«Сложение отрицательных чисел»
(урок изучения новых знаний)
Ф.И.О. Ермолина Евгения Анатольевна
Место работы: МКОУ «Иконниковская средняя школа» Красносельского муниципального района Костромской области
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Класс: 6 класс
Цели: ввести правило сложения отрицательных чисел на конкретной задаче,
Добиться усвоения учащимися правила сложения отрицательных чисел и умения применять его при выполнении сложения;
Прививать каждому ученику самостоятельные навыки, развивать познавательный интерес к предмету. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: рабочая карта урока, карточки, сигнальные карточки.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
«Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев» (Саади).
Практическая деятельность учащихся
1.Найти значение выражения: а)
Б)
В)
2.Решите уравнения:
Сообщение темы урока
Учитель:
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Мы научились сравнивать отрицательные числа, складывать числа с помощью координатной прямой, но это долго и не всегда удобно.
Какое действие еще можем выполнять с отрицательными числами?
Ученик:
-Сложение.
Учитель:
-Как сформулируем тему нашего урока?
Сложение отрицательных чисел.
Запишите в тетради и поставьте перед собой цель, чему мы должны научиться сегодня.
Историческая справка. Еще во втором веке до нашей эры Китайский император, разгневавшись на ученых, велел сжечь все научные книги , а их авторов и читателей казнить. Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках, откуда известно, что китайцы не знали правила сложения отрицательных чисел. Впервые их сформулировали индийские ученые. Китайцы не смогли вывести правило сложения отрицательных чисел в свое время, а мы сегодня на уроке постараемся это сделать.
5. Изучение нового материала.
1.Практическая работа.
Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой (на доске заранее нарисованы координатные прямые. Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют сложение отрицательных чисел на координатной прямой.
А)-3+(-2)=-5
Б)-1,5+(-3)=-4,5
В)-5+(-1)=-6
2.Сравните данные выражения, что общего? (Во всех примерах найти сумму двух отрицательных чисел)
Чем отличаются? ( Разные слагаемые)
Рассмотрим первое выражение.
-3+(-2)=5
Как получить число 5, не учитывая знаков? ( сложить числа 3 и 2)
Что мы с вами сложили? (модули чисел 3 и 2)
Проверьте, так ли это для других выражений?
Попробуйте сформулировать правило самостоятельно.
Прочитайте правило на стр. 176.
Сравните ваше правило с правилом учебнике.
Правило.
3.Работа в парах.
Проговорите друг другу правило сложения отрицательных чисел.
4.Усвоение новых знаний.
1.Стр.177 №1045
Первый столбик – цепочкой на доске. Учащиеся устно проговаривают решение остальные пишут ответы в тетрадях. Второй столбик выполняют самостоятельно. Проверяют – взаимопроверка, выставляют баллы в рабочей карте урока, третий столбик – под контролем учителя проговаривают правило.
- Придумайте и решите свои примеры на сложение отрицательных чисел.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Стр.178 №1050
- Что значит расположить числа в порядке убывания? (от большего числа к меньшему)
- Как сравнивают отрицательные числа?
7. Самостоятельная работ и осуществление контроля.
Вариант 1
Найти значение суммы
1)-11+(-7)
2)-7+(-9)
3)-5,5+(-3,4)
4)-1,55+(-1,55)
Вариант 2
Найти значение суммы
1)-5,1+(-3,5)
2)-1,04+(-1,04)
3)-1 + (-3)
4) - + (-)
Самопроверка с доски. Выставляют баллы в рабочую карту урока.
8. Рефлексия и оценивание учащихся
-Какую цель ставили перед собой?
-Сформулируйте правило.
- Достигли ли этой цели?
-Довольны или не довольны своей работой?
9.Домашнее задание.
Параграф 32
1 группа: №1056( 1 и 2 столбик)
2 группа: №1056(ж,и,л),№1059 (а).