СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье содержится информация о различных видах работы над словарным словом в начальной школе. Подобраны интересные загадки.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа в начальной школе»

Словарная работа в начальной школе

Развитие речи ученика - основная цель курса русского языка в школе. Особенно она актуальна в начальных классах. Основным средством для этого, служит словарная работа. Термин «трудные слова» понимается более узко, это слова, имеющие в русском языке непроверяемые и труднопроверяемые написания. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый – методист А. В.Текучев.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Слово - строительный материал для предложений, для связных высказываний. От чёткого, ясного понимания слова зависит успех обучения русскому языку.


Приёмы и формы работы над словарными словами.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка.

1. Фонетические упражнения

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

2. Орфографические упражнения

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т. е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо «с дырками» т. е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

3. Морфологические упражнения

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

  1. Подберите слова, обозначающие предметы, признаки, действия.

  2. Выпишите из словаря по 5 слов 1-го. 2-го. 3-го склонения.

  3. Составьте словосочетания. Определите падеж.

  4. Выпишите из словаря слова в 3 столбика, распределяя по родам.

  5. Подберите однокоренные слова.

  6. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

  7. Ответьте на вопрос одним словом.

  8. Составьте предложения ,правильно подбирая предлоги.

  9. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

4. Синтаксические упражнения

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли форме предложений с синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

  1. К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

  2. Составьте предложения с данными словами.

  3. Составьте предложения, различные по цели высказывания.

  4. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Замените предложение одним словом.

  5. Смоделируйте предложение по схеме.

5. Лексические упражнения

Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т. е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

  1. Выпишите из словаря слова на заданную тему.

  2. Найдите лишнее слово. Дополни предложение.

  3. Составь небольшой рассказ.

  4. Назовите одним словом.

  5. Игра «Кто как голос подаёт?»

  6. Работа над словом

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употреблять в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарём. Большим помощником для учащихся стал «Орфографический словарь». Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися курса родного языка: орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Многолетняя практика ряда учителей начальных классов показала высокую эффективность применения метода орфографического чтения. Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами. Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание

1.Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения.

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К. Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

В методике существует немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Предъявление нового слова.

Существует несколько способов:

А) чтение загадки, отгадывание её учащимися;

Б) рассматривание предметной картинки;

В) описание признаков предмета;

Г) этимологический анализ слова.

Таким образом дети определяют какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над слуховым образом слова.

Работа над слуховым образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному определяют в нём « трудное» место. Здесь самими детьми ставится орфографическая задача.

Запись слова с « окошком».

Важно чтобы учащиеся. Записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном», или « дыркой».

Вместо пропущенной буквы обязательно должен стоять «сигнал опасности».

Работа над зрительным образом слова.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям.

На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это ножи, которыми можно его разрезать. Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Мнемонический приём

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемонических приёмов.

К ним можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у людей определённые ассоциации, помогают запомнить трудные слова.

Этимологический анализ слова.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет его современное написание.

Например: корова-крупное домашнее животное, дающее молоко.

Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского « рог» , корна-«рогатая» и т.д.

Изучая слова с непроверяемыми написаниями в 1-4 классах. Правописание слов запоминается быстро, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни. Различные виды упражнений не должны быть отвлечёнными от жизни от жизни. Это лишает их смысла. Одно дело просто списать слова, и другое – живое задание, когда слово является неоходимостью при написании письма, ведении записей наблюдений, придумывании кроссвордов, сканвордов.

Можно целый год напоминать ученикам, что слово пальто пишется через –а, и результат будет безуспешным . А можно за один урок всё запомнить. Но для этого надо на один урок превратиться в модельеров. Рассмотреть журналы мод, прочитать , что модно в этом сезоне, придумать и нарисовать новые модели пальто, к ним подобрать сапоги, шапку, варежки. И дать описание.

В данном случае изучим правописание слов с непроверяемыми орфограммами из блоков «Одежда», «Обувь», «Погода»:

Пальто, сарафан, варежки, костюм, фуражка, платок, кружева.

Сапоги, ботинки, калоши, валенки, кроссовки, сандалии.

Зима, мороз, иней, каток, погода, морось.

Очень важно выпустить журнал, чтобы дети видели результат своего труда.

Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения. Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.

Использование загадок

Загадка- это народная мудрость .Она расширяет знания ребёнка, вырабатывает сообразительность и смекалку. В загадках много сравнений, олицетворений, метафор. Они учат ребёнка понимать красоту родного языка. Загадку нужно не только отгадать, но и обосновать отгадку, анализируя текст. С помощью загадок словарные слова лучше запоминаются. Поэтому чаще используйте загадки в работе со словарными словами с детьми младших классов.

Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй ...
(Алфавит)


Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке.
Его следы - твои труды.
(Карандаш)


Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)


На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.
(Земляника)


Закутан ребенок
В сорок пеленок.
(Капуста)


Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать стали под осень
Не одну нашли, а восемь.
(Картошка)


Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)


На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)


Маленький мальчишка в сереньком пальтишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)


Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)


Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.

(Собака)


Льется речка - мы лежим.
Лед на речке - мы бежим.
(Коньки)


Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата)


Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)


В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)


Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)


Если б встала, до неба достала б.
(Дорога)


То я в клетку, то в линейку, —
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я…
(Тетрадь)


В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься – скажу.
(Дневник)


Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Как только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.

(портфель)


Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.

(медведь)


Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!

( корова)


Живёт в болотах и прудах, И носит ласты на ногах,

Прохладу любит, не жару, И мечет под водой икру,

Детёныши её с хвостами. Кто это? Отгадайте сами.

Ей жаба — не сестра, подружка. Скажите, кто она?

(лягушка)


Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её ...(сорока)


Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (снегири)


Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (соловей)


Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.

( рябина)


Есть сережки,
Есть и шишки,
Да не сосенка;
А живет в низинке,
Около лозинки
Да не девчонка (ольха)


Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется … (сирень)


То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (тополь)


А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.

(помидоры)


Нарисует он картину
И раскрасит Буратино.
Он напишет объявление
И открытку-поздравление.
Рисовать плакаты мастер -
Яркий, тоненький...(фломастер)


Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (болото)


Лег асфальтовый ремень
Через сотню деревень.( Шоссе)


Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть ветер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим - вот беда! -
Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.

(ботинки)


Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома

(трамвай)


Ходит великан на работу в океан

( корабль)


Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг – то овраг.

(лестница)


Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.

(лопата)


Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.

(газета)


Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (кастрюлей)


По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? …(кровать)


В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.(пенал)


Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется строй …

(алфавит)


Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?

(арбуз)


Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ...

(банан)


Шерстяная его шуба
Сострижём и тётя Люба
Из неё спрядёт нам пряжу
Кофту и носки мне свяжет
У него рога, крутые
Словно в кольца завитые
Сколько у него кудряшек
Кто же это? Наш …

(баран)





Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.

(берег)



Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова.
(Берёза)


Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки .
(Берёзы)


Клейкие почки
Зелёные листочки .
С белой корой
Стоит над горой .
(Берёза )


Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадётся –
Обнимает и дерётся.
(Ветер)


Вот он деревце качает
и разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
и кружит его, кружит.
(Ветер)


Без рук без ног, а ворота открывает.
(Ветер)


В серой латаной жилетке
Он сидит один на ветке.
На ветле качается.
Холода кончаются.
Зимний холод пережив,
Он кричит: «Я жив! Я жив!»

(Воробей)

Маленький мальчишка
в сером армячишке
по дворам шныряет,
крохи собирает.
(Воробей)


На дереве сидит, кар-кар кричит.
(Ворона)


Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(горох)



Мы порядок соблюдаем,

Нарушителей ругаем.

Нынче класс у нас нешумный,

Потому что класс...

(дежурный)




Вылез птенчик из скорлупки,

Просит зернышек и крупки.

Голосок пока что тонок.

Это – …….

(жёлтенький цыпленок)



Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут —

Береток не найдут.

(Жёлуди)



В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Жёлудь)




Маленький, беленький,
по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык.
(Заяц)


Угадайте, что за шапка:
меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
у ствола грызёт кору.
(Заяц)


Что за зверь такой лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы
уши больше головы. (Заяц)

Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт, белого найдёт.
(Заяц)


Зверька узнаем мы с тобой
по двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
а в шубке серой летом.
(Заяц)


На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк,

Разгребаем стебельки – собираем огоньки.

(земляника)



Слышишь? Вьюги говорят:
"У зимы - хозяйки нашей, -
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше".

(Иней)




Вот лекарство. Ты не бойся:

Для здоровья и красы

Детям мажут им коленки,

Локти, щёки и носы

(йод)


Толстовата, форсиста,
сорочек надела триста, а нога одна
(Капуста)


Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста, если я …
(Капуста)


Тоненькое, кругленькое,
сердце тёмненькое,
кто его видит, мысли знает.
(Карандаш)


По бумаге я бегу,
всё умею, всё смогу.
Хочешь – домик нарисую,
хочешь – ёлочку в снегу.
Хочешь – дядю, хочешь – сад,
Мне любой ребёнок рад.
(Карандаши)


Чёрный Ивашка,
деревянная рубашка.
Где носом поведёт,
там заметку кладёт.
(Карандаш)


Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
(Коньки)


Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)


Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
(Корова)


Среди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади метла.
(Корова)


Ранее утро...
Уходят рога,
Тихо мыча,
В заливные луга:
Травы щипать
И неспешно пастись.
Вкусным, парным
Молоком запастись. (Корова)

Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малышам ребяткам
Молочка дает.
(Корова)


«Му-у! - мычит теленок,
- му-у!» Очень грустно одному.
«Му-у!» - охрип малыш от рева.
«Му-у» - нашла его ...
(Корова).


Рыжий молоковоз
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!
Дважды, трижды в день завод
Молоко нам выдает
Из особо мешка ¬
Из мешка для молока.
(Корова)

Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
(Комбайн)

Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! - кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко ...

(курица)


Железный нос в землю врос,
копает, землю разрыхляет. (Лопата)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласточка)



Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой!

(лебедь)



Скачет в траве, - 
Глаза на голове, 
Скользкая и мокрая, 
Зеленая квакушка, 
А зовут ее -...

(лягушка)


Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек
По улице везут.
(Машины)


Летом наедается,
зимой отсыпается.
(Медведь)


Кто в лесу в глухом живёт?
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд.
А зимой сосёт он лапу?
(Медведь)


Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)


Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)


Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу?
(Медведь)

Зимой спит, летом ульи ворошит.
(Медведь)


В яме спит зимой длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ...
(Медведь).


Ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Лето гуляет,
А зимой спит, отдыхает.
(Медведь)


Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (Медведь)

Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)


Старик-шутник
на улице стоять не велит,
а нос домой тянет.
(М ороз)


Сам не бежит,
А другим стоять не дозволяет.
(Мороз)


Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз)


Без рук, без топорища
Выстроил мостище.
(Мороз)


Схватил за щёки, кончик носа.
Разрисовал окно без спроса.
Но кто же это? Вот вопрос.
Всё это делает…
(Мороз)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)



Братьев этих ровно семь. 
Вам они известны всем. 
Каждую неделю кругом 
Ходят братья друг за другом. 
Попрощается последний — 
Появляется передний.

(неделя)

Лёг в карман и караулю – 
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз, 
Не забуду и про нос.

(носовой платок)


Раскудрявые овечки
Ходят в летний день
Над речкой.

(Облака)


От дождей, текущих вод

Он растёт из года в год.

Он полей равнинных враг,

И зовут его ...

(Овраг)


На грядке длинный и зелёный, 
А в кадке жёлтый и солёный.

(огурец)


Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз - и треснул бок.

Чок-чок-чок-чок!

(орех)




Портфель у меня
не велик и не мал,
Лежит в нём задачник,
букварь и …
(Пенал)


Как на нашей грядке
выросли загадки –
Сочные, да крупные,
вот такие круглые.
Летом зеленеют,
осенью краснеют.
(Помидоры)


Стоят в поле сестрички –
Жёлтые глазки ,
Белые реснички .
( Ромашки)


Шёл я утром по тропинке
Видел солнце на травинке ,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи .
(Ромашка)


Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)

Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит –
И прилунится.

(ракета)


На поле боя 
Сошлись воины, 
День и ночь бьются, 
То в битве сольются, 
То врозь опять, 
То очи не смыкают. 
То ложатся спать. 
(Ресницы)



С хозяином дружит,
домик сторожит.
Живёт под крылечком,
хвостик колечком.
(Собака)


Гладишь – ласкается,
дразнишь – кусается
На цепи сидит, дом сторожит.
(Собака)


Днем молчит,
ночью ворчит.
Кто к хозяину идет,
ему знать даёт.
(Собака)


Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек
(Собака)


В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака)


Не разнять никак щенков:
Каждый - забияка,
усмирить таких сынков
Может лишь...
(Собака)


Жил-был маленький щенок
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок
А взрослая ...
(Собака)


Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая
Самая болтливая.
(Сорока)


Как снег бела,
как сажа черна,
Вертлява как бес,
повертелась, да в лес.
(Сорока)


Вертится, стрекочет,
весь день хлопочет.
(Сорока)


То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
что такое я … (Тетрадь)

То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое я?..
(Тетрадь)

Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.
(Трактор)


Должен он пораньше встать,
чтоб за партой не зевать.
Чтоб проверить всё ль в порядке
В ранце ль книжки и тетрадки
А вопрос такой возник, кто он?
Это …. (Ученик)


В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(улица)


Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

(фонарь)


На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра ...

( Хоккей)


Белая, пушистая,

Густая и душистая,

Завесила село —

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро

Метелью занесло.

(Черёмуха)



Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черёмуха)



Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит ....

(Черепаха)



Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ....

(Черепаха)




Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(шоссе)

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …

(шофёр)




Щи люблю я из капусты. 
Но и с Ним бывает вкусно!
Витаминов — прямо клад!
Я бываю очень рад, 
Скушать кисленький листок. 
Я б, конечно, больше смог!

(щавель)


На палочке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?

(Эскимо)




Круглое, румяное, 
Я расту на ветке: 
Любят меня взрослые 
И маленькие детки.

(яблоко)



Если б не было его,
не сказал бы ничего.

(Язык)


По пригорочку бежит,
Хвостиком - рулём рулит.
Схватишь хвостик, только - ах!-
Убежала!...Хвост в руках.

(ящерица)


Обобщение

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

 

 

Использованная литература:

  1. Аксёнова А.К. Якубовская Э.В. Дидактические игры.-М., 1991.

  2. Баранов М.Т. Методика русского языка. — М., 1990.

  3. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. — М., 1974.

  4. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М., 2005 – 240с.

  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1999.

  6. Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». 1997. № 5. С. 8–15.

  7. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991. – 112с.

  8. Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». 1989. № 2. С. 34–36.

  9. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М., 1975.

  10. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1990, с. 23

  11. Магомедов А.Х. Словарная работа на уроках русского языка в национальной школе // Начальная школа.- 1986, №2, с.15-16

  12. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. и др. Как запоминать словарные слова. – М., 1997 – 160с.

  13. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». 1998. № 2. С. 32–35.

  14. Ю.Ю. Пасынюк Словарная работа во 2 классе. «Первое сентября».2005

  15. Мурашов А.А. «Врожденная грамотность» как объект педагогической риторики // «Русский язык в школе». 1999. № 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!