Класс: 8
УМК: Русский язык. 8 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.– М.: Просвещение, 2014.–272 с.
Тема: Словосочетание как единица синтаксиса.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
воспитывающие:
– способствовать нравственному воспитанию обучающихся;
– способствовать развитию интереса к русскому языку у обучающихся;
– формировать положительную мотивацию обучения;
– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;
развивающие:
– способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся;
– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;
– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;
– способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;
обучающие:
– формировать умение находить словосочетания в предложениях, конструировать их по данной модели, составлять схемы словосочетаний .
Личностные результаты:
– осознание потребности в развитии и саморазвитии;
– осознание ответственности за результаты своей учебы;
– осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
Предметные результаты:
– формирование умений находить словосочетания в тексте;
– актуализация знания о словосочетаниях.
Метапредметные результаты:
– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
– умение поставить цель и организовать ее достижение;
–владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Основные понятия: словосочетание, главные члены предложения.
Методы: словесный метод, наглядный метод, метод выполнения практических упражнений, репродуктивный метод, эвристический метод.
Язык не истощим в соединении слов.
А.С. Пушкин
1. Орфоэпическая разминка
Карточки "Расставь ударение в словах"
Каталог, краны, договоренность, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, оптовый, эксперт, цемент, статуя, банты.
2. Объясните лексическое значение слов: партер, каталог
Парте́р (фр. parterre — на земле) — нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра.
Катало́г — в общем случае некий список информации об объектах, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку.
3.Изучение нового материала
Что изучается в разделе синтаксис?
Что вам известно о словосочетании?
Сформулируйте тему урока
Работа с книгой (стр. 33-34)
Памятка: " Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу.
Как устанавливается связь слов в словосочетании?
Словами каких частей речи может быть выражено главное слово?
Самостоятельная работа учащихся, составление схем.
4.Закрепление изученного материала.
Используя данные схемы, составьте по 3 словосочетания (первый ряд 1, 2, 3 схемам; второй ряд — 4, 5, 6):
Прилагательное + существительное
Причастие+ существительное
Глагол + существительное
Наречие + глагол
Наречие+ наречие
Местоимение+ существительное
Проводится фронтальная проверка, ответить предлагается нескольким ученикам.
Работа в тетрадях (упр. 54.)
Составьте возможные словосочетания с главными словами, данными в овале.
Сделайте вывод о том, почему одни слова могут сочетаться друг с другом, а другие нет.
Не является словосочетаниями!!!
Основа предложения (мальчик убежал)
Однородные члены (добрый и заботливый)
Предлоги со словами ( в течение часа)
Составные формы (более умный)
Фразеологические обороты (ломать голову)
Эмоциональный настрой.
Учитель читает стихотворение - отрывок А.С. Пушкина "Осень".Учащимся предлагается выписать все возможные словосочетания, указать вид.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Работа в тетрадях (упр. 55)
Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на орфограммы, вставьте пропущенные буквы и объясните.
Какие словосочетания используются в тексте для описания утренней зари , а какие – для вечерней?
Выпишите выделенные словосочетания и обозначьте в них средства связи.
Учащиеся по очереди зачитывают словосочетания, указывая его вид.
5. Рефлексия.
Подведем итог:
Что такое словосочетание?
С какими видами словосочетаний вы познакомились?
На доске записаны предложения, продолжите их:
Сегодня я узнал(а)...
Было трудно...
Я понял(а)...
Теперь я могу...
Я научился(ась)...
6. Домашнее задание дифференцированного характера: а) пересказывать теоретический материал, с. 35-36; б) сделать упр. 57 (по развитию речи), с. 35; в) выполнить упр. 58, с. 36.