ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.
Цель: формирование умения выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10.
Задачи
Повторить состав чисел в пределах 10, закрепить умения составлять краткую запись задач со связью «БИС» (было, изменение, стало) табличным способом и решать их.
Содействовать развитию вычислительных умений, математической речи, логического мышления, творческого воображения.
Способствовать привитию интереса к занятиям математикой, развитию коммуникативных умений, формированию любознательности.
Создать условия для воспитания дружелюбия, самостоятельности, аккуратности.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма проведения: жанровый урок «Встреча со сказочными героями».
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Моя математика», 1 класс, ч.1, (В. Д. Герасимов); рабочая тетрадь «Моя математика» 1 класс, ч.1. (В. Д. Герасимов, Т. А. Лютикова); тетрадь для стимулирующих занятий, 1 класс (Г. Л. Муравьёва).
Оборудование: мультимедийная презентация, цветики-семицветики для рефлексии, цветные карандаши, демонстрационные монеты и в индивидуальных наборах, конверты с пазлами для работы в группах.
Философский замысел урока:
С математикой кто дружит, тот нигде не пропадёт.
Математика всё может, даже в сказку приведёт.
Никогда не унывай! Сравнивай, считай, решай!
В математике закон такой – всегда думай головой!
Ход урока
І. Организационно-мотивационный этап
Вот и утро на дворе,
В сборе весь наш 1 «Г».
Мы учителю, друг другу
С добрым утром говорим.
Нам ведь некогда лениться,
Мы учиться все спешим.
– Сегодня нас ждёт встреча со сказочными героями, которые подготовили для вас интересные задания (Слайд 1)
(Учитель просит прочитать философский замысел урока (Слайд 2).
– Что поможет нам в работе? (Знания, смекалка, дружеская поддержка).
На уроке повторим и закрепим наши знания по составу чисел первого десятка, закрепим умения составлять и решать задачи.
У каждого из вас на партах лежат цветики-семицветики. Своё участие в работе вы будете оценивать на каждом из 7 лепестков. Светофорчик напомнит вам оценочную палитру (Слайд 3).
ІІ. Операционно-деятельностный этап
1) Чистописание (Слайд 4).
– Послушайте загадку и угадайте, кто предлагает вам первое задание? (Приложение 9) (Белоснежка и семь гномов)
– Открываем тетради на стр.11, работаем на клеточном поле.
* Запишите числовой ряд в порядке возрастания, обращая внимание на правильное написание цифр (Приложение 1).
* Наибольшее число подчеркните синим карандашом.
* Наименьшее число подчеркните зелёным карандашом.
* Обведите число, следующее за числом 8.
* Обведите число, предшествующее числу 4.
* Поставьте красным карандашом точки сверху над чётными числами.
– Проверяем работу. Сверяем написание цифр с таблицей на доске. Называем выделенные числа. Оцениваем правильность и аккуратность своего чистописания на 1 лепестке.
2) Устный счёт (Слайд 5).
– Ответить на вопрос, кто предлагает следующее задание, вам поможет ещё одна загадка. (Буратино)
* У Буратино есть монета в 10 копеек. Предложите свои варианты размена этой монеты. (Приложение 2)
* За двумя кустами спрятались зайчики. Петя увидел за первым кустом 6 ушек, а за вторым кустом – на 4 ушка больше. Сколько зайчиков спряталось за каждым кустом?
Расскажите, как пришли к ответу? (Мы знаем, что у одного зайца 2 уха. Значит, 6 ушей – это 3 зайца. На 4 больше – это 6 да ещё 4, всего 10. А 10 ушей – это 5 зайцев).
* У жука 3 пары ног, а у паука на 1 пару ног больше. Сколько ног у паука?
Расскажите, как пришли к ответу? (3 пары – это 6. Да ещё одна пара – всего 8).
– Оцените своё участие в устном счёте на 2 лепестке.
3) Физкультминутка (Слайд 6).
(Приложение 3)
4) Решение задач (Слайд 7).
– Слушайте следующую загадку. Итак, кто спешит к нам на встречу? (Кот в сапогах)
Откройте учебники на стр. 73 и тетрадь на стр. 10, задание 3.
Составим задачу по рисункам. (У девочки было 5 шаров, ей подарили ещё 5 шаров. Сколько шаров стало у девочки?)
Прочитаем задачу в тетради. Правильно ли она составлена? (Да)
О чём говорится в задаче? (О шарах, которые подарили девочке)
Какие числа есть в задаче? (5 и 5)
Какие слова будут работать в задаче? (Было, изменение, стало)
Какое происходит изменение? (Подарили шары – их стало больше)
В тетрадях две краткие записи. Какая из них подойдёт нам? (Первая)
Заполняем краткую запись. (Проговаривает ученик: пишу под буквой Б число 5, под буквой И – 5, под буквой С – ?)
Определите, какое число целое? Какие числа – части?
Обведите вопрос «яблочком».
Что надо найти? (Целое) Как найти целое? (Нужно сложить части)
Запишите решение. (Запись выполняется на доске с проговариванием)
(Приложение 4)
(Составляем рассказ. Рассказ превращаем в задачу. Определяем, какие числа являются целым и частями. Что будем находить? Изменение работает с каким знаком? Что находим – целое или часть? Как найти часть? Выбор схемы в учебнике. Заполнение с комментированием. Запись решения на доске. Вывод: часть находится вычитанием из целого другой части. (Приложение 5)
– Оцените свою работу на 3 лепестке.
5) Логическое задание (Слайд 8).
– С вами желает встретиться ещё один сказочный герой. (Незнайка)
– Незнайка предлагает хитрое задание на смекалку. Будьте внимательны.
(Приложение 6)
Оцените своё участие в этом задании на 4 лепестке.
6) Физкультминутка (Слайд 9).
(Приложение 7)
7) Решение примеров (работа в группах) (Слайд 10).
– Следующее задание вам предлагает ... (Винни-Пух)
Каждая группа получает конверт с пазлами, на обратной стороне которых записаны примеры. Только решив все примеры и проверив друг друга, вы соберёте картинки волшебных предметов. Определите, из каких они сказок.
Помните о правилах работы в группе.
Проверка работы.
– Состав какого числа вам было сложно определить? Назовите волшебные предметы? Из каких они сказок? (Слайд 11) Оцените своё участие в этой работе на следующем лепестке.
ІІІ. Рефлексивный этап (Слайд 12).
– Чему мы учились сегодня на уроке? Что повторили?
Закончите высказывания:
Самым интересным для меня было…
Самым сложным для меня было….
Я знаю, как найти целое…. часть…..
Я знаю части числа 10 ….. (очень хорошо, нужно повторить)
Я могу объяснить другу……
На 6 лепестке отметьте своё настроение
На 7 лепестке отметьте, был ли урок для вас интересным