Тема: «Сложение и вычитание величин»
УМК «Школа России», 4 класс
Цели: познакомить с письменными приемами сложения и вычитания величин; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умения преобразовывать величины, решать задачи.
Основные виды учебной деятельности:
Выполнять действия с величинами, значение которых выражены в разных единицах измерения.
Записывать вычисления в строчку и столбиком.
Планируемые предметные результаты:
Учащиеся научаться пользоваться приемами письменного сложения и вычитания величин; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Универсальные учебные действия:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
1 Орг момент.
Итак, друзья, внимание-
Вновь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнем мы наш урок!
Сегодня к нам пришли гости. Они примут участие в нашем уроке.
У нас урок математики.
2 Актуализация знаний.
- Посмотрите на таблицу. В ней зашифровано слово.
Чтобы узнать слово, что надо сделать?
(решить примеры и расставить карточки)
( по 1 дети подходят к доске и расставляют карточки с буквами).
464 800 380 443 540 60 128 16
Л 38000:100
Ч 380+160
И 678-235
В 458+6
Е 560+240
И 600.10:100
Н (24+8).4
Ы 36:1-20
-Какое слово получилось?
(величины)
- А какие величины вы знаете? Поиграем в игру «Поймай мяч, назови величину»
(Единица длины, массы, времени, площади)
(кг, г, см, с, и т.д) (Слайд)
-Над чем же мы будем работать на уроке? Определите тему урока.
(величины, единицы измерения)
- Выполним задания «Заполни пропуски» на карточках.
Карточка №1
4 сут. =…….ч
8004 м =……км……м
19 кг =……….г
3 т 5 ц =……….кг
6 ц =……..кг
530 см =………м……..см
190 мин=….ч…мин.
Взаимопроверка в парах. Ответы на доске (Слайд)
-Что нам нужно было знать, чтобы выполнить это задание?
(Уметь переводить одни единицы в другие, знать сколько содержится мелких единиц в более крупных. )
-Какая самая маленькая ед. измерения длины? (мм)
-Что можно измерить в мм.? (отрезки )
-Где вы её можете увидеть? (на линейке)
3 Постановка проблемы.
Самоопределение к деятельности.
- Открываем тетради и пишем число, классная работа.
-Начертите отрезки длиной 3 см и 5 см.
-На сколько см первый отрезок короче второго? (на 2см)
-Как вы вычисляли? ( из 5 вычли 3)
-Запишите решение в тетрадь.
-Ниже начертите отрезок длиной 3 см 5 мм
-Как узнать, на сколько см этот отрезок короче второго отрезка?
(из 5 см вычесть 3 см 5 мм)
- Умеем вы вычитать такие величины (нет)
-Какой способ вычисления вы предлагаете? ( )
-Сформулируйте задачи нашего урока?
(Научиться выполнять сложение и вычитание величин, повторение соотношение единиц)
-Что нам поможет достичь результата?
(я думаю нам поможет: учебник, учитель, новые знания)
4 Изучение нового материала.
-Вы сейчас все будете исследователями.
- Что нужно сделать, чтобы выполнить вычисления?
(Перевести в одинаковые величины)
- В каких единицах мы будем выражать величины в нашем примере?
(В миллиметрах)
- Выполните преобразование и вычислите. (5см=50мм,3см5мм=35мм, 50-35=15мм, 15мм=1см5мм)
-Какие слова помощники мы использовали для решения данных примеров?
(Заменяем, выполняем, переводим)
- Составим алгоритм решения подобных примеров.
Алгоритм сложение и вычитание величин.
Заменяем крупные единицы мелкими
Выполняем действия как числами
Переводим мелкие единицы в более крупные (Слайд На доске)
-Что в процессе исследовательской работы мы получили.
(алгоритм для вычисления разных единиц)
- Какие величины можно складывать и вычитать? (одинаковые)
- Как складывать и вычитать величины? (повторение алгоритма)
5 Первичное закрепление.
-Где мы можем подтвердить свои предположения? ( в учебнике)
-Откройте учебник на с. 67
1 ученик читает материал под красной чертой.
-Подтвердились наши предположения? (да)
6 Физкульминутка
7. - Закрепим наши знания.
- Что нужно помнить выполняя действия с величинами? ( алгоритм)Слайд
- Решим №313 устно.
№314 письменно с комментированием у доски.
(Учащиеся работают у доски)
12 м 86 см + 3 м 45 см =
5 ч 48 мин + 35 мин =
45 т 275 кг – 18 т 130 кг =
26 кг 350 г – 24 кг 002 г =
-Где используется очень часто умение складывать и вычитать величины? (при решении задач)
Решение задачи №316.
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? ( На видеокассету записали фильм. ) (Слайд что такое видеокассета)
Составим схематический чертеж. Что будет целым? (Все расчетное время -210 мин.)
Из каких частей оно состоит? ( Первый фильм, второй фильм и остальное время.)
Что нужно сделать, чтобы узнать, войдет ли еще один фильм на кассету? (Найти оставшееся время и сравнить его с 23мин)
Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению задачи?
(Все величины привести к единой единице)
-
1ч 27мин=87 мин
-
1ч 38мин = 98мин
-
87+98 = 185 (мин)- два фильма
-
210-185 = 25 (мин) – остаток на кассете
-
25мин 23мин
Ответ: можно записать фильм
№318.
- Прочитайте задание.
- Рассмотрите рисунок и найдите треугольник АСД. Что можно о нем сказать? ( Он состоит из двух треугольников АКД и АСК)
- Как найти площадь АСК? (Это половина площади прямоугольника АВСК)
- Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножаем на ширину)
- Как найти площадь АКД? (Это половина площади прямоугольника АКДМ)
- Теперь найдем площадь АСД ( Сложим площади двух треугольников)
- Можно и другим способом найти площадь, кто догадался? (Найдем площадь прямоугольника МВСД и делим по полам)
- Как найти периметр? (Измерим длины сторон и сложим их)
8.Домашнее задание
№315,317 стр.67
9.Рефлексия
- Самостоятельно выполните задания «Проверь себя» стр.67 Оцените свою работу. У учащихся свои карточки-алгоритмы
1) Какая тема была сегодня на уроке?
2)Какие цели ставили?
3)Достигли или не достигли мы поставленных нами целей?
4)Чему научились мы сегодня на уроке? Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин?
5)Что для этого мы применяли?
6)Что особенно понравилось на уроке?
7)Что показалось сложным?
8)Над чем ещё необходимо поработать?
10. Подведение итогов урока
- Чему научились мы сегодня на уроке? Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин?
Карточка №1
4 сут. =…….ч
8004 м =……км……м
19 кг =……….г
3 т 5 ц =……….кг
6 ц =……..кг
530 см =………м……..см
190 мин=….ч…мин.
Карточка №1
4 сут. =…….ч
8004 м =……км……м
19 кг =……….г
3 т 5 ц =……….кг
6 ц =……..кг
530 см =………м……..см
190 мин=….ч…мин.
1) Какая тема была сегодня на уроке?
2) Какие цели ставили?
3) Достигли или не достигли поставленных нами целей?
4) Чему научились мы сегодня на уроке?
5) Что для этого мы применяли?
6) Что особенно понравилось на уроке?
7) Что показалось сложным?
8) Над чем еще необходимо поработать?
1) Какая тема была сегодня на уроке?
2) Какие цели ставили?
3) Достигли или не достигли поставленных нами целей?
4) Чему научились мы сегодня на уроке?
5) Что для этого мы применяли?
6) Что особенно понравилось на уроке?
7) Что показалось сложным?
8) Над чем еще необходимо поработать?