СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учителю доступно и образно объяснить функциональную значимость слова (как единицы языка), наглядно проиллюстрирует проблему чистоты речи.

Просмотр содержимого документа
«Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ…


Язык, великолепный наш язык

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

К. Д. Бальмонт


Язык — это история народа. Язык —

это путь цивилизации и культуры. Именно

поэтому изучение и сбережение русского

языка является не праздным увлечением от

нечего делать, а насущной необходимостью.

А. И. Куприн


Начиная размышление о языке и чистоте речи, необходимо обратиться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова, чтобы уточнить значение данного понятия. Итак, что же такое «язык»?

В словарной статье Сергей Иванович демонстрирует многозначность понятия. Остановимся на некоторых его значениях.

Так, прежде всего лингвист отмечает, что язык - это «исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе» [2, с. 498]. Во-вторых, говорит о языке как о совокупности средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, и, конечно же, указывает на язык как речь и способность общения.

Если рассматривать понятие в первом значении, то мы столкнемся с огромной сокровищницей, хранящей в своих закромах безграничные запасы народной мудрости, всё народное мировоззрение, отражающее этапы формирования и развития общества. И имя этой сокровищницы – национальный язык…

Язык, который объединяет исторически сложившийся коллектив людей, связанных общей территорией, экономикой, культурой и особенностями быта, основное назначение которого состоит в том, чтобы обеспечить общение людей, говорящих на этом языке. Именно поэтому все средства языка помогают более точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Образование и развитие национального языка – сложный, длительный процесс. Его развитие непосредственно связано с развитием истории и культуры русского народа.

Таким образом, язык – это народная память, кладовая, хранящая в себе прошлое, дающее начало настоящему и открывающая дверь в будущее. Поэтому, наверное, в годы Великой Отечественной войны Анне Андреевне Ахматовой прежде всего хотелось его защитить. Более того, в своём стихотворении «Мужество» она настойчиво и призывно требует от нас, читателей, встать на защиту языка, носителя народного самосознания:


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.


Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки [1, с. 149]

Так, лучшие достоинства национальной речевой культуры, основные достоинства русского национального языка воплощает русская художественная литература. Но вспомним словарную статью С.И. Ожегова и поговорим о «языке» как о речи, способности общения людей друг с другом…

Тут сразу же всплывает в сознании фрагмент из книги К.И. Чуковского, который писал: «Язык что одежда», - говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную куртку, которая вполне хороша для чёрной работы в саду…»

К чему же ведут все эти рассуждения Корнея Ивановича?

Всё просто – человек, владея сокровищницей, волен из неё в повседневном общении с людьми вынимать и драгоценные камни, и мусор…

От чего будет зависеть выбор человека? Почему кто-то имеет доступ к драгоценностям, а кто-то копается в хламе…

Всё опять же просто – доступ к сокровищам открыт, все находятся в равных условиях, было бы желание работать над собой, своим образованием, чтобы знакомиться с разными пластами лексики, заходить в разные закрома языковой кладовой, и суметь поменять «замусоленную куртку» на «фрак»…

Таким образом, изначально, язык – это богатейшая кладовая, это чудо-сундук, из которого мы, общаясь с людьми, достаём слова-одежду, создавая свой образ и впечатление о себе. А каким оно будет, зависит только от нас, нужно лишь помнить, что сокровищница кладовой неисчерпаема, а «слово не воробей, вылетит – не поймаешь…»

Не засоряйте свою речь «языковым мусором»! Наслаждайтесь красотой «великого, могучего, правдивого и свободного русского языка»!



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахматова А.А. Сочинения. В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1987.

  2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1992.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!