, и прочитать слова так, как этого требует знак ударения.

Вот одно из орфоэпических упражнений по словарю «Говори правильно».

«Колокольчик».

Колокольчик стоит около самых «опасных» слов – слов, в произношении которых затрудняются не только дети, но и взрослые.

• Выпишите из словаря пять слов с колокольчиком.

Указывается буква, например, с (свёкла, сливовый, случай, статуя, столяр).

• Выпишите из словаря 2 слова с колокольчиком:

а) существительные; б) глаголы; в) прилагательные.

• Составьте предложения, используя слово с колокольчиком.

Что называют слова? Что такое гроза? Что значит сравнить? Прекрасный – это какой? Кто такой герой? На эти вопросы ответит словарь «Что это? Кто это?».

Учить искать ответы на вопросы о семантике слова в толковом словаре можно на традиционных для начальной школы упражнениях. Покажем некоторые из них на примере работы с первой книгой толкового словаря (I и II классы).

1. Наоборот.

Найдите слово с противоположным значением.

(Страница словаря записывается на доске.)

мир – с. 22 (война)

ответ – с. 22 (вопрос)

низкий – с. 24 (высокий)

веселиться – с. 30 (грустить)

дорогой – с. 31 (дешёвый)

2. Близкие по смыслу.

Замените слова одним словом, близким для них по смыслу.

большой, громадный – с. 77 (огромный)

сверкать, сиять – с. 15 (блестеть)

лёгкий, несложный – с. 96 (простой)

некрасивый, безобразный – с. 116 (страшный) сообразить, догадаться – с. 127 (угадать)

3. Загадки из словаря.

Найдите отгадку в словаре. Указывается страница или буква, на которую начинается слово-отгадка.

Загадка полностью берется из самого словаря, опускается лишь загадываемое слово. Например, в словаре:

Тыква. Тыква больше всех овощей в огороде. Из нее варят сладкую кашу. Раньше в тыквах, как в бочках, солили огурцы.

В загадке на уроке:

• Она больше всех овощей в огороде. Из нее варят сладкую кашу. Раньше в этом, как в бочках, солили огурцы.

(тыква)

• Ее сразу узнаешь по белой с черными полосками коре. У русских это – любимое дерево.

(берёза)

• Это получается, когда теплый и холодный воздух движется навстречу друг другу.

(ветер)

• Он начинает петь рано утром, взлетая в небо и опускаясь на землю. Чем выше он взлетает, тем звонче его песня.

(жаворонок)

Ребенок учится понимать, что словари – книги, которым можно, как и взрослым, задавать вопросы (поле общения для наших «почемучек» увеличивается!), и ответы на эти вопросы будут всегда конкретными. Это первое. Детям становится ясно, что к каждому словарю нужно обращаться со своими вопросами. К орфоэпическому – о произношении. К орфографическому – о написании. К толковому – о значении слова. Это второе.

Словарь-учебник

Какие разделы включает в себя программа по русскому языку в начальных классах? Всем известные «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Все эти программные разделы могут осваиваться на материале словарей. Словарь выступает в роли дополнительного учебника русского языка на любом уроке. Возьмем раздел «Звуки и буквы». Словарь «Говори правильно» представляет собой широкие возможности для проведения фонетико-графических упражнений по данному разделу.

Покажем некоторые из них.

Найди слово!

• Слово находится среди первых пяти слов на букву а. Оно заканчивается на последнюю букву алфавита. Запишите слово, разделите на слоги для переноса.

(ава-рия)

• Слово начинается и заканчивается последней буквой алфавита. Запишите слово. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные.

(яблоня)

Практически каждая конкретная тема программы по русскому языку может быть освоена на материале обоих словарей. Например, изучается правописание жи-ши, чу-щу, ча-ща – предложите выписать из словаря слова, начинающиеся этими сочетаниями. Изучается род имен существительных – пусть дети используют словарь для поиска примеров существительных мужского, среднего и женского рода.

Вот некоторые виды работы со словарями по теме «Родственные слова. Состав слова».

«Говори правильно»

• Найдите пары родственных слов. Выпишите их из словаря.

(велосипед, велосипедист; верблюд, верблюдица; весело, весёлый)

• К данным существительным подберите родственные прилагательные, разберите их по составу.

сила (сильный) слива (сливовый) смола (смолистый)

• Найдите родственные слова, выделите в них корень.

(царь, царица)

«Что это? Кто это?»

• Найдите родственные слова, докажите.

(чудище, чудо)

• Прочитайте первые два слова. Родственные ли это слова? Объясните.

(чай, чайка)

Запишите первое слово, подберите к нему родственное.

• Запишите названия спортивных игр. Проверьте, правильно ли вы это сделали, посмотрите приложение «Проверь себя». Образуйте от одного из этих слов новое существительное с суффиксом -ист.

Вся работа со словарями русского языка на уроке была подчинена одному желанию – пристрастить малыша к чтению такого рода книг.

И наконец о словариках на последних страницах учебника русского языка. В конце всех учебников русского языка для начальных классов есть «Словарь для справок», а в некоторых – и словарь «Произноси правильно». Там собраны слова так называемого орфографического (и орфоэпического) минимума.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!