СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Словари – наши помощники и друзья

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет сформировать у учащихся основные умения и навыки пользования словарями.

Просмотр содержимого документа
«« Словари – наши помощники и друзья»

Библиотечный урок « Словари – наши помощники и друзья»

( урок рассчитан на учащихся 5 классов)

Цели и задачи:

Познавательные:

  1. продолжить знакомство учащихся со словарями разных типов

  2. сформировать у учащихся основные умения и навыки пользования словарями.

Развивающие:

  1. развитие культуры речи.

  2. обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитать интерес к книге, слову, знаниям.

Оборудование:

  • словари : Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Орфографический словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Словарь иностранных слов; Энциклопедический словарь русского языка

  • Выставка «Словарь - русской речи государь »

  • Плакаты с высказываниями известных людей о справочной литературе: «Надо любить словари, потому что это – сокровищницы языка» ( М. Волошин»

«Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке» ( А. Франс)


Ученик читает стихотворение:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным

Своим.

Утверждать ему не ново

Как писать какое слово.

Как писать и как читать

Как с другими сочетать.

Библиотекарь: Читая книгу, газету, журнал, слушая радио или смотря телевизор, общаясь с друзьями или взрослыми, выполняя задания учителя, вы, наверняка, встречали выражения или слова, значение которых вам непонятно. Тогда, конечно, возникает потребность выяснить их значение. А к каким книгам в таких случаях нужно обратиться и где найти правильный ответ. Наилучшим образом ответят на поставленные вопросы справочные издания, которые есть в каждой библиотеке. Сегодня мы с вами и поговорим о них, о словарях. Обратите внимание на выставку. На ней представлены все словари, которые есть в нашей библиотеке и к которым в случае необходимости вы можете обратиться. Но что же такое словарь. А на этот вопрос нам даст ответ сам же словарь.

Учащиеся в школьном толковом словаре значение этого слова. Один из учащихся читает определение.

Итак, словарь – это собрание слов, размещенных преимущественно в алфавитном порядке.

В нашей стране словари « непонятных слов» появились появились еще во времена Киевской Руси в 13 ст. Сначала все сведения размещались без какой – либо последовательности, но уже в 16 ст. слова стали размещать в алфавитном порядке. Само слово «словарь» появилось в нашем языке в конце 18 века, постепенно вытесняя понятие «Лексикон».

Словари расширяют наш кругозор, дают разнообразную информацию из различных отраслей знаний, развивают культуру речи. Выучить иностранный язык невозможно без словаря.


Типы словарей


Языковые:

Орфографический

Толковый

Фразеологический

Словарь антонимов

Словарь синонимов


Переводные

Англо – русский

Русско – немецкий


Универсальные

Большой энциклопедический словарь


Отраслевые

Словарь юного техника


Библиотекарь кратко характеризует каждый из словарей.


А теперь - игра.

Создается 3 команды ( по рядам в классе).

Каждая из команд получает задание : ответить на тот или иной вопрос с помощью словаря.


Задание 1. Подобрать антонимы к словам

- надежда

- серьезный

- тишина

(используется словарь антонимов)


Задание 2. Как правильно написать слово

- калибр

-массаж

-пенополиуритан

(используется орфографический словарь)


Задание 3. Что означают слова

- ипподром

-плед

-режим

(используется словарь иностранных слов, т. к. слова иностранного происхождения)


Задание 4. Что означают следующие фразеологические обороты

-ветер в голове гуляет

-дым стоит коромыслом

-носом к носу

( используется словарь фразеологических оборотов)


Задание 5. Что значат слова

- дата

-ил

-игрок

( используется словарь Ожегова)


Задание 6. Что значат слова

- дружба

-копия

-слабый


Задание 7. Кто такая, кто такой

-Елизавета I

-сельдерей

Тундра

(используется энциклопедический словарь)


Библиотекарь: Ребята, целью сегодняшней нашей встречи было закрепление практических навыков пользования словарями. Наши команды показали прекрасные результаты, но победителем стала команда №2. Ребята были более активными, собранными и быстрее всех выполнили задания. Жду всех в библиотеке, где у нас еще много другой справочной литературы, с которой мы познакомимся позднее.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!