Программа «Словари – наши помощники».
Актуальность.
В условиях модернизации образования большую роль играет внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в основу которых положен и компетентностный подход к образованию. Средствами разных общеобразовательных предметов обеспечивается развитие универсальных учебных действий. В примерной программе по русскому языку заявлено: «Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира».
Таким образом, ФГОС фиксирует, что слово – это форма существования национальной культуры, основное средство познания, общения, хранения и передачи информации.
В Требованиях к уровню подготовки выпускников по русскому языку в школе (на базовом и профильном уровнях) заявлено: в результате изучения русского языка на базовом (и профильном) уровне ученик должен уметь извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Таким образом, умение пользоваться различными источниками информации, в частности словарями разных видов, понимается в стандарте по русскому языку как общеучебное умение, и это определяет его значимость и важность в системе умений выпускников.
В фундаментальном ядре содержания общего образования (ФГОС - Русский язык) разделе «Язык. Культура речи» обозначена тема «Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного литературного языка». Это предполагает не только знакомство, но и обучение работе со словарями разных видов.
В связи с этим на я работала над программой курса для 5 классов «Словари – наши помощники».
Цель и задачи курса.
Повысить интерес к гуманитарному образованию, расширить кругозор учащихся, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развитию навыков самостоятельной исследовательской работы.
Во многом этому способствует словарь. Слов в русском языке огромное множество. Основным способом их регистрации с давних пор являются различные словари.
Словарь - собрание устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями, сведениями в зависимости от назначения издания.
Словарная статья - глава словаря, посвященная отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в ее заглавие.
"Необходимо широкое знакомство со всем запасом слов богатейшего нашего словаря и необходимо уменье выбирать из него наиболее точные, ясные, сильные слова (М. Горький). Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них сосредоточены огромные человеческие знания. Они признаны отражать филологическую образованность человека. Для того, чтобы овладеть литературными нормами, богатством такого развитого языка, каким является русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру". Обращение к словарным материалам открывает пред учащимися богатства человеческой мысли, отраженные в языке и зафиксированные в словарях, способствует формированию целостного научного представления о системе языка. (Е.Н. Тихонов).
Работа со словарями способствует формированию у учащихся стремления к самообразованию, помогает им выработать самостоятельность лингвистического мышления: "Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос". Словари являются сокровищницами языка, в них сосредоточено его лексическое богатство.
Современная русская лексикография представляет собой словарную индустрию с обилием больших и маленьких словарей, несущих самую разнообразную информацию. Их созданием заняты большие коллективы ученых. Отечественная лексикография с каждым годом обогащается новейшими словарями, которые становятся популярными в контексте развивающего образования. Словари фиксируют лексическую систему языка и дают возможность всесторонне рассмотреть каждое слово, как особый микромир в этой системе.
Работа со словарями должна способствовать развитию ученика. "По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку". (И.Г. Паустовский).
Форма организации работы с учащимися в контексте данного спецкурса - практикумы. Они помогут младшим подросткам выбирать нужный словарь для выполнения определенной лексической работы: толкование слова, редактирование текста, постановка ударения, определение норм литературного произношения, знакомства с многоаспектностью существования слова (синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, прямое и переносное значение).
Важна организация исследовательской проектной деятельности в форме игры, с учетом возрастных особенностей детей. Учащиеся знакомятся не только с конкретными словарями, но и получат представление об истории отечественной лексикографии, о создателях словарей, их типологии, получат и усовершенствуют навыки активного пользователя массива лингвистических словарей.
Классификация словарей.
Лексикографы подразделяют все словари на два основных типа: языковые и энциклопедические.
Языковые (лингвистические или филологические) словари позволяют узнать значение слова, его произношение, написание, особенность употребления, происхождения, перевод слова на другой язык. В языковых словарях приводятся сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в языке художественной литературы, в разговорной речи.
Энциклопедические словари позволяют узнать о новых разделах науки и техники, о космонавтике, об искусственных спутниках Земли, о художниках, скульпторах, о различных явлениях природы, о деятелях науки и техники. В энциклопедических словарях говорится о самом предмете, понятии, явлении; о назначении тех или иных аппаратов и приборов, принципах их действия; об ученых, изобретателях, героях войны и труда.
Энциклопедии и словари - основные жанры справочной литературы. Это справочные книги, которые систематизируют определенные сведения в определенном порядке. И те, и другие справочные издания представляют эти сведения с помощью слов, имеют дело со словами.
Типы словарей:
Типология школьных словарей:
лексико-фразеологические: толковые, синонимические, антонимические, фразеологические, иностранных слов.
словообразовательные: морфемные, этимологические, словообразовательные;
грамматические;
орфографические.
По данным словарям учащимся предлагаются задания, значительная часть которых имеет комплексный характер (лексико-грамматический и лексико-орфографический), что способствует осуществлению внутрипредметных связей при изучении русского языка.
Словари общего типа дают возможность подбирать необходимый дидактический материал. Главное заключается в том, чтобы выработать у учащихся потребность в необходимых случаях обращаться к справочной литературе, научиться самостоятельно добывать новые знания.
К словарям общего типа относятся:
словари неологизмов;
словари этикетов;
словари омонимов;
словари паронимов;
ономастические словари;
антропонимические словари;
топонимические словари;
словари названий жителей;
словари правильностей и трудностей речи;
орфографические словари;
частотные словари;
обратные словари;
словари лингвистических терминов;
словари сочетаемости слов;
словари сокращений;
словари языка писателей;
исторические словари;
диалектные словари и др.
Программа предусматривает знакомство с жизнью и деятельностью авторов словарей. Словарники - это ученые, интересующиеся разными областями науки и техники, литературы и искусства, сельского хозяйства и промышленности. Знакомство с их жизнью и деятельностью послужит для учащихся примером подражания, бескорыстного служения науке, своему народу.
Данный курс предназначен для учащихся 5 класса. Работа учащихся на занятиях предполагает практическую поисковую деятельность, выполнение заданий исследовательского характера. Курс рассчитан на 18 часов.
Учебно-тематическое планирование разработано на основе факультативного курса по русскому языку для 9-го класса на тему "Сокровищница народной мудрости".(Боева Дина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы,
Чикмарева Ирина Викторовна, учитель русского языка,
Клевайчук Людмила Дмитриевна, учитель русского языка и литературы,
Есипова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы.)
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Форма контроля |
1. | “Путеводитель по словарному царству” | 2 | Лекция с элементами беседы. Урок – игра. | Сообщение о любом энциклопедическом словаре, книжка раскладушка о разновидностях словарей. |
2. | “Мир загадок” | 1 | Практическое занятие. Сообщения. | Подобрать примеры слов, входящих в активный и пассивный состав лексики, примеры синонимов, омонимов, антонимов. |
3. | “Королевство грамотности” | 3 | Знакомство с орфографическим и орфоэпическим словарем. Практическое занятие. | Орфографический и орфоэпический диктанты, составление словарика “Говори правильно” |
4. | “Орфография слова есть биография слова” | 3 | Знакомство с этимологическим словарем | Определение слов, являющихся “историческими родственниками”. |
5. | “Тайна слова” | 4 | Знакомство с толковым словарем, словарем иностранных слов, словарем устаревших слов. | Отработка правил пользования словарем; составление собственной словарной статьи; головоломки. |
6. | “К словам разнообразным, одинаковым и разным…” | 2 | Знакомство со словарями синонимов, антонимов, омонимов. | Отработка правил пользования словарем; составление собственной словарной статьи; кроссворд |
7. | “ - Ты нас не победишь! - А вот и побе…(???)” | 3 | Знакомство со словарем грамматических трудностей русского языка. Лабораторная работа. Групповая работа. | Исследования. Тест. |
8. | “Конкурс знатаков” | 1 | Игра “Брейн-ринг” | |
Содержание тем
Тема 1. “Путеводитель по словарному царству”.
Знакомство с курсом. Роль словарей в жизни общества. Предшественники современных словарей. Типы словарей. Их цели и задачи. Отличие энциклопедических и лингвистических словарей. Общая структура расположения материала в словарях.
Тема 2. “Мир загадок”.
Знакомство с энциклопедическими словарями. Их назначение. Энциклопедические словари различных областей науки. Лингвистические издания энциклопедического характера. Сравнение словарных статей из энциклопедического и филологического (лингвистического) словарей. “Энциклопедический словарь юного филолога”, “Русский язык. Энциклопедия для детей”. Особенности словарного состава языка.
Тема 3. “Королевство грамотности”.
Определение уровня грамотности и культуры речи учащихся. Типы орфографических словарей. Знакомство с орфографическим и орфоэпическим словарями: предисловие, условные сокращения, специальные пометы, справочный отдел. Отработка правил пользования словарем.
Тема 4. “Орфография слова есть биография слова”.
Этимология – наука о происхождении слов. Этимологические словари XIX и XX веков. Особенности и структура этимологического словаря. Роль этимологического анализа на уроках русского языка.
Тема 5. “Тайна слова”.
Знакомство с толковым словарем, словарем иностранных слов, словарем устаревших слов (назначение, структура, система помет). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка”. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. “Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей VIII-XX вв.”. Крысин Л.П. “Толковый словарь иноязычных слов”. Толковые словари конца VIII-XX веков.
Тема 6. “К словам разнообразным, одинаковым и разным…”
Словари синонимов, антонимов, омонимов. Особенности расположения слов, их объединение в словарные статьи. Специальные пометы. Отработка правил пользования словарями.
Тема 7. “ - Ты нас не победишь!
- А вот и побе…(???)”.
Грамматические нормы. Знакомство со словарем Ефремовой Т.Ф., Костомарова В.Т. (“Словарь грамматических трудностей русского языка”).Отработка правил пользования словарем.
Тема 8. “Конкурс знатоков”.
Обобщение сведений о словарях, полученных на курсе. Определение уровня знаний и умений, приобретенных в процессе прохождения данной программы. Проведение игры “Брейн-ринг”.
Требования к уровню подготовленности.
Ученик научится:
1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.
2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.
3. Определять единицу описания по названию словаря.
4. Работать с алфавитным словоуказателем.
5. Составлять и запоминать план структуры словаря.
6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.
7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.
8. Использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.
9. Использовать при работе со словарями разные виды избирательного чтения.
10. Знать структурные элементы словаря.
11. Знать различные типы словарей.
Ученик получит возможность:
1. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия.
2. Пользоваться планами обобщенного характера в работе с разными словарями, в соответствии с ними готовить рассказ о словаре.
3. Овладеть умением работать с орфографическим словарем при организации самоконтроля и взаимопроверки творческой работы по развитию речи (изложения, сочинения).
4. Уметь работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов творческих работ по развитию речи (изложений, сочинений).
5. Переносить умения пользоваться словарями русского языка на самостоятельную работу с энциклопедическими словарями по другим предметам.
6. Применять умение пользоваться словарями в работе по самообразованию.
Эффективным средством в организации работы по развитию обобщенных учебных умений, к которым относится и умение пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности.
Такими планами в ходе развития умения пользоваться словарями являются следующие.
Что надо знать о словаре
1. Название словаря.
2. Автор, редактор словаря.
3. Издательство и год издания.
4. К какому типу относится словарь.
5. Каково назначение словаря (единица описания).
6. Расположение слов в словаре: алфавитное, гнездовое или тематическое.
7. Структура словаря:
а) особенности вступительной статьи;
б) приложения;
в) особенности справочного аппарата.
8. Объем словника.
9. Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником).
Что надо знать о словарях
1. Типы словарей.
2. Словари объяснительные (пояснительные) или словари-репертуары (словари-указатели).
3. Назначение и особенности универсальных словарей.
4. Назначение и особенности вспомогательных словарей.
5. Назначение и особенности лексикографических пособий.
Что надо знать о словоуказателе словаря
I. Назначение указателя.
II. Устройство указателя.
1. Представление заголовочных слов после основного корпуса словаря:
а) алфавитное;
б) предметное (тематическое).
2. Представление слов, вошедших в словарные статьи:
а) алфавитное;
б) предметное (тематическое).
3. Фиксация определенных лексико-семантических групп слов.
III. Словоуказатель перед разделом.
IV. Словоуказатель на развороте страниц.
Что надо знать о словарной статье словаря (лексикографического пособия)
1. Заголовок словарной статьи:
а) слово или его часть;
б) цепочки слов;
в) фразарий.
2. Главная часть словарной статьи.
3. Дополнительные сведения словарной статьи:
а) грамматическая характеристика;
б) грамматические формы;
в) произносительная норма;
г) этимология.
4. Иллюстрации употребления в речи заголовочной единицы (единицы описания):
а) цитаты из литературных источников;
б) авторские речения.
5. Структура словарной статьи.
6. Особенности словарной статьи.
Что надо знать об особенном языке словаря (лексикографического пособия)
1. Какие способы толкования (объяснения) приняты в словаре (лексикографическом пособии).
2. Грамматические и стилистические пометы.
3. Условные обозначения и сокращения.
4. Знаки и символы.
5. Способы обозначения многозначных слов.
6. Способы обозначения омонимов.
7. Способы обозначения фразеологизмов.
8. Преемственность и перспективность в освоении метаязыка словарей (лексикографических пособий) определенных типов.