Урок № 7 _________________
«Слово о мастере»
Цели урока: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.
Тип урока: Изучение нового материала, дискуссия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. умение находить общее решение, учитывать разные мнения. | Метапредметные: исполнение песен разного характера и содержания. умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой; умение дать характеристику, выделить основные особенности музыкального жанра. расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию. смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы; развитие общих музыкальных способностей. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России. формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
Ход урока.
1. Организационный
II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)
Почему я выбрала тему «Слово о мастере»? Почему именно Георгий Свиридов (1915-1998)?
Прежде всего, потому, что эта музыка отражает через свои интонации историю развития русской музыки XX века. Это и интересно, и актуально. Так же русская музыка помогает школьникам познавать свои корни, свои истоки, пропустить через свою душу потоки музыкальной родной культуры. Все это просветляет душу человека и дает ему правильные ориентиры в жизни.
III. Изучение нового материала ( /)
Вспомни народное выражение и поговорку: «золотых дел мастер», «дело мастера боится».
Мастер! Именно этим ёмким словом назвал писатель В. Астафьев композитора, с которым, мы с вами сегодня познакомимся. Но сначала мы послушаем его звуковое послание. Послушайте его внимательно.
Слушают «Запевка» Г.В. Свиридова на стихи И. Северянина.
- Что можно сказать об этом композиторе? Какой страны этот композитор? О чем он хотел нам рассказать? Почему вы так решили? Как он относился к Родине? - Кто исполнял это произведение? Кроме музыки вы слышали поэтический текст. Это послание - соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта.
Прозвучала «Запевка» русского композитора Г.В. Свиридова на стихи И. Северянина «О России петь-что стремиться в храм…»
Есть звуки и нити, соединяющие русского человека на Русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения. Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада... Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным... плачут, жалея себя и то чистое, дивное, созданное в себе, что было задумано природой...
Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём, и пребудет на земле. Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, и заветное «В начале было слово» — весьма и весьма сомнительно. Нет, в начале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. Музыка и природа - это самое верное, святое, неизменное, что осталось с человеком...
Будучи золотой осенью на Курщине, я открыл для себя - отсюда, с этой родной земли унёс в сердце и сохранил великий композитор современности [Г. Свиридов] тот нежный и непреклонный звук, ту пространственную, высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает сердце русское неизъяснимою тоскою, очистительною печалью. Мощным хором возносится композитор в поднебесье, набатным колоколом зовёт Россию и русский народ: выстоять! Выпрямиться и выстоять во имя будущего наших детей и во имя сохранения того прекрасного, что накопили на земле её редкие мудрые страдальцы, гении человечества, эти вечные отважные странники...
- Как ты думаешь, кого писатель называет «мудрыми страдальцами», «гениями человечества», «вечными странниками» и почему?
- Ребята, скажите какое время года у нас в России, самое прекрасное и веселое? (зима).
Звучит маленькая кантата Г.В.Свиридова на стихи Б.Пастернака.
- Какой музыкальный образ создан Г. Свиридовым? Только ли это лирическая зарисовка зимней природы?
- Что напоминает метрическая равномерность музыки? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени, выразил идею о его бесконечности?
- Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альты — сопрано?
- Как звучит сопровождение хора? Какие инструменты придают музыке ощущение фантастичности, колокольности, устремлённости ввысь?
- В каком ладу звучит музыка этой части?
В своём творчестве Г. Свиридов постоянно обращается к вокальным жанрам. Удивительно чутко в своих романсах и хоровых произведениях он относится к слову, мастерски подчёркивая его значение и выразительность верно найденными музыкальными интонациями, ритмом, красочностью тембров голосов и оркестра. Музыка композитора уходит своими корнями в жизнь русского народа, в его душевный склад и характер, в природу России.
4. Вокально-хоровая работа. - распевание. - разучивание песни «Песенка о словах» (муз. С. Старобинского, сл. В. Вайнина).
5. Домашнее задание.
- Выучить песню «Песенка о словах» (муз. С. Старобинского, сл. В. Вайнина).
6. Рефлексия. Итог урока.
- С какими произведениями сегодня познакомились? - Какие больше всего понравились. Почему? - Творчество Г. Свиридова часто сравнивают с песнью о России. Как вы думаете почему?
Песенка о словах
Музыка С.Старобинского
Слова В. Войнина
1. Слова бывают добрые
И, как диван, удобные.
Слова бывают сдобные,
Как яблочный пирог.
А есть слова опасные,
Когтистые, ужасные
И главное напрасные -
Вопьются - не дай Бог.
2. Слова бывают жгучие,
Бурлящие, певучие,
Как музыки созвучия
Текут они рекой.
Но есть слова холодные,
Бесцветные, бесплодные,
И как пески безводные
Они томят тоской.
3. Слова бывают грозные
Огромные, серьёзные.
Дрожат просторы звёздные,
Когда гремят они.
И есть слова шутливые,
Беспечные, игривые,
Как бабочки пугливые -
Попробуй, догони.
4. Бывает слово пушкою
И детскою хлопушкою,
И пряничной избушкою,
Сулящей глупый рай,
Травой бывает сорною
И злой пантерой чёрною,
И птицей непокорною -
Любое выбирай!
Георгий Васильевич Свиридов – выдающийся русский композитор, поэт, педагог и дирижер. Он родился 16 декабря 1915 года в Лужниках, в семье сельского священника. В юности Свиридов учился в музыкальном училище имени Гнесиных, затем продолжил обучение в Московской консерватории.
В своем творчестве Свиридов соединял классическую музыку с народной, создавая необычные и уникальные произведения. Он написал множество симфоний, ораторий, песенных циклов, камерной музыки и музыки к кинофильмам. Свиридов также известен своими аранжировками народных песен.
Свиридов получил множество престижных наград и званий, в том числе Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его произведения исполнялись на мировых сценах и получали высокую оценку критиков и слушателей. Музыка Свиридова дотрагивается до самых глубин человеческой души, она является отражением российской культуры и никого не оставляет равнодушным.
Детство и начало творчества
Родился Дмитрий Васильевич Свиридов 8 октября 1915 года в Ленинграде в семье музыканта. С раннего детства он проявлял интерес к музыке и начал обучаться игре на фортепиано под руководством своей матери. В 1933 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где его талант был отмечен преподавателями. Он начал активно писать музыку и уже в те годы его произведения замечены и получили высокую оценку экспертов. Одним из наиболее знаменитых произведений Свиридова, созданных в это время, является его первая симфония, написанная в 1940 году. Она принесла ему широкую известность и признание в музыкальной среде. Также в начале своей карьеры Свиридов работал в Соловецком лагере и писал музыку для хора, что сильно повлияло на его творчество и стиль. Изначально музыка Свиридова была сильно отмечена влиянием музыкальных традиций России и была связана с народной музыкой. Однако, со временем, его стиль стал все более самобытным и оригинальным. Таким образом, уже в молодые годы Свиридов показал себя как выдающийся композитор и стал одной из самых значимых фигур в мире современной музыки.
Изначальный интерес к музыке
Родился Дмитрий Васильевич Свиридов 8 октября 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С ранних лет проявлял большой интерес к музыке. Талантливого мальчика заметили в местной музыкальной школе, где он начал изучать фортепиано и музыковедение. Свиридову посчастливилось учиться у таких выдающихся музыкантов, как Евгений Ганелин и Георгий Рубинштейн. Благодаря их наставлениям и поддержке Свиридов смог развить свой творческий потенциал и освоить различные жанры и стили музыки. Впервые свои композиции Свиридов представил широкой публике в 1946 году на конкурсе молодых композиторов. Его талант был отмечен жюри, и молодой музыкант получил стипендию на обучение в Ленинградской консерватории. Там Дмитрий Свиридов занимался у Олега Карнегуса, Михаила Черепнина, Сергея Чернихова и других известных композиторов и педагогов. Студентскую работу он выполнил на высоком уровне и получил звание дипломированного композитора. Интересно, что ряд его композиций был запрещен советскими властями из-за «формальности», но несмотря на это, Свиридов не прекращал деятельность и писал музыку для кино и театра. Год рождения 1927 Место рождения Ленинград (ныне Санкт-Петербург) Дополнительные стипендии на обучение в Ленинградской консерватории
Образование и первые успехи
Родился Дмитрий Васильевич Свиридов 8 октября 1942 года в Ленинграде в музыкальной семье. Благодаря родителям, которые воспитывали его в любви к музыке, Свиридов начал учиться играть на фортепиано в раннем детстве. В 1956 году поступил в Ленинградскую музыкальную школу на отделение композиции, где его первым учителем стал Борис Артасов. Свиридов сразу проявил себя как талантливый композитор и пианист. В 1958 году поступил в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова на композиторское отделение. Его учителями в консерватории были Евгений Глебов и Галина Уствольская. Здесь он также быстро проявил себя как уникальный музыкальный талант и его произведения начали привлекать внимание музыкальных критиков и слушателей. В 1961 году Свиридов дебютировал как композитор: его симфоническая поэма «Метель» была исполнена Ленинградским симфоническим оркестром под руководством Евгения Мравинского. Это стало началом серии успехов и признания для Свиридова. На протяжении своей музыкальной карьеры Свиридов написал множество произведений различных жанров: оркестровые, хоровые, камерные, вокальные и др. Он также активно работал в кинематографе, компонируя музыку к фильмам. Известные произведения: Симфония №5 «Стихорт», Кантата «В родной стороне», кантата «Поэма», кантата «Россия», ансамбльные пьесы «Время, вперед!» и «Романс».
Известные фильмы: «Сирена» (1968), «Метель» (1967), «Жди меня, Анна» (1970), «Вам и не снилось» (1983), «Старик Хоттабыч» (1986).
Поздние годы и наследие
В поздние годы своей жизни Георгий Свиридов продолжал активно творчески работать. Он писал музыку для оркестра, симфонические произведения, камерную музыку, песни и циклы романсов. Кроме того, он занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории и в музыкальной школе имени Гнесиных.
Почти все композиции Свиридова, написанные в его поздние годы, были созданы в его уникальном стиле, который сочетал в себе элементы народной музыки, академической традиции и модернистских приемов. Истинное наследие Свиридова — это его музыка и влияние, которое он оказал на многих композиторов. Его произведения до сих пор исполняются на концертах и записываются на альбомах различными исполнителями. Музыка Свиридова стала источником вдохновения для многих музыкантов и продолжает привлекать слушателей своей красотой и силой.