Отвечают на вопрос учителя. Л.Н. Толстой говорит о бережном отношении к слову. Слово много значит в нашей жизни. Словом можно человека утешить и поддержать в горе, разделить радость. И словом же можно убить в душе человека последнюю надежду на луч шее. Именно об этом слова Л.Н. Толстого. - Уметь читать – значит понимать то, о чём читаешь. - Нужно понимать слова автора, владеть необходимой терминологией, если текст научного содержания. - Если текст художественного стиля, нужно уметь чувствовать настроение автора и его героев. - Как только мы научились читать, мы уже постигали новые знания. Не всеми навыками мы пока не овладели. Мы будем говорить и рассуждать о словарном богатстве русского языка. - О том, какими особенностями обладают слова в русском языке. - Будем развивать умения работать с текстом, будем учиться читать, правильно понимая информацию. - Будем расширять свой кругозор и словарный запас. Умение бережно обращаться со словами, понимать их значение, уметь находить нужные слова в определённой ситуации необходимо нам в настоящей и дальнейшей жизни. В названии темы заложена проблема, над которой мы будем работать: в чём словарное богатство русского языка? | Задаёт вопросы. Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого? Учитель читает слова Осипа Мандельштама. - О чём говорит нам Осип Мандельштам? Что значит уметь читать? - Какими умениями и навыками нужно овладеть, чтобы понимать информацию? -Владеете ли вы всеми этими навыками? - Человек учится всю жизнь. Его культура и разум развиваются в процессе чтения. А книга – величайший инструмент обмена информацией. - Сегодня мы будем работать с текстами разных стилей и направлений. Все тексты содержат в себе множество разнообразных слов. Прочтите внимательно тему урока и попытайтесь сформулировать цели сегодняшнего урока. - Как вы думаете, каковы цели нашего урока? - Каково значение темы и целей урока в вашей дальнейшей жизни, в вашем образовании? - Какая проблема есть в названии темы? Какие ассоциации она у вас вызывает? Учитель корректирует высказывания учащихся, вместе с ними обобщает их и формулирует цели урока. | Создание проблемной ситуации на этапе мотивации и смыслообразования учебной деятельности. Регулятивные УУД: -формирование мотивов и интересов учащихся к своей познавательной деятельности; -формирование умения ставить цели урока. -формулировать и отстаивать своё мнение. - умение обобщать и систематизировать сказанное. - умение прогнозировать результаты своей учебной деятельности. Коммуникативные УУД: -умение отвечать на вопросы и осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей; - умение уважительно относиться к чужому мнению; -умение выслушивать мнение сверстников и учителя как своих собеседников. Учитель обращается к субъектному опыту учащихся, создаёт условия для формирования внутренней потребности школьников через чтение постигать словарное богатство русского языка. |
Представление презентаций: «Устаревшие слова», «Слова – синонимы», «Слова- антонимы», «История одного слова». Презентации служат дополнением к выступлениям учащихся. Выступающие отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Ученики в группах корректируют выступления сверстников, оценивают презентации, высказывают самооценки и взаимооценивание друг друга. Учащиеся подводят итог данного этапа учебной деятельности, обобщают основные успехи и неудачи и намечают индивидуальные и коллективные пути развития в данном направлении. | - Что нового вы узнали в процессе выполнения задания? - Ребята, оцените работу своих одноклассников. Удалось им справиться с творческим заданием? - Учитель выслушивает отзывы ребят о выступлениях, дополняет их, комментирует оценки детей. | Регулятивные УУД: - формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности, умения систематизировать полученную информацию; - формирование навыков публичного выступления; - формирование навыков оценивать работу своих товарищей и давать самооценку; -умение прогнозировать свою дальнейшую деятельность по устранению ошибок и недочётов. Личностные УУД: Формирование любви к родному языку, к русскому слову, его многогранности и неповторимости. |
Физкультминутка. 3. Изучение нового учебного материала: актуализация знаний. Выразительное чтение лирических и прозаических текстов; развитие навыков работы с текстами разных стилей и жанров; развитие знаний об однозначных, многозначных словах, их прямом и переносном значении; развитие знаний об общеупотребительной лексике, диалектизмах, профессионализмах, нейтральных, книжных, разговорных и устаревших словах; развитие навыков работы по происхождению слов. Изучение омонимов. Работа со словарями (толковым, этимологическим, словарями синонимов, антонимов и фразеологизмов). Работа с эпитетами, олицетворением, метафорами, научными терминами. Использование проблемных вопросов, метода исследования языкового материала; |
1.Чтение стихов А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина об осени наизусть ( 3учащихся). Ученики оценивают выразительное чтение одноклассников, высказывают своё мнение. Работа в группах: Ученики записывают «особенные» слова, определяют, какими средствами они являются, обмениваются информацией и корректируют друг друга. 2. Работа с учебником. Чтение правила «Омонимы» на стр.63., ученики приводят свои примеры слов - омонимов. Работа в группах и парах: 1. работа с упр. 157. Выполнение зад. 1, 2, 3. 2. работа с упр. 158. 3. выполнение упр. 159. Зад.1, 2. 4. выполнение упр. 159. Зад. 3. 5. выполнение упр. 160. 6. выполнение упр. 161 -Поисковое, изучающее, просмотровое, ознакомительное. Вид чтения зависит от цели и задачи. Ученики оценивают работу друг друга и свою собственную. Называют достоинства и недостатки, определяют то, над чем ещё предстоит работать. 3. Ученики работают в мини-группах и парах, составляют план текста упр. 161, обсуждают и зачитывают свои таблицы с примерами изобразительных средств. -В текстах художественного стиля больше изобразительно-художественных средств. Они разнообразят и украшают речь, делая её более эмоциональной. Ученики называют ключевые слова. Школьники составляют алгоритм выявления главной информации текста. Составление плана. Нахождение ключевых слов. Создание сжатого текста с главной информацией. Ученики читают главную информацию. Группы оценивают и корректируют друг друга. Семиклассники оценивают свою работу и работу группы. Что удалось, а что вызывало затруднения? | 1. - Чтобы с текстами работать, нужно их выразительно прочитать. - Как вы думаете, удалось чтецам передать настроение авторов стихотворений, их задушевное отношение к родной природе? Как можно оценить чтение ребят? Что удалось и над чем ещё предстоит работать? Какими особенными словами поэты передают очарование золотой осени. Именно поэты и писатели учат нас внимательно относиться к природе, учат нас словами передавать свои мысли, чувства, переживания… 2. Работа с учебником стр.62-64. Что мы называем омонимами? Работа с текстами предложенных упражнений. - Какие виды чтения мы использовали и от чего они зависят? В текстах упр. 157, 159, 160 следует разграничить главную и второстепенную информацию, определить ключевые слова. А.Блок: «Стихотворение – это покрывало, натянутое на острия слов, и слова эти сияют, как звёзды». - Именно в ключевых словах заключена главная информация текста. Какие виды чтения вы использовали, читая тексты упражнений? Учитель вместе с детьми корректирует работу в группах и парах, оценивает, подводит итог работы, намечает дальнейший путь развития способностей ребят. Работа с упр. 161. Составьте план текста. Составьте таблицы и заполните их примерами изобразительных средств (работа в парах). Вопрос: Чем тексты художественного стиля отличаются от текстов других стилей? Выпишите ключевые слова по каждой микротеме. Опираясь на эти слова, передайте сжатую информацию текста. После высказываний ребят на экране появляется главная информация текста. Ученики сверяют свои сжатые изложения с предложенным вариантом. Высказывают свои мнения, вместе с учителем оценивают свою работу и намечают траекторию развития в заданном направлении. Учитель вместе с детьми прогнозирует то, где может пригодиться умение передавать сжато главную информацию (при изучении всех предметов, при написании сжатого изложения во время государственного экзамена по русскому языку в 9-ом классе). | Регулятивные УУД: -формирование умения осознанного чтения, работа с разными видами чтения в зависимости от поставленной цели: просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее; - формирование умения оценивать индивидуальную работу и работу в группах своих товарищей; формирование умения составлять план текста, выявлять главную информацию и второстепенную, находить ключевые слова. формировать умение подводить итог своей деятельности. Предметные УУД: формирование умения писать сжатое изложение; формирование навыков работать с идейно-художественными средствами: эпитетом, метафорами, олицетворением омонимами. Личностные УУД: -воспитание бережного отношения к русской литературе, родной природе, любви к Родине; - воспитание любви к родному языку, к русскому слову. Использовались приёмы: «Ассоциативный ряд», «Корзина идей», «Ступени». |
Разграничение главной и второстепенной информации. Узнавание новых слов. Закрепили знания об омонимах, эпитетах, метафорах, синонимах, антонимах и т.д. На других уроках, в дальнейшей жизни. Умения и навыки: -выразительно читать текст, соблюдая нужную интонацию; -составлять план текста; -систематизировать информацию по определённой теме; - планировать работу, составлять алгоритм учебных действий; - оценивать и корректировать работу своих товарищей; - разграничивать главную и второстепенную информацию. Учащиеся подводят итог учебной деятельности на уроке, анализируют успехи и неудачи, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников. Планируют деятельность по устранению пробелов в знаниях. | Что нового вы сегодня узнали? Какие знания вы имели, а какие новые приобрели? Где вам могут пригодиться приобретённые знания? Какие умения и навыки были приобретены, а какие вы усовершенствовали? Учитель корректирует размышления учащихся по итогам деятельности. Помогает спланировать траекторию индивидуального развития каждого ученика. Учитель выставляет оценки учащимся, комментирует их, учитывая высказывания учеников. Помогает учащимся спланировать дальнейшую деятельность по устранению пробелов в знаниях. | Регулятивные УУД: - формирование умения оценивать свою деятельность, деятельность своих товарищей, подводить итоги совместной и индивидуальной деятельности и планировать этапы работы дальнейшего развития. - формирование умения работать в парах и группах. -формирование умения высказывать свою точку зрения и отстаивать её, приводя аргументы. Использовались приёмы: «Острова», «Закончи предложение: Я узнал новое… Мне понравилось… Мне в жизни пригодится… Я ещё не умею… Я умею.. Я планирую дальше…» |
Внимательно слушают объяснение домашнего задания, выбирают то задание, которое им по душе, объясняют, почему выбрали именно это задание, намечают пути выполнения этих заданий, записывают его в дневник, задают вопросы, если задание не понятно. | Домашнее задание по группам, по парам и индивидуально. Написать мини-сочинение в виде рассуждения. «В чем словарное богатство русского языка?» Напишите заметку в газету «Почему нужно беречь наш родной русский язык?» Создать иллюстрации в альбом «Фразеологизмы – украшение нашей речи». Творческое задание: создайте кластер на тему: «Изобразительно-художественные средства в русском языке» с подписями и примерами. Учитель комментирует домашнее задание по группам, парам и индивидуально. | Личностные УУД: - воспитание любви к родному языку, к русскому слову; -воспитание потребности в культуре правильной устной и письменной речи; -формирование осознанного выбора своей творческой учебной деятельности. Метапредметные УУД: -формирование умения переводить свои мысли и умозаключения в схемы, таблицы, рисунки (моделирование); -формирование умения прогнозировать результат своей деятельности и планировать учебные задачи для его достижения. Предметные УУД: -формирование умения писать сочинение-рассуждение с тезисом и аргументами на заданную тему; -обобщение знаний о словарном богатстве русского языка, его изобразительных средствах. Использовались приёмы «Кластер», «Слова-ассоциации». |