Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому из нас. Слово для ребенка на уроке нечто живое. Каждое слово для него огромно, неведомо и вместе с тем близко и понятно, потому что в нем – мир, который ребенок впервые открывает и узнает. Однако, вряд ли можно найти человека, который владел бы всем словарем современного русского литературного языка. В своей практической деятельности человек употребляет лишь определенное количество слов, поэтому не только в начальных, но и старших классах нет необходимости, да это и немыслимо, овладеть всем словарем русского языка. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры важное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Словарная работа – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня. Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Традиционная методика формального заучивания слов из словаря не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствует устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками.
Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Использование занимательного материала и творческой деятельности на уроках русского языка в начальной школе способствует лучшему усвоению непроверяемых написаний, формированию более прочных орфографических навыков детей. Это доказано психологами, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными – это мёртвый груз. Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск.
Система работы над изучением словарных слов выглядит таким образом:
- работа над правописанием словарного слова с его предъявления иллюстрации или его лексического значения;
- предъявление слова проводится в виде отгадывания загадки, чтения пословицы, фразеологизмы, небольшого отрывка из текста или разгадывание ребуса;
- обращение к этимологической справке и толкование слов.