Библиотечный урок « Словари – наши помощники и друзья»
( урок рассчитан на учащихся 5 классов)
Цели и задачи:
Познавательные:
продолжить знакомство учащихся со словарями разных типов
сформировать у учащихся основные умения и навыки пользования словарями.
Развивающие:
развитие культуры речи.
обогащение словарного запаса.
Воспитательные: воспитать интерес к книге, слову, знаниям.
Оборудование:
словари : Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Орфографический словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Словарь иностранных слов; Энциклопедический словарь русского языка
Выставка «Словарь - русской речи государь »
Плакаты с высказываниями известных людей о справочной литературе: «Надо любить словари, потому что это – сокровищницы языка» ( М. Волошин»
«Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке» ( А. Франс)
Ученик читает стихотворение:
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным
Своим.
Утверждать ему не ново
Как писать какое слово.
Как писать и как читать
Как с другими сочетать.
Библиотекарь: Читая книгу, газету, журнал, слушая радио или смотря телевизор, общаясь с друзьями или взрослыми, выполняя задания учителя, вы, наверняка, встречали выражения или слова, значение которых вам непонятно. Тогда, конечно, возникает потребность выяснить их значение. А к каким книгам в таких случаях нужно обратиться и где найти правильный ответ. Наилучшим образом ответят на поставленные вопросы справочные издания, которые есть в каждой библиотеке. Сегодня мы с вами и поговорим о них, о словарях. Обратите внимание на выставку. На ней представлены все словари, которые есть в нашей библиотеке и к которым в случае необходимости вы можете обратиться. Но что же такое словарь. А на этот вопрос нам даст ответ сам же словарь.
Учащиеся в школьном толковом словаре значение этого слова. Один из учащихся читает определение.
Итак, словарь – это собрание слов, размещенных преимущественно в алфавитном порядке.
В нашей стране словари « непонятных слов» появились появились еще во времена Киевской Руси в 13 ст. Сначала все сведения размещались без какой – либо последовательности, но уже в 16 ст. слова стали размещать в алфавитном порядке. Само слово «словарь» появилось в нашем языке в конце 18 века, постепенно вытесняя понятие «Лексикон».
Словари расширяют наш кругозор, дают разнообразную информацию из различных отраслей знаний, развивают культуру речи. Выучить иностранный язык невозможно без словаря.
Типы словарей
Языковые:
Орфографический
Толковый
Фразеологический
Словарь антонимов
Словарь синонимов
Переводные
Англо – русский
Русско – немецкий
Универсальные
Большой энциклопедический словарь
Отраслевые
Словарь юного техника
Библиотекарь кратко характеризует каждый из словарей.
А теперь - игра.
Создается 3 команды ( по рядам в классе).
Каждая из команд получает задание : ответить на тот или иной вопрос с помощью словаря.
Задание 1. Подобрать антонимы к словам
- надежда
- серьезный
- тишина
(используется словарь антонимов)
Задание 2. Как правильно написать слово
- калибр
-массаж
-пенополиуритан
(используется орфографический словарь)
Задание 3. Что означают слова
- ипподром
-плед
-режим
(используется словарь иностранных слов, т. к. слова иностранного происхождения)
Задание 4. Что означают следующие фразеологические обороты
-ветер в голове гуляет
-дым стоит коромыслом
-носом к носу
( используется словарь фразеологических оборотов)
Задание 5. Что значат слова
- дата
-ил
-игрок
( используется словарь Ожегова)
Задание 6. Что значат слова
- дружба
-копия
-слабый
Задание 7. Кто такая, кто такой
-Елизавета I
-сельдерей
Тундра
(используется энциклопедический словарь)
Библиотекарь: Ребята, целью сегодняшней нашей встречи было закрепление практических навыков пользования словарями. Наши команды показали прекрасные результаты, но победителем стала команда №2. Ребята были более активными, собранными и быстрее всех выполнили задания. Жду всех в библиотеке, где у нас еще много другой справочной литературы, с которой мы познакомимся позднее.