СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание как единица синтаксиса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание как единица синтаксиса»

Класс: 8

УМК: Русский язык. 8 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.– М.: Просвещение, 2014.–272 с.

Тема: Словосочетание как единица синтаксиса.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

воспитывающие:

– способствовать нравственному воспитанию обучающихся;

– способствовать развитию интереса к русскому языку у обучающихся;

– формировать положительную мотивацию обучения;

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

развивающие:

– способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся;

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

обучающие:

– формировать умение находить словосочетания в предложениях, конструировать их по данной модели, составлять схемы словосочетаний .


Личностные результаты:

– осознание потребности в развитии и саморазвитии;

– осознание ответственности за результаты своей учебы;

– осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

Предметные результаты:

– формирование умений находить словосочетания в тексте;

– актуализация знания о словосочетаниях.

Метапредметные результаты:

– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;

– умение поставить цель и организовать ее достижение;

–владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Основные понятия: словосочетание, главные члены предложения.

Методы: словесный метод, наглядный метод, метод выполнения практических упражнений, репродуктивный метод, эвристический метод.

Язык не истощим в соединении слов.
А.С. Пушкин

1. Орфоэпическая разминка

Карточки "Расставь ударение в словах"

Каталог, краны, договоренность, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, оптовый, эксперт, цемент, статуя, банты.

2. Объясните лексическое значение слов: партер, каталог

Парте́р (фр. parterre — на земле) — нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра.

Катало́г — в общем случае некий список информации об объектах, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку.

3.Изучение нового материала

  • Что изучается в разделе синтаксис?

  • Что вам известно о словосочетании?

  • Сформулируйте тему урока

Работа с книгой (стр. 33-34)

  • Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)

Памятка: " Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто же кто есть – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Запомни как основу.

  • Как устанавливается связь слов в словосочетании?

  • Словами каких частей речи может быть выражено главное слово?

Самостоятельная работа учащихся, составление схем.










4.Закрепление изученного материала.

Используя данные схемы, составьте по 3 словосочетания (первый ряд 1, 2, 3 схемам; второй ряд — 4, 5, 6):

Прилагательное + существительное

Причастие+ существительное

Глагол + существительное

Наречие + глагол

Наречие+ наречие

Местоимение+ существительное





Проводится фронтальная проверка, ответить предлагается нескольким ученикам.

Работа в тетрадях (упр. 54.)

  • Составьте возможные словосочетания с главными словами, данными в овале.

  • Сделайте вывод о том, почему одни слова могут сочетаться друг с другом, а другие нет.

Не является словосочетаниями!!!

  1. Основа предложения (мальчик убежал)

  2. Однородные члены (добрый и заботливый)

  3. Предлоги со словами ( в течение часа)

  4. Составные формы (более умный)

  5. Фразеологические обороты (ломать голову)






Эмоциональный настрой.

Учитель читает стихотворение - отрывок А.С. Пушкина "Осень".Учащимся предлагается выписать все возможные словосочетания, указать вид.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Работа в тетрадях (упр. 55)

  • Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на орфограммы, вставьте пропущенные буквы и объясните.

  • Какие словосочетания используются в тексте для описания утренней зари , а какие – для вечерней?

  • Выпишите выделенные словосочетания и обозначьте в них средства связи.

Учащиеся по очереди зачитывают словосочетания, указывая его вид.

5. Рефлексия.

Подведем итог:

  • Что такое словосочетание?

  • С какими видами словосочетаний вы познакомились?

  • На доске записаны предложения, продолжите их:

    • Сегодня я узнал(а)...

    • Было трудно...

    • Я понял(а)...

    • Теперь я могу...

    • Я научился(ась)...

6. Домашнее задание дифференцированного характера: а) пересказывать теоретический материал, с. 35-36; б) сделать упр. 57 (по развитию речи), с. 35; в) выполнить упр. 58, с. 36.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!