№ | Схема самоанализа урока учителя в условиях введения ФГОС Этапы анализа | Баллы |
1 | Основные цели урока: образовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | 3 |
2 | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность, взаимосвязь этапов урока, целесообразность распределения времени по этапам урока, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели | 3 |
3 | Обеспечение учителем мотивации изучения темы урока. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность обучающегося | 3 |
4 | Соответствие урока требованиям ФГОС: | |
4.1 | Ориентация на новые образовательные стандарты | 3 |
4.2 | Нацеленность деятельности на формирование УУД | 3 |
4.3 | Использование современных образовательных технологий | 3 |
5 | Содержание урока: | |
5.1 | Место урока в системе уроков по данной теме с учётом программных требований, содержания материала | 3 |
5.2 | Освещение учебного материала с научной точки зрения, его соответствие возрастным особенностям обучающегося | 3 |
5.3 | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающегося с целью развития его познавательной активности и самостоятельности | 3 |
5.4 | Связь нового и ранее изученного программного материала, наличие межпредметных связей | 3 |
5.5 | Использование разнообразных видов учебной деятельности | 3 |
5.6 | Чередование заданий разной степени сложности | 3 |
5.7 | Подача материала на уроке в строгой и логической последовательности для овладения обучающимся системой знаний | 3 |
5.8 | Соответствие наглядного (демонстрационного) материала на уроке его целям, содержанию | 3 |
5.9 | Соотнесение поставленных целей урока достигнутым | 3 |
5.10 | Достаточный уровень формирования навыков рефлексивных действий на уроке (адекватная оценка своей готовности к уроку, выполненной работы, выявление неудачных вариантов решений, причин затруднений и т. п.) | 3 |
5.11 | Эффективность выбранного вида контроля | 3 |
5.12 | Рефлексия содержания учебного материала и учебной деятельности | 3 |
6 | Методика проведения урока: | |
6.1 | Актуализация знаний и способов деятельности обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей, темпа работы, степени обученности и уровня обучаемости | 3 |
6.2 | Использование методов индукции и дедукции | 3 |
6.3 | Соотношение деятельности учителя и деятельности обучающегося. Объём и характер самостоятельной работы | 3 |
6.4 | Соответствие структуры проведённого урока его типу | 3 |
6.5 | Применение диалоговых форм общения | 3 |
6.6 | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучающегося | 3 |
6.7 | Целесообразность использования средств обучения в соответствии с типом урока и его темой | 3 |
6.8 | Получение предметных, метапредметных и личностных результатов | 3 |
6.9 | Нацеленность урока на формирование УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) | 3 |
6.10 | Использование современных образовательных и здоровьесберегающих технологий на уроке | 3 |
6.11 | Применение принципов коррекционно-развивающего обучения | 3 |
6.12 | Формирование навыков самоконтроля и самооценки | 3 |
7 | Психологические аспекты урока: | |
7.1 | Морально-психологическая обстановка на уроке. Создание ситуации успеха, психологической поддержки | 3 |
7.2 | Учёт учителем уровней актуального развития обучающегося и зоны их ближайшего развития | 3 |
7.3 | Направление учебной деятельности на развитие памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления, речи | 3 |
7.4 | Приёмы релаксации на уроке | 3 |
7.5 | Знание учителем возрастной психологии | 3 |
8 | Домашнее задание: | |
8.1 | Целесообразность задания на дом | |
8.2 | Соответствие характера задания уровню подготовленности обучающегося | |
8.3 | Дозировка объёма, доступность задания, дифференциация, предоставление права выбора | |
9 | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя | |
| Итого : | |
| П р и м е ч а н и е – За каждый критерий ставятся баллы от «0» до «3»: «0» – критерий отсутствует, «1, 2» – критерий проявляется частично, «3»– критерий проявляется в полном объёме. Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя: «1,5» балла – если характеристика показателя приближается к «2»; «2,5» балла – если характеристика показателя приближается к «3»; Максимальный балл: n = 117. Коэффициент качества урока, проведённого учителем: Ку = n/117 * 100%=90% Ку = (45 – 64) % – урок проведён удовлетворительно. Ку = (65 – 79) % – допустимый уровень проведения урока. Ку = (80 – 100) % – урок соответствует требованиям ФГОС. | |